Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Законодательная власть. Парламент: структура и полномочия.




Законодательная власть - высший орган (институт) государственной власти, ее представительный орган - парламент.

Слово "парламент" впервые появилось в Англии (Parlиament), причем слово французское ( "parler" - "говорить", парламент - место, где говорят). Чаще всего дается следующее понимание понятия "парламент". Парламент (в Беларуси - Национальное собрание) - это выборы населением высший представительный орган государственной власти в стране. При толковании понятия парламента, обычно применяют термины: высший законодательный и представительный орган.

"Представительный" означает то, что в парламент избираются представители населения страны - депутаты.

"Законодательный" означает их действия - принятие законов.

 Отсюда - две функции парламента: законодательная и представительная.

Место и роль парламента обычно закрепляются в конституциях. Иногда в них подчеркивается его особый статус. Например, в Японии фиксирует, что парламент является высшим органом государственной власти и единственным законодательным органом государства.

В некоторых конституциях особая роль парламенту не подчеркивается, а там обычно сообщается, чем он должен заниматься (Франция).

 Встречаются различные классификации парламентов, но чаще всего начинают классификацию согласно структуры.парламенты бывают одно- и двухпалатные. В Беларуси - двухпалатный: Совет Республики и Палата представителей.

Формируются парламенты в зависимости от структуры. Если однопалатный, тогда он, как правило, выбирается гражданами. В основном выбираются путем прямого, всеобщего равного выбора и тайного голосования. Если двухпалатный, тогда одна его палата (нижняя, в Беларуси Палата представителей) выбирается гражданами, а вторая (верхняя) палата формируется по-разному.

Существует несколько способов. Первый - путем прямых выборов с некоторыми особенностями (США). Второй - формирование верхней палаты непрямыми - многоступенчатыми или косвенными выборами (Франция, Норвегия, Индия). Граждане выбирают депутатов, а затем те из своего окружения выбирают верхнюю палату. Третий способ - назначение (Канада, Иордания, Багамы, Бермуды и т.д.). Четвертый иногда называют феодальным способом формирования (Великобритания).

Структура парламента:

а) палаты;

б) спикер, вице-спикеры (председатель палаты и его заместители), его полномочия распространяются практически на все сферы парламентскойдеятельности (представительная, дисциплинарная, формирует повестку дня, обеспечивает рассмотрение законов, руководит дебатами, подводить итоги и т.д.);

в) постоянные парламентские комиссии - образуются для проведения подготовительной работы по разработке и оценке законопроектов, контроля заисполнением законов, за деятельностью исполнительной власти. Как правило, создаются пропорционально от фракций;

г) временные комиссии или комитеты - для рассмотрения какой-либо конкретного дела;

д) партийные фракции (группы, клубы и т.д.), их бывает разное количество в разных странах, имеют широкие полномочия - участвуют в формировании руководящих органов парламента, постоянных комиссий, если какая-то фракция

большинство в парламенте - формирует правительство и др .;

е) руководство фракций (лидер, группа);

ж) другие органы: ревизоры, контролеры, уполномоченные по правам человека, счетные комиссии (счётные палаты) для проверки выполнения бюджета и др.

Компетенция либо полномочия парламента:

- Издание законов;

- Финансовые права (установление налогов, выпуск займов, денег, контроль за расходованием государственных средств и др.), главное право парламента - утверждать бюджет страны;

- Налоговые полномочия;

- Полномочия во внешней политике (ратификация соглашений и домов);

- Формирование государственных органов (выбирают, утверждают или дают согласие на назначение должностных лиц);

- Формирование судебной власти (выбирают или назначают высших судей);

- Парламентский контроль (обсуждение, создание комиссий, депутатский запрос, объявление вотума недоверия, импичмент).

Законы обсуждаются и принимаются во время сессий – депутатскихзаседаний в течение года с перерывами в виде каникул.

На сессиях решаются все вопросы, относящиеся к компетенции парламента.

