Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Налоговые органы: источники. структура, функции и полномочия 10 страница




В этой связи противоправность налогового правонарушения представляет собой поведение налогоплательщика или иного обязанного лица, противоречащее предписаниям, содержащимся в актах законодательства о налогах и сборах, и выражающееся в совершении им действий, от которых он обязан был воздержаться, либо в несовершении действий, которые он обязан был совершить.

Следует отметить, что действующее законодательство о налогах и сборах не указывает обстоятельства, которые исключали бы противоправность деяния. Представляется, однако, что к таким обстоятельствам целесообразно было бы отнести крайнюю необходимость, коллизию обязанностей, выполнение должностным лицом организации-правонарушителя своих должностных обязанностей, действие на основе незаконного приказа (распоряжения) руководителя. При этом обстоятельства, исключающие противоправность, необходимо отличать от обстоятельств, исключающих виновность.

4. Правонарушениями признаются только общественно вредные деяния. Применительно к налоговым правонарушениям данный признак выражается в причинении государству или муниципальному образованию имущественного вреда в виде недополучения бюджетных доходов.

5. Даже обладающее свойствами противоправности и общественной вредности деяние не может быть признано налоговым правонарушением, если отсутствует вина лица в его совершении. Традиционно правовая наука рассматривает правонарушение как виновное деяние, то есть презюмируется, что в момент совершения правонарушения лицо должно осознавать противоправный характер своего поведения и предвидеть возможность наступления его общественно вредных последствий. Если в силу каких-либо обстоятельств (малолетства, невменяемости, юридической или фактической ошибки) лицо не осознает противоправность и вредоносность своего поведения, то нет и правонарушения.

6. За совершение налогового правонарушения Налоговым кодексом РФ предусмотрено применение к виновному лицу налоговых санкций. Последние представляют собой меру государственного принуждения, назначаемую налоговым органом или судом и направленную на сужение имущественной сферы правонарушителя и изменение отношений собственности. Единственным видом налоговых санкций согласно положениям гл. 16 НК РФ является штраф.

1. Ответной мерой государства на совершение налогового правонарушения является налоговая ответственность. По своей сути это сложное охранительное правоотношение между государством и нарушителем законодательства о налогах и сборах, где государству в лице налоговых органов принадлежит право взыскания налоговых санкций за совершенное налоговое правонарушение, а нарушителю - обязанность их претерпевания.

2. Возникновение налоговой ответственности связано с фактом совершения налогового правонарушения конкретным лицом. В этот момент между ним и государством в лице налоговых органов возникают налоговое правоотношение и налоговая ответственность. Последняя с момента совершения налогового правонарушения существует в виде обязанности правонарушителя отчитаться перед государством в содеянном и подвергнуться мерам принуждения налогово-правового характера, иными словами, претерпеть действие налоговой санкции.

3. Реализация налоговой ответственности означает то, что после возникновения налогового правоотношения права и обязанности его субъектов были реализованы в точном соответствии с предписаниями Налогового кодекса РФ. Этому предшествуют весьма сложные фактические отношения между субъектами, направленные на установление характера и пределов взаимных прав и обязанностей и осуществляемые в определенной процессуальной форме. После уточнения содержания и объема прав и обязанностей субъектов налоговая ответственность находит свое реальное воплощение в процессе взыскания налоговых санкций. При этом налоговая ответственность остается нереализованной в следующих случаях:

а) налоговое правоотношение не было выявлено налоговыми органами;

б) лицо не подлежит налоговой ответственности ввиду наличия таких исключающих ответственность обстоятельств, как:

отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения (п. 2 ст. 109 НК РФ);

совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим к моменту совершения деяния 16-летнего возраста (п. 3 ст. 109 НК РФ);

истечение сроков давности привлечения к налоговой ответственности (п. 4 ст. 109 НК РФ).

4. Основанием налоговой ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава налогового правонарушения, предусмотренного НК РФ.

