Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
В период прохождения производственной практики
В дизайне костюма, как и в любой другой науке, существуют специальные термины и определения, которые необходимо знать как для успешной коммуникации во время практики, так и для выполнения и оформления результатов научно-исследовательской работы, анализа концепции дизайнерского проекта, написания курсовой и дипломной работы. В обиходном языке можно встретить слова «оверложить», «кофта», «штаны», «манекенщица», но они не имеют отношения ни к проектированию, ни к швейному производству. К слову сказать, студенты старших курсов навсегда забывают эти слова и не используют даже дома, демонстрируя к концу обучения профессиональную грамотность. В швейном производстве терминология играет важную роль. За терминами стоят конкретные технологии выполнения операций. Разутюжить и приутюжить – это совершенно разные действия. Термины помогают систематизировать производственный процесс и общаться на одном стандартизированном языке. Освоение терминологии происходит при изучении специальных дисциплин, а также при прохождении производственной практики. Овладеть специальной терминологией в условиях швейного и трикотажного производства можно с помощью специальных государственных стандартов. Если предприятие мелкое и не имеет своей технической библиотеки, государственные стандарты не составляет труда найти в свободном доступе в сети Интернет. Основной ГОСТ, посвященный терминам, – ГОСТ 20521–75 Технология швейного производства. Термины и определения. В стандарте приведено справочное приложение, в котором даны термины, применяемые в швейной промышленности. Термины, относящиеся к проектированию костюма, включающие понятия из сфер технической эстетики, дизайна, технологии, конструирования одежды, можно найти в специальных словарях и учебниках. Далее приведены основные понятия и термины по алфавитному списку. При составлении списка использованы литературные источники научного характера и государственные стандарты [4; 6; 12; 20]. Ансамбль – взаимная согласованность, органичная взаимосвязь, стройное единство частей. Это костюм, созданный по единому художественному замыслу, включает одежду, обувь, головной убор, украшения и пр. Ансамбль в отличие от комплекта является закрытой системой, любое дополнение или изъятие какого-либо элемента нарушает его целостность, (например, костюм для свадьбы, сценический костюм и т. д.). Антропометрические свойства костюма – свойства, характеризующие одежду в целом и элементы её конструкции с точки зрения рациональности и удобства эксплуатации; антропометрические свойства – это соответствие изделия и его элементов форме и размерам тела человека и его частей в статике и динамике. Артикул (от лат.) – тип изделия, товара, условный номер или обозначение, которое присваивается определённому текстильному материалу либо изделию. Асимметрия – расположение элементов при отсутствии точки, оси или плоскости симметрии. Асимметрия придает форме костюма различную степень динамики, В костюме достигается с помощью декоративных деталей и аксессуаров. Ассортимент – ряд изделий, подразделяющихся по видам, наименованиям, назначению, сортам и применяемому сырью. Это разнообразие изделий одного и того же назначения, отличающихся различной степенью приспособленности к удовлетворению однородных потребностей. Ассортимент составляется из трех групп изделий, ориентированных на сложившийся, формирующийся и потенциальный спрос. Ассортиментная группа – ряд промышленных изделий, выполняющих одну функцию (ряд изделий одного назначения). Базовая основа конструкции – рациональная конструкция основных деталей одежды (спинки, полочек, рукавов и т. д.) с учётом данных размерной типологии населения и направления моды, отражает типовое положение элементов (швов, вытачек) и характер технологической обработки. Базовую основу конструкции разрабатывают по каждому виду одежды. Базовый гардероб – минимальный набор предметов одежды, обеспечивающий все случаи жизни. Баланс – равновесие, уравновешивание передней и задней частей одежды. Бант – потайная застежка брюк, состоящая из гульфика и откоска. Баска – деталь изделия в виде расклешенной полосы материала, пришиваемая по линии талии. Бейка– декоративная деталь изделия в виде одинарной или сложенной вдвое полоски материала, втачиваемой между деталями или настрачиваемой на них по двум продольным сторонам. Бельевое изделие (белье)– изделие, надеваемое непосредственно на тело для обеспечения необходимых гигиенических условий для нормального функционирования организма. Бисер (араб.) – маленькие стеклянные (бесцветные и окрашенные) или металлические зёрна, круглые или многогранные, имеющие сквозное отверстие для продевания нитки. Бисер использовали для изготовления украшений, а также для вышивания. Борт – край полочки верхней одежды (пальто, плаща, жакета), на котором располагают петли или пуговицы застежки. Бочок– боковая деталь швейного изделия, составная боковая часть переда (полочки) или спинки. Бренд (англ. brand – тавро, фабричная марка) – термин в маркетинге, символизирующий комплекс информации о компании: 1. Индивидуальные юридические атрибуты: фирменный знак и логотип. 