Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ТЕМА 1. Великобритания в 20-60-х гг. XIX в.                        4 часа




                                   План

1. Политическое развитие после наполеоновских войн. Парламентская реформа. 1832 г.

2. Чартизм. Фритредерство. Тред-юнионизм.

3. Торгово-промышленный подъем 50-60-х гг.

4. Либералы и консерваторы. Парламентская реформа 1867 г.

5. Внешняя и колониальная политика.

 

Методические рекомендации

Тема исследует превращение Великобритании в ведущую мировую индустриальную державу. На основе источников необходимо проанализировать завершающий этап промышленного переворота, изменения в обществе, политическое развитие страны, в частности, борьбу и проведение первой в XIX в. парламентской реформы. При подготовке ответа на второй вопрос необходимо исследовать программные документы чартистов, обратив внимание на структуру первой и второй петиций и течения внутри чартизма. Здесь же затрагивается вопрос о борьбе за фритред, ее причинах и результатах, а также особенностях британского профсоюзного движения. Следующий вопрос выясняет причины превращения Великобритании в мирового экономического лидера – «мастерскую мира». Можно сравнить экономические показатели Англии с успехами современных лидеров. В ответе на четвертый вопрос необходимо охарактеризовать политическую систему как основу современной парламентской демократии, выяснить суть борьбы между либералами и консерваторами и осветить результаты избирательной реформы 1867 г. Последний вопрос посвящен принципам внешней и колониальной политики Британии на европейском континенте и в колониях, а также деятельности выдающихся английских политиков.

 

Источники и литература:

Сборник документов по истории нового времени стран Европы и Америки (1640-1870) / Сост. Е.Е. Юровская. - М.: Высш. школа, 1990.

Джонс Э. Статьи о чартистской программе. Письма. - М.: АН СССР, 1970.

Карлейль Т. Теперь и прежде / Сост. Р.В. Медведева. – М.: Республика, 1994.

Энгельс Ф. Положение рабочего класса в Англии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. – М.: Гос. изд-во политич. литературы, 1956. Т. 2.

 

Айзенштат М.П. Западноевропейский парламентаризм XVIII-XIX вв.: этапы становления и развития. - М.: ИВИ РАН, 2001.

Айзенштат М.П., Гелла Т.Н. Английские партии и колониальная империя Великобритании в XIX в. - М.: ИВИ РАН, 1999.

Викторианцы: столпы британской политики XIX в. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.

Дмитриева О.В. Семь портретов королевы. - М.: Республика, 1998.

Ерофеев Н.А. Английский колониализм в середине XIX в. - М.: Наука, 1977.

Ерофеев Н.А. Туманный Альбион. Англия глазами русских. - М.: Наука, 1989.

История Европы. Т. 5. - М.: Наука, 2000.

Кертман Л.Е. География, история и культура Англии. - М.: Высш. школа, 1979.

Кертман Л.Е. Джозеф Чемберлен и его сыновья. - М.: Мысль, 1990.

Корсаков К.Н. История Великобритании. - М.: Мысль, 1997.

Моруа А. Жизнь Дизраэли. - М.: Наука, 1991.

Трухановский В.Г. Б. Дизраэли, или история одной невероятной карьеры. - М.: Наука, 1993.

Черняк Е.Б. Тайны Англии. - М.: Межд. отношения, 1996.

Яковлев Н.Н. Британия и Европа. - М.: Наука, 2000.

 

ТЕМА 2. Европейские революции 1848-1849 гг.

Занятие 1. Революция 1848 г. во Франции          2 часа

                       План

1. Франция накануне революции.

2. Февральская революция 1848 г., ее причины и задачи.

3. Состав и политика Временного правительства.

4. Июньское восстание рабочих в Париже. Итоги и значение революции.

 

Методические рекомендации

В первом вопросе необходимо охарактеризовать социально-экономическое и политическое положение Франции: кризис 1847-1848 гг., падение авторитета Июльской монархии, рост демократического и либерального движения. Во втором вопросе следует осветить ход Февральской революции в Париже, сформулировать ее основные задачи и роль в ней буржуазии и пролетариата. Третий вопрос посвящен политике коалиционного Временного правительства, его декретам о праве на труд, о создании мобильной гвардии, об организации «национальных мастерских» и др. Следует понять, почему меры правительства вызывали всеобщее недовольство. Последний вопрос затрагивает ход июньского восстания рабочих в столице. Необходимо представить повод к нему, цели восставших, причины поражения. В конце занятия следует подвести итоги революции и выяснить ее отличия от революций конца XVIII в. и 1830 г.

Заполняется таблица «Европейские революции 1848-1849 гг.: сравнительная характеристика».

Занятие 2. Революция 1848-1848 гг. в Германии           2 часа

                                   План

1. Германские государства накануне революции.