Само понятие "состав налогового правонарушения", к сожалению, не используется российским законодателем. Однако оно имеет огромное теоретическое и практическое значение, позволяя определить ту совокупность признаков налогового правонарушения, которая необходима и достаточна для привлечения виновного лица к налоговой ответственности.

Состав налогового правонарушения включает в себя четыре элемента:

1) объект;

2) субъект;

3) объективная сторона;

4) субъективная сторона.

Объектами налоговых правонарушений являются те общественные отношения, которым в результате совершения таких правонарушений причиняется вред. Объектом налоговых правонарушений выступают фискальные интересы государства, направленные на формирование доходной части бюджетов всех уровней.

Субъектами налоговых правонарушений являются лица, совершившие такие правонарушения и способные понести за них налоговую ответственность. Для того чтобы быть признанным субъектом налогового правонарушения, лицо должно удовлетворять совокупности обязательных признаков, указанных в НК РФ.

Объективная сторона налогового правонарушения представляет собой внешнее проявление налогового правонарушения, то есть его физическую сторону, которая может непосредственно восприниматься с помощью органов чувств человека. Объективная сторона означает такую характеристику противоправного (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяния, которая позволяет ответить на вопрос о том, каким способом это деяние совершено. При этом по конструкции объективной стороны (то есть по способу ее законодательного описания) все составы налоговых правонарушений подразделяются на материальные и формальные.

Материальными называются составы налоговых правонарушений, объективная сторона которых представляет собой единство трех элементов:

1) противоправного деяния (действия или бездействия);

2) негативных последствий;

3) причинно-следственной связи между противоправным деянием и негативными последствиями.

Такие налоговые правонарушения признаются оконченными в момент наступления вредных последствий.

Формальными, напротив, называются составы налоговых правонарушений, момент окончания которых непосредственно не связывается с фактическим наступлением вредных последствий. Для признания таких правонарушений оконченными достаточно самого факта совершения описанного в НК РФ противоправного деяния. Вредные же последствия лежат за пределами объективной стороны и на квалификацию налогового правонарушения не влияют.

К материальным составам налоговых правонарушений относится, например, неуплата или неполная уплата сумм налога или сбора (ст. 122 НК РФ), к формальным - нарушение срока постановки на учет в налоговом органе (ст. 116 НК РФ).

Субъективная сторона налогового правонарушения образует его психологическое содержание, поэтому она является внутренней (по отношению к объективной) стороной налогового правонарушения. Субъективная сторона характеризует психическую деятельность лица, непосредственно связанную с совершением налогового правонарушения. В НК РФ нашел отражение традиционный подход к субъективной стороне, в основе которого лежит вина правонарушителя.

5. Налоговая ответственность выполняет три функции:

1) карательную (штрафную);

2) превентивно-воспитательную;

3) восстановительную.

При этом основной из перечисленных функций является карательная. Карательное воздействие налоговой ответственности, как и любого другого вида юридической ответственности, начинается с осуждения (порицания) правонарушителя и совершенного им деяния. Осуждение обладает значительным карательным потенциалом, направленным на психику субъекта и заключающимся в признании его налоговым правонарушителем. Затем в качестве основного орудия карательного воздействия налоговой ответственности к правонарушителю применяются налоговые санкции (штраф), влекущие сужение его имущественной сферы. За применением налоговой санкции следует состояние налоговой наказанности правонарушителя, так как в п. 3 ст. 112 НК РФ прямо определяется, что "лицо, с которого взыскана налоговая санкция, считается подвергнутым этой санкции в течение 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда или налогового органа".

Состояние налоговой наказанности имеет не только карательный, но и частнопревентивный аспект воздействия, поскольку единственным обстоятельством, отягчающим налоговую ответственность, согласно п. 2 ст. 112 НК РФ признается совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение. Лицо, претерпевающее состояние налоговой наказанности, осознает, что в случае совершения им повторного налогового правонарушения сумма штрафа будет увеличена в два раза (п. 4 ст. 114 НК РФ).