2. Образ, имидж, репутация компании, продукта, услуги в глазах клиентов, партнёров, общественности. Бретель– деталь изделия в виде полоски материала для поддержания его на плечах. Брюки (галл.) – верхняя поясная одежда из двух передних и двух задних половинок, соединённых боковыми и шаговыми швами и средним швом. Бытовая одежда– изделия для различных бытовых и общественных условий использования. Верхняя одежда (изделие) – одежда, надеваемая на белье. К верхней одежде относят изделия пальтово-костюмного и платьево-блузочного назначения. Используется в гардеробе в зависимости от сезона: пальто, плащ, куртка и т. п. Вид одежды – совокупность швейных изделий, объединенных в самостоятельную группу по определенным признакам, сходных по назначению и близких по модельно-конструктивному решению. Так, вид одежды – верхняя одежда включает – летнее пальто, демисезонное пальто, зимнее пальто, полупальто, жакет и т. п. Внешний вид изделия – зрительно воспринимаемая форма изделия. Элементы формы, открывающиеся для восприятия только в процессе использования изделия, также относятся к его внешнему виду. Внешний вид является единственным источником эстетической оценки изделия в процессе его восприятия. Внешний вид материала – оценивается двумя способами через: 1) визуально воспринимаемые характеристики природного или искусственного материала, которые проявляются в изделии после окончательной обработки или переработки Он определяется цветом, фактурой, блеском, текстурой и чистотой поверхности. Может быть представлен в виде образца внешнего вида поверхности; 2) визуально воспринимаемая форма природного или искусственного материала, поступающего на производство и предназначенного для дальнейшего преобразования. Характеризуется его физическим состоянием (жидкость, порошок, гранулы, бруски), цветом и другими признаками. Показатели внешнего вида поверхности материала – числовое выражение или описание качественной характеристики цвета, фактуры, блеска, текстуры и чистоты поверхности образца. Фактура – это внешнее строение поверхности, определяемое степенью и характером неровностей (гладкая, шероховатая, с рельефным рисунком); зависит от природы материала и способов его обработки. Степень шероховатости измеряется инструментальными методами с помощью профилометра и оценивается в микронах. Блеск – способность поверхности зеркально отражать свет; определяется визуально или инструментально, выражается в условных единицах, показывающих соотношение интенсивности зеркального и диффузного отражения света, зависит от качества материала и способов его обработки. Текстура – рисунок поверхности материала, обусловленный его внутренним строением. Чистота поверхности – характеристика поверхности, обусловленная наличием допустимых включений и отсутствием разнотонности. Зависит от технологии получения материала и чистоты сырья. Внешний карман– карман, расположенный на внешней стороне изделия. Может быть передним, задним, боковым, горизонтальным, вертикальным, наклонным. Вход в карман может оформляться клапаном, обтачками, листочкой, застежкой-молнией. Внутренний карман– карман, расположенный на внутренней части пальтового или костюмного изделия (полочка, подборт, подкладка, шов соединения подкладки с подбортом). Вход в карман может застегиваться на пуговицу и петлю. Волан– декоративная деталь изделия в виде широкой полосы материала, выкроенной в основном по кругу, соединенной с изделием по краю одной продольной стороны, конструкция которой обеспечивает образование волнообразного свободного края. Воротник– деталь или узел изделия для обработки и оформления выреза горловины. Может иметь различную конструкцию, высоту стойки и характер линии перегиба, степень прилегания к шее, конфигурацию края, оформление концов, ширину отлета и др. По конструкции воротник может быть втачным, цельновыкроенным, отложным, стояче-отложным, переходящим в капюшон, съемным, с прокладкой или без прокладки и др. Воротник отложной– воротник, мягко облегающий шею сзади, со свободно лежащими на груди концами. Линия отлета и концы могут иметь разнообразную форму (закругленные, острые, тупые, короткие, длинные и др.). Воротник отложной со стойкой (сорочечный)– отложной воротник, у которого основанием является стойка. Воротник шалевый– отложной воротник округлой формы, цельнокроеный с бортами, плотно охватывающий шею сзади и мягко лежащий на груди наподобие шали. Воротник-апаш– разновидность стояче-отложного цельновыкроенного воротника, вместе с небольшими лацканами образующего угол. Воротник-гольф– высокий воротник, плотно облегающий шею, часто с отворотом. Воротник-стойка– воротник в виде прямой полоски материала, плотно облегающий шею. Все(вне)сезонная одежда– изделия, предназначенные для ношения независимо