Для того, чтобы проект стал законом, он должен пройти все необходимые стадии, которые называются законодательным процессом.

Глава государства и его полномочия. Институт президентства.

В случаях, когда глава государства возглавляет абсолютную монархию, является президентом в президентской республике – он воплощает исполнительную власть. При других формах управления исполнительная власть - это правительство во главе с председателем (премьер-министр, канцлер и т.д.).

Виды глав государства:

а) монарх (Япония, Нидерланды, Саудовская Аравия, Катар, Свазиленд и др) - известный три способа, путем которых монарх занимает престол: наследование, избрание своей семьи или старейшинами династий, избрание другими монархами, которые возглавляют субъекты федераций государства (Малайзия);

б) президент (Беларусь, Россия, США и т.д.) - эту должность можно получить путем избрания народом, гражданами; избрания парламентом; специальными коллегиями;

в) глава в виде коллегиального органа (СССР, Куба), избираемый парламентом, причем определенные полномочия переданы одному из представителей этого органа;

г) глава по совместительству (земли в ФРГ) - эту функцию выполняет глава правительства в землях Германии (земля - ​​субъект федерации);

д) генерал-губернатор (Канада, Австралия, Новая Зеландия и др.);

е) узурпаторы (военные перевороты) - получение власти незаконным путем;

ж) племенной вождь (Западная Самоа) - такая форма главы государства осталась только в одном государстве. После его смерти будет избран президент.

В разных источниках отмечены различные варианты полномочий главы государства. Но возможно выделить наиболее характерные и специфические полномочия главы государства.

Выделяет следующие полномочия главы государства:

- Представительные - глава государства олицетворяет собой свою страну во время значительных событий в государственной жизни, совершения официальных визитов в другие страны, международных форумов, проведения переговоров и подписания домов, соглашений;

- Главный дипломат - полномочия в сфере международных отношений либо в области внешней политики;

- Государственное управление - назначает правительство, формирует исполнительную власть (реально или номинально);

- Законодательные - инициировать законопроект, созыв и роспуск парламента, право вето, издания актов, которые могут иметь законодательный характер и др .;

- Военная сфера - верховный главнокомандующий;

- Сфера личного статуса - награждение орденами и медалями, присвоение различных званий, предоставление гражданства;

- Государственная безопасность - координация вопросов, касающихся разведки, контрразведки, борьбы с терроризмом и т.д .;

- Чрезвычайные полномочия - право введения или назначениячрезвычайного положения в государстве;

- Сфера экономики - выбор экономических приоритетов, определение экономического курса страны.

Это наиболее универсальные полномочия главы государства.

Институт президентства.

Главным и наиболее значительным отличием президента республики от монарха в том, что должность президента выборная. Главой государства в республике формально и юридически может быть выбран практически любой гражданин, соответствует всем установленным цензом. Президент выбирается на определенный срок. Это временная должность. Очень важную роль играет президент в президентской республике. В таком государстве президент возглавляет исполнительную власть и совмещает в одной лице полномочия главы государства и главы правительства (США, Мексика, Венесуэла, Египет и др.).

Значительная роль президента в странах со смешанной формой правления (Франция, Португалия, Польша и др.) Он обладает широкими полномочиями как политический руководитель страны в сфере выбора основных экономических приоритетов и направлений, в сфере международных отношений; существенными средствами воздействия на законодательный процесс; реальной исполнительной властью; управляет армией, силами правопорядка, тысячами государственных служащих и т.д.

Президент парламентской республики не обладает какой-либо реальной властью в сфере экономики, внутренней и внешней политики, активного участия в управлении государственными делами не принимает. Он выполняет функции символа государства, представительские функции.

В любом случае президент должен добросовестно исполнять свои обязанности. Иначе в отношении президента может быть начата процедура импичмента. Импичмент - это отстранение главы государства от власти за сделанные нарушения конституции, закона, какие-либо правонарушения, за совершение действий, которые не совместимы с высокой должностью главы государства.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 198.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...