Как видно, карательное воздействие налоговой ответственности не сводится только к воздействию, осуществляемому налоговыми санкциями. Оно намного шире и сложнее. При этом оно должно быть индивидуализированным, справедливым и соразмерным совершенному налоговому правонарушению. Карательной функции налоговой ответственности неизбежно сопутствует превентивно-воспитательная функция, но если кара не является индивидуализированной и справедливой, то ни о каком воспитательном воздействии не может быть и речи.

Одновременно с карательной функцией налоговой ответственности осуществляется ее восстановительная функция. При существующей в настоящее время системе налоговых санкций налоговая ответственность помимо целей возмездия и предупреждения налоговых правонарушений преследует также цель пополнения бюджета государства или муниципальных образований. В результате применения штрафов происходит возмещение потерь, понесенных государственным или муниципальным бюджетом от нарушения обязанности по уплате налогов (сборов).

 

54. Налоговая санкция + сроки привлечения и сроки давности

Институт юридической ответственности в целом и налоговой ответственности в частности неразрывно связан с таким понятием, как срок давности привлечения к ответственности. Данный срок отводится государству для преследования лица, совершившего правонарушение. По истечении этого срока лицо не может быть подвергнуто наказанию.

В соответствии с п. 1 ст. 113 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к налоговой ответственности, истекли три года. При этом истечение срока давности отнюдь не является реабилитирующим основанием для освобождения налогоплательщика или иного обязанного лица от ответственности за совершение налогового правонарушения, то есть лицо считается виновным в совершении налогового правонарушения, однако к нему не применяются налоговые санкции. Таким образом, государство считает возможным воздержаться от взыскания с виновного лица налоговой санкции по истечении 3-летнего срока давности.

Однако для применения института давности привлечения к налоговой ответственности необходимо не только установить сам размер срока давности, но также определить: с какого момента начинается и в какой момент прекращается течение срока давности; какие обстоятельства приостанавливают течение этого срока; какие периоды не учитываются при его исчислении и возможно ли (если возможно, то в каких случаях) восстановление пропущенного срока давности.

1. С какого момента начинается течение срока давности привлечения к налоговой ответственности?

НК РФ связывает начало течения срока давности привлечения к налоговой ответственности с моментом совершения противоправного деяния, содержащего признаки налогового правонарушения. При этом "точка отсчета" в исчислении срока давности варьируется в зависимости от вида налогового правонарушения. В отношении правонарушений, предусмотренных ст. 120 НК РФ ("Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения") и ст. 122 НК РФ ("Неуплата или неполная уплата налога"), срок давности исчисляется со следующего дня после окончания того налогового периода, в котором было совершено правонарушение. В отношении всех остальных налоговых правонарушений срок давности исчисляется со дня их совершения. Данное различие объясняется тем, что материальные составы налоговых правонарушений, указанные в ст. 120 и ст. 122 НК РФ, предусматривают в качестве обязательного признака объективной стороны наличие недоимки. Недоимка же может быть выявлена только по окончании налогового периода. Соответственно, до истечения этого периода невозможно сделать вывод о наличии налогового правонарушения.

2. С какого момента прекращается течение срока давности при влечения к налоговой ответственности?

В прежней редакции ст. 113 НК РФ не содержала положений, определяющих момент окончания срока давности привлечения к налоговой ответственности.

С 1 января 2007 г. в связи с вступлением в силу Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ течение срока давности привлечения к налоговой ответственности прекращается в момент вынесения решения о привлечении к налоговой ответственности (абз. 1 п. 1 ст. 113 НК РФ).

3. Возможно ли приостановление и восстановление срока давности привлечения к налоговой ответственности?

Законодательное регулирование вопроса приостановления и восстановления срока давности привлечения к налоговой ответственности не отличается стабильностью.

В первоначальной редакции ст. 113 НК РФ содержала положение, согласно которому течение срока давности привлечения к налоговой ответственности прерывалось, если до его истечения лицо совершило новое налоговое правонарушение или иное нарушение законодательства о налогах и сборах. Исчисление срока давности в этом случае начиналось со дня совершения нового нарушения законодательства о налогах и сборах либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено новое нарушение законодательства о налогах и сборах.