от времени года (свадебное платье). Втачной рукав– разновидность рукава, вшиваемого в овальную пройму, имеющего четко выраженный окат, различающегося шириной и глубиной проймы. Выразительные средства – к выразительным средствам орнаментальной композиции относятся: толка, пятно, линия, цвет, фактура. Вырез – внешняя линия или контур одежды вокруг шеи или плеч; может быть открытым, глубоким, закрытым; без отделки, с отделкой, с воротником. Галун– то же, что позумент; плотная лента или тесьма шириной 0,5–6 см, отделанная золотом, серебром; использовался для изготовления знаков различия для форменной одежды и её отделки. Гардероб–подобранная совокупность одежды, обуви, аксессуаров для всех необходимых случаев жизни одного человека или группы людей. Гармония (в изобразительном искусстве) – согласованность, сочетание форм, соразмерность и взаимосвязь частей или цветов, тональное единство. Гарнитур – набор предметов, служащих одной цели (например, набор белья, украшений и пр.). Гигиенические требования определяют основное назначение одежды – обеспечивать защиту человека от неблагоприятных климатических воздействий, загрязнений, повреждений и обеспечивать оптимальный микроклимат между одеждой и телом для поддержания необходимого теплового состояния организма. Гульфик – верхняя деталь для обработки потайной застежки передней части половины брюк, предназначенная для петель, кнопок, застежки-молнии, текстильной застежки. Иногда так называют потайную застежку спереди в пальто или плаще. Двойная застежка– потайная застежка пальтовых изделий (пальто, куртка, плащ) одновременно на кнопки и застежку-молнию. Двубортная застежка – смещенная бортовая застежка с пуговицами на обеих полочках изделия с большим заходом одной полочки на другую, чем при однобортной застежке. Декоративные линии–линии различных отделок одежды, имеющие линейный характер. Деловая одежда– бытовая повседневная одежда для работников, занятых в сфере бизнеса, образования, культуры и других видов интеллектуальной деятельности. Демисезонная одежда – изделия, предназначенные для ношения в весенне-осенний период. Деталь– часть плоского материала, полученная в результате членения для создания объёмной формы изделия. Деталь верха– деталь швейного изделия из основного материала (или материалов), цельнокроеная или состоящая из частей. Деталь одежды – цельновыкроенная (или состоящая из элементов) часть швейного изделия. Это могут быть перед (полочка), спинка, рукав, воротник, левая или правая половинка брюк, заднее или переднее полотнище юбки и т. п. Деталь подкладки– деталь швейного изделия, выкроенная из подкладочного материала по контурам (с небольшими отличиями) деталей изделия, предназначенная для оформления внутренней (изнаночной) стороны изделия, предохранения от быстрого износа и создания удобства в носке. Деталь прокладки– деталь изделия, выкроенная из специального материала, расположенная между деталями верха и подкладки и служащая для придания формы или утепления модели. Дизайн – 1. Профессиональная деятельность на стыке искусства и инженерного проектирования, призванная организовывать и гармонизировать предметно-пространственную среду и взаимодействие человека с природой. 2. Метод оформления различных изделий, заключающийся в нахождении наиболее рациональной (оптимальной) формы, отвечающей основной функции. 3. Художественно-конструкторское решение изделия. Дизайн-концепция (от англ. concept – понятие, идея, общее представление) – основная идея будущего объекта, формулировка его смыслового содержания как идейно-тематической базы проектного замысла, смысловая направленность целей и задач проектирования, охватывающая взаимосвязь средств и целей деятельности. Создание дизайн-концепции – самостоятельный раздел проектной работы, не имеющий аналогов в других видах проектного искусства. Через проблематизацию проектной ситуации (описание противоречий проектного задания), а затем тематизацию (отбор – возможных вариантов ее решения) складывается целостная модель будущего объекта, реализуемая в актах собственно проектной работы – формообразовании. Дизайн-программа – директивный и адресный документ, определяющий комплекс взаимоувязанных по ресурсам, исполнителям и срокам заданий и мероприятий, которые обеспечивают эффективное использование методов и средств дизайна при создании проектов сложных комплексных объектов и освоении их в производстве. Дизайн-программа определяет в проблеме социально-культурную и эстетико-художественную концепцию, цель проектирования и способ ее достижения. Она направлена на решение проблемы комплексного формирования целостной и гармоничной предметной среды во всех сферах жизнедеятельности человека. Дизайн-процесс – процесс конкретного решения проектной задачи с применением категориального аппарата дизайна: разработка концепции, вычленение конкретных целей, анализ объекта, проведение операций проектирования (моделирование, макетирование и пр.), разработка проектной документации. Дизайн-форма – особая организованность предмета (промышленного изделия), возникающая как результат деятельности дизайнера по достижению взаимоувязанного единства всех свойств изделия – конструкции, внешнего вида, цвета, фактуры, технологической целесообразности. Отвечает требованиям и условиям потребления, эффективному использованию возможностей производства и эстетическим требованиям времени. Долевик– деталь из прокладочной ткани для предохранения разреза кармана от растяжения. Дублирование деталей швейного изделия–соединение по поверхности двух и более деталей посредством склеивания или сварки. Жабо– декоративная съемная деталь из легких материалов или кружев, со сборками, складками или рюшами, прикрепляемая под воротником в передней части горловины. Застежка– приспособление для застегивания, элемент большинства видов одежды, позволяющий свободно надевать и снимать одежду, создавать определенный объем. Застежка может служить декоративной отделкой. В распашной одежде обычно располагается по центру переда (центральная застежка), в асимметричной – со смещением в сторону (смещенная застежка). Может быть однобортной и двубортной, сквозной и потайной. В поясной и в плечевой одежде, надеваемой через голову, может располагаться спереди, сбоку, сзади. Зрелищная одежда– костюмы различного вида для представлений, исполнения ролей в театре, кино, концертах, цирке, участия в карнавальных, фольклорных танцевальных и музыкальных шоу. Клапан– отлетная деталь прорезных и накладных карманов для обработки верхней линии разреза или являющаяся элементом декоративного оформления изделия (карман с клапаном). Клапан может иметь различную форму (прямоугольную, треугольную, с закругленными краями и др.), соответствующую форме кармана. Классификация одежды – разделение современной одежды на ассортиментные группы в зависимости от половозрастного признака, способа изготовления, сезона, функции и стиля. Одежду подразделяют на верхнюю и повседневную одежду; одежду для отдыха, спорта, туризма; одежду нарядную, праздничную и вечернюю; одежду специального назначения – для торжественных случаев, свадебную и т. п. Каждый вид одежды делится на ассортиментные группы по определенным признакам: назначению, условиям эксплуатации, сезонному, половозрастному, виду материала и др. Кокетка – отрезная деталь верхней части переда, спинки, рукавов, а также юбки и брюк. Может быть притачной, накладной, отлетной. Кокилье– съемная деталь для декоративного оформления и отделки женских платьев и блузок. Выкраивается в виде овала, круга, полосы по спирали, однослойная или двухслойная, прикрепляется к передней части горловины. Коллекция – серия моделей различного назначения, построенная на основе единого художественно-образного решения, стиля, конструкции, базовой формы, материалов, фурнитуры и т. д. Комбинированный рукав– рукав, в котором сочетаются два покроя – втачной и реглан, втачной и цельнокроеный, реглан и цельновыкроенный. Композиция– построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером, назначением и во многом определяющее его восприятие. Композиция – важнейший организующий элемент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющее его компоненты друг другу и целому. Комфорт – комплекс положительных психологических и физиологических ощущений человека в процессе его контактов с вещью или средой. Достижение функционального комфорта является одним из ведущих эргономических требований к проектированию. Уровень комфорта оценивается в связи с общественным опытом, традициями, индивидуальными желаниями, экономическими и техническими возможностями общества. В дизайне учитываются удобство пользования изделием, доступность ремонта и другие показатели. Конструирование – процесс создания конструкции модели. Конструктивные линии– исходные и контурные линии, служащие для построения чертежей конструкций основных деталей одежды. Это средние и боковые линии, линии горловины, проймы и низа спинки, переда, рукава, стороны вытачек. Конструктивный элемент– элемент конструкции одежды, участвующий в проектировании формы модели (точка, линия, отрезок или участок чертежа основы конструкции одежды). Конструкция одежды – совокупность деталей одежды определенной конфигурации и размеров; способы соединения этих деталей с целью получения заданной формы модели. Контраст–отношения, при которых сравниваемые однородные элементы формы противопоставлены друг другу. Корпоративная одежда– производственная одежда отдельных организаций, предприятий, отличающаяся единством стиля, элементами которого являются материалы, конструктивные особенности, цвет, отделка, фирменная символика. Обозначает принадлежность к фирме, является частью корпоративной культуры. Корсетные изделия– изделия, формирующие и поддерживающие отдельные части тела и надеваемые непосредственно на тело человека. Костюм– образно-художественная система частей одежды и обуви, характеризующая индивидуальность человека или общественную группу людей. В понятие «костюм» входит одежда, обувь, прическа, головной убор, перчатки, украшения, грим. Костюмно-платьевые изделия – верхняя плечевая и поясная одежда, надеваемая на белье. Различают костюмные изделия (костюм, пиджак, брюки, юбка и др.) и платьевые (платье, сарафан, халат, блузка и др.). Кулиска– деталь изделия в виде полоски материла, настроченной с лицевой или изнаночной стороны, служащая для продергивания пояса, шнура, эластичной тесьмы, обеспечивающих его стяжку по какому-либо участку (чаще по линии талии или бедер). Ластовица– вставка в плечевой одежде в нижней части проймы в изделиях с цельнокроеными рукавами или рукавами реглан, обеспечивающая свободу движения рук. Форма ластовицы может быть разнообразной: ромбовидной, прямоугольной, треугольной. Лацкан– верхний, отгибающийся край борта. Лея– деталь изделия из подкладочного материала, покрывающая с изнаночной стороны брюк место соединения среднего шва (шва сидения) с шаговыми швами (швы соединения половин брюк с внутренней стороны). Листочка– деталь кармана из основного материала для обработки линии разреза, закрепленная по боковым сторонам, или являющаяся только элементом декоративного оформления изделия, имитирующим карман с листочкой. Макет– условное объемное изображение предмета, дающее представление о его формах, пропорциях, функции. Масса – зрительное количество формы одежды в целом или ее отдельных частей. Масштабность– отношение величины формы одежды к фигуре человека и отношение величины частей формы между собой и ко всей форме одежды. Мода– непродолжительное господство в определенной общественной среде тех или иных вкусов, проявляющихся во внешних формах быта, особенно в костюме. Мода характеризуется кратковременным изменением внешних форм предметов быта и художественных произведений. Моделирование–творческий процесс создания новой модели с учетом ее назначения и окружающей среды, свойств материалов, внешнего и внутреннего облика человека. В моделировании предметов одежды объектами разработок являются: форма и силуэт изделия, его покрой, выбор материалов, способов формообразования, композиция элементов, цветовое решение. Модель–новый по виду, форме и материалу образец. Навесная петля – петля, пришитая к детали. Может быть изготовлена из тесьмы, стачанной и вывернутой полоски материала, шнура, сплетена из ниток. Нарядная одежда– одежда для особых случаев, торжеств, приемов, праздников и т. п. Нарядная одежда в зависимости от события и назначения подразделяется на одежду для домашних торжеств, официальных приемов, свадьбы, посещения театров и т. д. Нормализация конструкций– применение в данном изделии деталей и узлов, заимствованных из государственных стандартов и стандартов предприятий. Область эксплуатации одежды – конкретизация условий и способа ее применения. Например, повседневную одежду для дома, работы или прогулок конкретизируют в зависимости от способа употребления. Например, одежду для дома делят на одежду для отдыха дома, уборки, для работы в саду. Обметывание детали швейного изделия–ниточное закрепление среза детали или прорези для предохранения от осыпания. Оборки– полосы материала, присборенные с одной стороны по линии притачивания к изделию. Обтачивание деталей швейного изделия– ниточное соединение деталей с последующим их вывертыванием. Обтачка– деталь из основного материала в виде узкой полоски для обработки разреза кармана или застежки. Объём формы одежды – степень прилегания внешней поверхности изделия к фигуре человека на различных участках. Одежда– изделие или совокупность изделий, покрывающих частично или полностью тело человека. Служит для обеспечения жизнедеятельности и взаимосвязи человека с окружающей социальной и материальной средой. Одежда для детей дошкольной группы– изделия для детей от 3 до 7 лет. Одежда для детей младшей школьной группы – изделия для детей от 7 до 11,5 лет. Одежда для детей подростковой группы – изделия для детей от 14,5 до 18 лет. Одежда для детей старшей школьной группы – изделия для детей от 11,5 до 14,5 лет. Одежда для детей ясельной группы – изделия для детей от 9 месяцев до 3 лет. Одежда для новорожденных – изделия (одежда) для детей до 9 месяцев. Одежда для отдыха– одежда для занятий спортом, прогулок, для отдыха у моря, для посещения дискотек, клубов и т. п. Отличается удобством, функциональностью, способностью отражать индивидуальность человека. Однобортная застежка– центральная бортовая застежка с одним рядом пуговиц и одним рядом петель на изделиях с небольшим заходом одной полочки на другую. Окат– скругленный выступ в верхней части рукава. Отпаривание швейного изделия–обработка изделия паром для удаления лас. Пата– деталь изделия прямоугольной формы для декоративного оформления, настроченная или втачанная одним концом в шов, другим – пристегиваемая на пуговицу, кнопку, текстильную застежку. Используется в изделиях различного ассортимента. Перед – основная передняя деталь плечевого швейного изделия, цельнокроеная или состоящая из