2. Мартовские революции 1848 г.

3. Борьба за имперскую конституцию. Майские восстания 1849 г.

4. Итоги и значение революции.

Методические рекомендации

В первом вопросе необходимо охарактеризовать социально-экономическое и политическое положение германских государств: уровень экономического развития, положение различных сословий, программы политических течений на пути объединения страны. Изучение германской революции требует знания работ К. Маркса и Ф. Энгельса, которые являлись участниками событий. Особое внимание следует уделить началу революции в Прусском королевстве. Третий вопрос раскрывает позицию либеральных кругов, участвовавших в работе Франкфуртского парламента. Здесь же необходимо проанализировать выработанную им имперскую конституцию, ее значение для дальнейшего хода революции. В последнем вопросе сравниваются революции во Франции и германских государствах, подводятся итоги.

Заполняется таблица «Европейские революции 1848-1849 гг.: сравнительная характеристика».

Занятие 3. Революция 1848-1848 гг. в Австрийской империи        2 часа

                                    План

1. Империя Австрийских Габсбургов накануне революции.

2. Революция в Вене и славянских землях.

3. Революция в Венгрии.

4. Итоги и значение революции.

 

Методические рекомендации

В первом вопросе необходимо охарактеризовать социально-экономическое и политическое положение различных частей империи Габсбургов: межнациональные отношения, феодальные пережитки в промышленности и сельском хозяйстве, проявления «системы Меттерниха». Во втором вопросе следует уделить внимание революционным событиям в Вене и славянских землях империи весной-летом 1848 г., в частности, мартовскому восстанию в столице, деятельности австрийского Национального собрания, работе Первого Славянского конгресса и июньскому восстанию в Праге. Стремление к национальной независимости проявилось в наибольшей степени в Венгрии, чему посвящен третий вопрос. Необходимо осветить ход венгерской революции в 1848-1849 гг., политические программы венгерских демократов и либералов, причины поражения революции и роль России в нем. В последнем вопросе сравниваются революции во Франции, германских государствах с революцией в Австрийской империи, подводятся итоги.

Заполняется таблица «Европейские революции 1848-1849 гг.: сравнительная характеристика».

Занятие 4. Революция 1848-1848 гг. в итальянских государствах

                                       План

1. Итальянские государства накануне революции.

2. Революция в итальянских землях зимой и весной 1848 г. Национально-освободительная война против австрийского господства.

3. Революционный подъем осенью 1848 г. Возобновление войны с Австрией.

4. Подавление революционного движения в Италии. Итоги и значение революции.

 

Методические рекомендации

Занятие выносится на самостоятельную работу студентов.

Студентам необходимо завершить заполнение таблицы «Европейские революции 1848-1849 гг.: сравнительная характеристика».

 

Источники и литература:

Сборник документов по истории нового времени стран Европы и Америки (1640-1870) / Сост. Е.Е. Юровская. - М.: Высш. школа, 1990.

Гарибальди Дж. Мои мемуары. - М.: Соцэкгиз, 1931.

Маркс К. Классовая борьба во Франции // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. – М.: Гос. изд-во политич. литературы, 1956. Т. 7.

Маркс К. Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. – М.: Гос. изд-во политич. литературы, 1956. Т. 8.

Танчич М. Мой жизненный путь. – М.: АН СССР, 1952.

Петефи Ш. Избранное. - М.: АН СССР, 1958.

Энгельс Ф. Революция и контрреволюция в Германии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. – М.: Гос. изд-во политич. литературы, 1956. Т. 8.

Энгельс Ф. Германская кампания за имперскую конституцию // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. – М.: Гос. изд-во политич. литературы, 1956. Т. 7.

 

Авербух Р.А. Революция в Австрии (1848-1849 гг.). - М.: Соцэкгиз, 1970.

Айзенштат М.П. Западноевропейский парламентаризм XVIII-XIX вв.: этапы становления и развития. - М.: ИВИ РАН, 2001.

Данилов С.Ю. Правовые демократические государства: очерки истории. - М.: Маркетинг, 1999.

Европейские революции 1848-1849 гг.: принцип «национальности» в политике и идеологии / Отв. ред. А.М. Фалькович. – М.: Индрик, 2001.

Застенкер Н. Революция 1848 года во Франции. - М.: Соцэкгиз, 1948.

Из истории европейского парламентаризма. Италия. - М.: ИВИ РАН, 1997.

Из истории европейского парламентаризма. Франция. - М.: ИВИ РАН, 2000.

История Европы. Т. 5. - М.: Наука, 2000.

Собуль А. Из истории Великой буржуазной революции 1789-1794 гг. и революции 1848 г. во Франции. - М.: Изд. иностр. литературы, 1960.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 318.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...