Затем при редактировании части первой НК РФ законодатель исключил указанное положение из ст. 113 НК РФ. Таким образом, с момента вступления в силу Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 154-ФЗ <1> прерывание течения срока давности привлечения к налоговой ответственности не допускалось.

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 9 июля 1999 г. N 154-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" // СЗ РФ. 1999. N 28. Ст. 3487.

 

Следует отметить, что подобное законодательное регулирование вызывало нарекания среди правоприменителей. В связи с этим летом 2005 г. ФАС Московского округа подал в Конституционный Суд РФ запрос о проверке конституционности ст. 113 НК РФ. По мнению суда, положения данной статьи (в части, не предусматривающей прерывания течения срока давности привлечения к налоговой ответственности для случаев, когда до его окончания налогоплательщик совершает новое налоговое правонарушение) способствуют тем самым умышленному неисполнению налогоплательщиком конституционной обязанности по уплате законно установленных налогов и сборов. А это не соответствует предназначению института давности привлечения к налоговой ответственности и делает невозможным применение мер государственного принуждения, призванных обеспечить исполнение этой конституционной обязанности всеми налогоплательщиками в равной мере.

В ответ на указанный запрос Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 14 июля 2005 г. N 9-П <1> указал, что отсутствие возможности прервать срок давности привлечения к налоговой ответственности само по себе не является нарушением Конституции РФ, поскольку баланс частных и публичных интересов при определении последствий пропуска срока давности привлечения к налоговой ответственности может достигаться иными способами, установленными в правовой системе РФ, в том числе путем приостановления этого срока.

--------------------------------

<1> Постановление Конституционного Суда РФ от 14 июля 2005 г. N 9-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 113 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Г.А. Поляковой и запросом Федерального арбитражного суда Московского округа" // СЗ РФ. 2005. N 30 (ч. II). Ст. 3200.

 

Однако законодатель, осуществляя соответствующее регулирование, должен исходить из общих принципов юридической ответственности и конкретизирующих их принципов налоговой ответственности, таких как справедливость, соразмерность, пропорциональность и неотвратимость. Указанные принципы, обеспечивая одинаковый объем правовых гарантий всем налогоплательщикам, вместе с тем позволяют учитывать юридически важные по своим последствиям различия в реализации налогоплательщиками обязанности, вытекающей из ст. 57 Конституции РФ.

Необходимо учитывать, что система налогообложения основывается на информации о доходах, представляемой прежде всего самим налогоплательщиком. Неправомерные действия налогоплательщика (в том числе такие, как отказ от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки), препятствующие нормальному ходу налоговой проверки, могут сделать невозможным привлечение к ответственности в связи с истечением срока давности. Отсутствие возможности взыскания налоговых санкций дало бы в таком случае недобросовестному налогоплательщику неправомерное преимущество перед тем налогоплательщиком, который совершил такое же налоговое правонарушение, но не препятствовал проведению налоговой проверки и был с соблюдением срока давности привлечен к налоговой ответственности.

Поэтому КС РФ указал, что впредь до внесения законодателем изменений и дополнений в НК РФ суд, если налогоплательщик препятствует осуществлению налогового контроля и проведению налоговой проверки, может признавать уважительными причины, по которым налоговыми органами был пропущен срок давности привлечения к налоговой ответственности, и взыскивать с недобросовестного налогоплательщика налоговые санкции за те правонарушения, которые выявлены в пределах сроков глубины охвата налоговой проверки на основе анализа соответствующей документации.