частей. Планка– деталь изделия в виде втачной, притачной или настроченной полоски материала для обработки и декоративного оформления краев застежки. Платье–одежда, надеваемая на белье. Это может быть костюм, непосредственно платье, блузка и юбка, брюки и свитер и т. п. Плечевая накладка – деталь швейного изделия, предназначенная для придания устойчивой формы плечевой части изделия и формирования плечевого пояса фигуры. Плечевая одежда– одежда, которая опирается на плечевой пояс или участок туловища, расположенный в верхней части спины, груди. Это различные модели платьев, блуз, сорочек, пиджаков, пальто и т. п. Повседневная одеждапредназначена для различных занятий (работы, учебы, прогулок и т. п.) и ее носят в течение дня. Особую группу в повседневной одежде составляет одежда для работы. На стиль повседневной одежды влияет вид деятельности и характер работы человека, его образ жизни. Погон– деталь или узел изделия в виде полосы, прикрепленной к изделию в области плеча для его декоративного оформления. Используется в пальто, плащах, куртках, жакетах, мужских сорочках. Подборт – деталь изделия для обработки краев разреза переда (обратная сторона борта). Подзор – деталь кармана из основного материала, закрывающая подкладку в месте отверстия кармана. Подкладка– деталь или узел изделия для оформления его с изнаночной стороны, изготавливаемая из подкладочных материалов с гладкой поверхностью и малым коэффициентом трения для облегчения надевания и снятия. Подкладка может быть утепляющей. Подрезы– прием формообразования, сочетающий применение соединительного шва, разреза ткани и закладывания излишка ткани одной из сторон в сборки, вытачки или складки. Полезность изделия–мера необходимости в производстве и потреблении изделия с точки зрения интересов общества и людей. Половина брюк– деталь изделия, левая и правая, покрывающая нижнюю часть туловища и ногу. Может состоять из передней и задней частей. Полотнище юбки– деталь изделия передняя и (или) задняя, покрывающая часть туловища и ног, цельнокроеная или состоящая из частей. Полотнище юбки– передняя (или задняя) деталь поясного изделия, покрывающая переднюю (или заднюю) нижнюю часть туловища и ног. Полочка–основная передняя деталь плечевого швейного изделия, имеющая разрез или застёжку от линии горловины до линии низа. Портной – мастер, специалист по изготовлению одежды. Портфолио – альбом с отобранными фотографиями и образцами работ. Потайная застежка– скрытая, невидимая. Устаревшее название – супатная. Потребительские требования к одежде – комплекс социальных, функциональных, эксплуатационных, эстетических, эргономических, антропометрических, гигиенических и психофизиологических требований. Пошив швейных изделий – изготовление швейных изделий с применением ниточного соединения. Пояс – деталь изделия для фиксации его на фигуре человека и (или) декоративного оформления. По конструкции пояс может быть застегивающимся (на пуговицу, пряжку или крючок) и завязывающимся (узлом, бантом). Поясная одежда– стандартизованный термин, указывающий на одежду, охватывающую нижнюю опорную поверхность тела, ограниченную сверху линией талии, а снизу – линией бедер. Прет-а-порте (франц. prêt-a-porter – готовый к носке) – мода, ориентированная на промышленное изготовление изделий; модная одежда хорошего вкуса, рассчитанная на серийное производство. Прием– элементарное действие, выполняемое по определенным правилам для достижения определенной цели. Приклад – дополнительные, вспомогательные материалы для изготовления одежды (подкладка одежды, бортовка и прочее). Припуск в одежде – величина прибавки к меркам тела человека для изготовления чертежей деталей одежды. Припуски бывают: на свободное облегание, декоративно-конструктивные, на толщину материалов. Притачивание деталей швейного изделия– ниточное соединение мелких деталей с крупными. Проектирование– процесс, включающий анализ проектного задания, обобщение материала, выполнение эскиза, макета, расчет технологического процесса, художественное конструирование, изучение социологических и экономических требований. Проектная задача– точно сформулированный вопрос, требующий адекватного решения средствами дизайна. Производственная одежда– спецодежда для работы на производстве. Ее вид зависит от условий, рода производственной деятельности человека и требований охраны труда. Это могут быть спецовки, жилеты дорожных рабочих, халаты врачей. Спецодежда для работы в неблагоприятной среде для человека выполняет защитную функцию и должна быть максимально удобной для выполнения работ. Производственные (промышленные) требованияк одежде делятся на конструктивно-технологические и экономические. Конструктивно-технологические требования определяют технологичность конструкции швейного изделия, затраты труда и сроки изготовления модели. Качество выполнения этих требований зависит от конструктивных решений основных деталей изделия и элементов конструкции, от возможности изготовления изделий в соответствии с принятой