Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные признаки и направления деятельности правоохранительных органов




Предмет, система и методы учебной дисциплины «Правоохранительные органы»    

 

предметом изучаемого курса является: устройство государственных правоохранительных органов: суда, прокуратуры, дознания и предварительного следствия, их полномочия и назначение

Система состоит из 8 блоков

1. понятие и важнейшие характеристики деятельности правоохранительных органов - осуществление судебной власти и правосудия, прокурорского надзора, предварительного расследования, деятельности адвокатуры и органов судейского сообщества. Здесь же подлежат изучению законодательные акты, являющиеся базисом и основной частью курса. Они рассматриваются не сами по себе, а в плане их практического применения, с учетом развития и совершенствования правовых норм. При изложении вопросов курса используются руководящие постановления Пленума Верховного Суда России, опубликованные данные судебной практики, ведомственные акты прокуратуры и другие источники. На основе положений закона при изучении курса будут использованы ряд определений и формулировок, составляющие понятийный аппарат изучаемой дисциплины;

2. задачи судов и других правоохранительных органов и общественных организаций. Выполняя общие для всех юридических органов задачи по укреплению правового государства, проведению верховенства закона во всех областях жизни общества, всемерной охране прав и законных интересов граждан, государственных органов и организаций, они направляют свою деятельность на достижение особенных и конкретных задач. Этим обусловлена специфика правовых средств и условий их деятельности, полномочий, организационных форм построения и т. д.;

3. основные начала (принципы) организации и деятельности указанных органов. Основываясь на Конституции Российской Федерации, законодательство о судоустройстве воспроизводит конституционные принципы, а затем их развивает и детализирует во многих конкретных нормах с учетом особенностей задач и характера деятельности того или иного органа. Так, следователь при расследовании уголовного дела вправе поручать органам дознания производство розыскных и следственных действий. Суд же, рассматривая дело по существу, должен сам, непосредственно в судебном заседании исследовать и оценить доказательства. 

Одним из принципов организации и деятельности прокуратуры является централизация, единоначалие, подчиненность каждого ниже стоящего прокурора вышестоящему. В судебной же системе действует принцип независимости судей и подчинение их только закону;

4. курс содержит сведения о системе, структуре и составе изучаемых органов, порядке их образования, о требованиях, предъявляемых к кандидатам на должность судей, прокуроров, следователей, адвокатов, о правовом статусе этих лиц.

3) Система судов, органов прокуратуры и предварительного расследования в целях их приближения к населению и упорядочения их работы создается в соответствии с федеральным устройством государства, а также со структурой Вооруженных Сил России. Она состоит из звеньев разных уровней. Орган каждого звена имеет свою, четко определенную в законе компетенцию (подсудность, подследственность).

Значительную сложность имеет судебная система, включающая три самостоятельных ветви судебной власти: Конституционный Суд, арбитражные суды и суды общей юрисдикции. Структура судов и иных правоохранительных органов показывает из каких частей или подразделений они состоят;

5. в курсе рассматриваются и такие вопросы как распределение полномочий между ними, каковы их взаимоотношения с другими участниками процесса и т.д.

При изложении вопросов курса внимание сосредоточено на определение правового статуса тех должностных лиц, которые полномочны выполнять соответствующие юридические функции- правосудия, надзора и др.;

 6. в учебном курсе рассматриваются и компетенция, полномочия, правовые формы и методы работы правоохранительных органов и их должностных лиц. Полномочия достаточно четко указаны в законодательных актах. Однако не всегда законодатель разъясняет содержание правовых норм и применяемую терминологию, что вызывает затруднения при изучении юридических дисциплин, в том числе судоустройственного права. Между тем уяснение полномочий не может ограничиваться только знанием их перечня. Каждое из них требует хотя бы краткой юридической расшифровки. Поэтому в учебном курсе изложены наиболее существенные признаки полномочий суда по рассмотрению дел различными инстанциями, основные характеристики понятий: руководящие Постановления Пленума Верховного Суда России, обобщения судебной практики, указания, санкции прокурора, следственные действия, меры пресечения и др. В полном объеме полномочия суда и других правоохранительных органов изучаются в ряде родственных учебных курсов: уголовного процесса, гражданского процесса и др.;

7. предмет курса включает в себя и такие важные вопросы, как взаимоотношения судов и других правоохранительных органов с органами власти и управления и их взаимоотношения между собой. При этом большое внимание уделяется связи правоохранительных органов и организаций с судами. Основное место отводится вопросам организации и деятельности органов предварительного расследования;

8. одной из важнейших задач при изучении данной учебной дисциплины является овладение юридической терминологией. Однозначное понимание многочисленных терминов способствует лучшему усвоению вопросов учебного курса и других родственных дисциплин. Следует иметь в виду, что очень часто в учебниках и иной учебной литературе по вопросам права, нередко и в законе применяются понятия и термины, пришедшие из римского права. Они давно уже утвердились в русском языке.

Методология учебного курса представляет собой систему методов, используемых при изучении самого предмета дисциплины и представляет собой трехуровневую систему. На общем уровне - применяется исторический и диалектический материализм; на особенном - широкий спектр методов, применяемых рядом гуманитарных учебных дисциплин (анализа, наблюдения, сопоставления и др.), на единичном – методы, применяемые конкретной учебной дисциплиной (изучение нормативной базы и содержание правоприменительной практики).

Система учебного курса «Правоохранительные органы» состоит из Общей и Особенной частей. Общая часть содержит в себе материал об основных понятиях, предмете и системе курса, источниках, исторический очерк развития правоохранительной деятельности, об основных (конституционных) принципах (началах) отправления правосудия и осуществления правоохранительной деятельности, о судебной системе, судебной власти, правовом статусе судей. Особенная часть характеризует содержание, систему и структуру конкретных правоохранительных органов и общественных формирований, участвующих в правоохранительной деятельности, компетенцию и полномочия их должностных лиц и вопросы взаимодействия правоохранительных органов России с зарубежными учреждениями, организациями и формированиями.

Основные признаки и направления деятельности правоохранительных органов










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 253.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...