При принятии Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ законодатель учел указанную позицию КС РФ. В связи с этим с 1 января 2007 г. ст. 113 НК РФ дополнена п. 1.1, предусматривающим возможность приостановить срок давности привлечения к налоговой ответственности, если лицо, привлекаемое к ответственности, активно противодействовало проведению выездной налоговой проверки, что стало непреодолимым препятствием для ее проведения и определения налоговыми органами сумм налогов, подлежащих уплате в бюджетную систему РФ. Течение срока давности привлечения к налоговой ответственности считается приостановленным со дня составления акта, предусмотренного п. 3 ст. 91 НК РФ <1>. В этом случае течение срока давности привлечения к налоговой ответственности возобновляется со дня, когда прекратили действие обстоятельства, препятствующие проведению выездной налоговой проверки, и вынесено решение о возобновлении выездной налоговой проверки.

--------------------------------

<1> Согласно п. 3 ст. 91 НК РФ (в ред. Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ) при воспрепятствовании доступу должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, на территории или в помещения (за исключением жилых помещений), принадлежащие налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту), руководителем проверяющей группы (бригады) составляется акт, подписываемый им и проверяемым лицом. На основании такого акта налоговый орган по имеющимся у него данным о проверяемом лице или по аналогии вправе самостоятельно определить сумму налога, подлежащую уплате.

 

Что понимается под налоговой санкцией?

 

Как определено в п. 1 ст. 114 НК РФ, налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения. По своей природе она представляет собой разновидность правовой санкции. При этом она обладает как общими признаками, свойственными всем правовым санкциям в целом, так и рядом специфических признаков, в совокупности присущих только ей:

1) налоговая санкция является формой юридической ответственности, поскольку ее применение предполагает итоговую оценку противоправного (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяния, за которое она назначается, как налогового правонарушения;

2) налоговая санкция представляет собой меру государственного принуждения, используемую в сфере публичных финансов;

3) налоговая санкция выполняет три функции - штрафную (карательную), превентивно-воспитательную и восстановительную. Целью карательного воздействия налоговой санкции является возмездие, наказание правонарушителя за совершенное им противоправное деяние, воспитательного воздействия - предупреждение налоговых правонарушений, восстановительного воздействия - компенсация потерь, понесенных государством или муниципальными образованиями в результате недополучения налоговых доходов;

4) налоговые санкции имеют имущественный характер, поскольку согласно п. 2 ст. 114 НК РФ они устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных гл. 16 и 18 НК РФ.

При установлении и применении налоговых санкций законодатель, суд и налоговые органы должны руководствоваться определенными принципами. Как указал в своем Постановлении от 15 июля 1999 г. N 11-П <1> Конституционный Суд РФ, в выборе принудительных мер законодатель ограничен требованиями справедливости, соразмерности и иными конституционными и общими принципами права. Устанавливая ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах, законодатель должен исходить из того, что ограничение прав и свобод возможно, только если оно соразмерно целям, прямо указанным в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ. Так, применение налоговых санкций не должно ставить налогоплательщиков в необоснованно тяжелое материальное положение, влечь прекращение ими предпринимательской деятельности, а также иным образом сверх необходимости ущемлять их права и законные интересы.

--------------------------------

<1> Постановление Конституционного Суда РФ от 15 июля 1999 г. N 11-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Закона РСФСР "О государственной налоговой службе РСФСР" и Законов Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и "О федеральных органах налоговой полиции" // СЗ РФ. 1999. N 30. Ст. 3988.

 

Следование принципу справедливости предполагает дифференцированное установление налоговых санкций в зависимости от характера налогового правонарушения и размера вреда, причиненного им. Следствием большинства налоговых правонарушений является неуплата или неполная (несвоевременная) уплата налогов. Однако такие последствия могут быть результатом различных по своему характеру противоправных деяний налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента). Наибольшую опасность представляют умышленные противоправные деяния (действия или бездействие), направленные на сокрытие объектов налогообложения. Значительно менее опасно занижение налоговой базы или суммы налога, совершенное по неосторожности - в результате различных вычислительных ошибок либо недостаточной квалификации обязанного лица. Между тем последствия обоих этих правонарушений могут быть идентичны - одинаковая сумма недополученных государством или муниципальными образованиями налоговых доходов. Очевидно, что в таком случае налоговые санкции должны быть различны.