технологией и использования новейшего промышленного оборудования. Пройма – вырез для руки, а также линия соединения рукава с передом (полочкой) и спинкой. Прокладка– деталь или узел изделия для придания жесткости, устойчивости формы или теплозащитных свойств, располагается между верхним и нижним слоями материалов. Промышленное изделие– изделие, изготовленное промышленным способом, с применением машинной техники, выпускаемое серийно. Ко всем промышленным изделиям предъявляются требования функционального совершенства, эргономичности, технологичности в изготовлении, экономичности и эстетики. Прорезная петля – петля, выполненная непосредственно на детали: прорезь, обработанная двумя обтачками (узкими полосками материала) или обметанная зигзагообразными стежками. Прорезной карман– карман, для получения которого прорезается деталь изделия. Прорез является входом в карман. Прорезной карман наиболее распространен в пальтовых и костюмных изделиях. Психофизиологические требования реализуются в свойствах, воспринимаемых человеком в ощущениях. Одежда должна быть комфортной, не должна вызывать отрицательную реакцию и неприятные симптомы. Отрицательное воздействие на организм могут оказывать излишний вес изделия, его толщина, колючесть или негигроскопичность ткани, туго стягивающие тело участки одежды. Одежда должна отличаться комфортностью использования, надевания и снятия. Рабочие чертежи деталейили лекал деталей одежды, обуви – технический документ, определяющий конструкцию, форму и размеры деталей, входящих в изделие. Равновесие – устойчивое состояние, при котором все элементы и части костюма сбалансированы между собой. Одно из условий равновесия – симметричность фигуры человека. Развертка деталей одежды – развернутая на плоскость поверхность объемной формы деталей одежды, учитывающая измерения фигуры человека, конструктивные прибавки к данным измерениям и технологические припуски. Размер – 1. Величина изделия в каком-либо измерении. 2. Марка, номер, обозначающий величину предмета костюма (одежды). Размерная типология населения – система типовых фигур, созданная для целей проектирования. Размерные признаки тела человека – размерная характеристика тела, представленная в виде отдельных измерений. Разутюживание детали швейного изделия – раскладывание припусков шва или складки на противоположные стороны и закрепление их в этом положении посредством утюжильной обработки. Раппорт – повторяющаяся часть рисунка (узора) или переплетения на ткани, трикотаже, вышивке и т. п. Реглан– конструкция рукава, выкроенного с частью переда (полочки) и спинки. Рельефные швы– швы, сделанные на поверхности неразрезанного материала, а также соединительные швы, имеющие декоративное значение. Ритм– закономерное чередование элементов формы. Рукав– деталь швейного изделия, полностью или частично покрывающая руку. Может быть выкроен совместно или раздельно с полочкой и спинкой. Рюш – деталь изделия для декоративного оформления платьев, блузок в виде полосы материала с обработанными краями по двум, трем или четырем сторонам с образованием сборок или мелких складок посередине. Ряд типоразмеров (размерный ряд)– ряд основных параметров изделий одного типа, дополненный конкретными размерами и другими характеристиками (единая серия изделий). Санитарная одежда– производственная одежда для защиты работающего от общих производственных загрязнений и механических воздействий или для защиты предметов труда от работающего. Силуэт формы одежды– плоскостное выражение формы одежды в виде условного схематизированного изображения, не несущего подробной информации о конкретной форме, но акцентирующего важнейшие характеристики силуэта. Основные силуэты одежды определяются по принципу соотношения её с фигурой – повторение форм, приближение или контраст. Симметрия– уравновешенность, соразмерность, гармония. Закон строения целостных систем и метод исследования структурных закономерностей. Соответствие частей какого-либо образования. Симметрию характеризует спокойное равновесие элементов. Специальная одежда (спецодежда)– производственная одежда для защиты работающего от воздействия опасных и вредных производственных факторов. Спинка– основная задняя деталь швейного изделия, цельнокроеная или состоящая из частей. Спортивная одежда– специальная одежда для занятий профессиональным или любительским спортом. Спортивную профессиональную одежду для специальных видов спорта изготавливают из новейших материалов, максимально учитывая современные требования конкретного вида спорта. Стандартизация – процесс установления и применения стандартов (нормативных документов). Стандартизация позволяет избежать непроизводительных затрат при проектировании и изготовлении швейных изделий и обеспечивает стабильность и высокое качество производства. Стачивание деталей швейного изделия– ниточное соединение двух и более деталей по совмещенным краям. Степень производственной готовности – одежду делят на готовую одежду (пригодную к эксплуатации) и