При этом размер денежного взыскания, которому подвергается лицо за совершение конкретного налогового правонарушения, должен быть соразмерен содеянному, то есть взыскание должно налагаться с учетом причиненного государству и муниципальным образованиям ущерба в виде недополучения бюджетных средств. Именно поэтому штраф, взыскиваемый за совершение налогового правонарушения, влекущего недоимку по налогам (ст. 119, п. 3 ст. 120, ст. 122, ст. 123 НК РФ), установлен пропорционально сумме такой недоимки.

При установлении и применении налоговых санкций должен строго соблюдаться принцип однократности применения мер юридической ответственности за совершение налогового правонарушения. Согласно данному принципу, закрепленному в п. 2 ст. 108 НК РФ, никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения.

 

Какие виды налоговых санкций существуют?

 

В соответствии с п. 2 ст. 114 НК РФ налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных гл. 16 и 18 НК РФ.

Применение штрафных санкций выступает в качестве основного способа карательного воздействия налоговой ответственности, имеющего своей целью не только наказание виновного лица, но и предупреждение налоговых правонарушений (общая и частная превенция). Штраф влечет сужение имущественной сферы правонарушителя и изменение отношений собственности.

То же самое можно сказать и о пене, хотя не все исследователи считают ее мерой карательного воздействия.

Согласно п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик (плательщик сбора) должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов (сборов) в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Таким образом, основанием начисления пени выступает просрочка уплаты налога. В то же время НК РФ не предусматривает такого самостоятельного вида налогового правонарушения, как несвоевременная уплата налога (сбора), и, соответственно, санкции за это правонарушение. Поэтому "пеня не является мерой налоговой ответственности (что следует из ст. 114 и гл. 16 Кодекса), а представляет собой особый способ обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов (ст. 72 и ст. 75 Кодекса) и поэтому взыскивается вне зависимости от вины налогоплательщика" <1>.

--------------------------------

<1> Бойков О. Налоговые споры в практике арбитражных судов // Российская юстиция. 1999. N 11.

 

Вместе с тем реализация карательной функции налоговой санкции невозможна без установления вины правонарушителя. Как тогда расценивать безвиновный порядок взыскания пени? Конституционный Суд РФ применительно к данной ситуации указал, что в тех случаях, когда пеня имеет характер меры ответственности, а не восстановительный характер мер защиты, недопустимо ее взимание без наличия вины и в бесспорном порядке <1>.

--------------------------------

<1> См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 15 июля 1999 г. N 11-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Закона РСФСР "О государственной налоговой службе РСФСР" и Законов Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и "О федеральных органах налоговой полиции" // СЗ РФ. 1999. N 30. Ст. 3988.

 

Как видно, вопрос о правовой природе пени является весьма спорным. Представляется все же, что пеня является именно особым способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, но никак не мерой налоговой ответственности. Во-первых, на это прямо указывает НК РФ, согласно которому "сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах" (п. 2 ст. 75 НК РФ). Во-вторых, не всякое нарушение норм, закрепленных в актах законодательства о налогах и сборах, может быть признано налоговым правонарушением. Для этого правонарушение должно удовлетворять целому ряду обязательных условий.

В соответствии со ст. 106 НК РФ налоговым правонарушением признается только "виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность". Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение устанавливаются в специальной гл. 16 НК РФ. Отсюда, по мнению автора, следует, что противоправное деяние только в том случае может быть признано налоговым правонарушением, если оно предусмотрено в гл. 16 НК РФ.

Каков срок давности взыскания штрафов?

 

Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ внесены существенные изменения в вопрос исчисления срока давности взыскания штрафов за нарушение законодательства о налогах и сборах. Начиная с 1 января 2007 г. срок давности взыскания штрафов исчисляется следующим образом.

Налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании штрафов (п. 1 ст. 115 НК РФ):

с организации и индивидуального предпринимателя - в порядке и в сроки, которые предусмотрены ст. 46 и ст. 47 НК РФ;










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 361.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...