полуфабрикаты (с незаконченной обработкой некоторых узлов, с целью дальнейшей подгонки изделия на фигуре). Стиль– исторически сложившаяся, относительно устойчивая общность признаков образной системы средств и приемов художественного выражения, обусловленная единством идейного содержания. Строчка– последовательный ряд повторяющихся однородных стежков. Структура–состав и строение системы, способ связи ее элементов, закон ее упорядочивания. Тектоника – зримое отражение в форме изделия работы конструкции и организации материала. Технический рисунок– рисунок модели одежды, выполненный без художественных эффектов, поэтических и выразительных составляющих дизайна. Рисунок создается в контурной, сдержанной манере, напоминает чертеж. Техническое задание – исходный документ проектирования, определяющий основные технико-экономические характеристики объекта разработки, его технический уровень и качества. Техническое предложение – предварительное проектирование – этап, на котором выбирают принципиальные технические решения проектируемого объекта, обеспечивающие выполнение основных и вспомогательных функций. В результате структурно-функционального анализа образцов-аналогов выстраивают концептуальное решение объекта с вариантами принципиальных схем, разрабатывают художественно-композиционные и конструктивные решения, отбрасывают невозможные и явно неудачные решения. Техническое проектирование – этап проектирования промышленного изделия, состоит из опытно-конструкторских работ, уточняющих параметры проектируемого изделия путём выполнения технических расчётов, отработки конструкции и технологии; разработки чертежей деталей и узлов, технологических процессов, а также изготовление опытного образца или его макета. Технология (от греч. techne – искусство, мастерство +logos – понятие, мысль) – 1. Обработка, изменение – совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств и формы сырья, материала или полуфабриката. 2. Наука, исследующая эти методы. 3. Способ постадийного воплощения в жизнь идеи или замысла – например, декоративная технология. Типизация– обобщение, выявление наиболее общих черт для серии изделий, объединяющих их в одну гармоническую систему, построение типа изделия, исходного для всей серии изделий. Типологизация– систематизация на основе выделения типа. Тип – это исходная единица конструирования научной, проектной или художественной картины мира, вычленяемая на основе идеальной модели и являющаяся носителем программы культуры. В дизайне применяется типологизация адресатов дизайн-продукта по их социокультурным ориентациям и предпочтениям. Типология – группирование объектов по определённым признакам. В дизайне – изучение и приведение в систему элементов предметно-пространственной среды исходя из типов потребностей или потребителей. Используется при разработке типовых проектов. Тождество (равенство) – полное сходство однородных элементов формы. Торговая марка – фабричное клеймо, знак фирмы, проставляемый на изделии или его упаковке в целях индивидуализации изготовителя. Трансформирующаяся одежда– видоизменяемая одежда, которую можно преобразовывать из одного вида в другой или в изделие другого назначения. Трансформация достигается за счет использования съемных деталей и разнообразной фурнитуры. Удобство пользования– показатель простоты, нетрудоемкости, безопасности использования изделия по его назначению. Оценка удобства пользования применима только к процессу непосредственной эксплуатации изделия, но не к процессам его транспортировки, хранения, гигиенической уборки, ремонта и др., в которых раскрываются другие удобства его эксплуатации. Удобство пользования обеспечивается строением конструкции и формы изделия, соответствием их данным антропометрии, эргономическими требованиями и конкретным условиям эксплуатации. Унификация деталей– приведение размеров, типов, форм одного функционального назначения к оптимальному единообразию. Унификация конструкций– многократное применение специальных деталей и узлов в различных изделиях. Для производства унификация конструкций дает следующие преимущества: сокращение количества типоразмеров; укрупнение партий, т. е. увеличение серийности выпуска; сокращение сроков конструирования и освоения каждого типоразмера. Утюжильная обработка детали швейного изделия-придание детали или изделию желаемой формы посредством утюжильного оборудования. Фактура – характер поверхности материала. Фалды, клеш – прием формирования ткани в виде конусообразной поверхности формы (в развернутом виде сходны с воронкой). Форма костюма – средство выражения его внутреннего содержания и назначения через внешний вид. Форменная одежда– униформа, обозначающая принадлежность к определенной организации, ведомству. В одежде значимы знаковая и защитная функции. Формообразование – категория художественной деятельности, дизайна и технического творчества, обозначающая процесс создания формы в соответствии с общими ценностными установками. Формообразование промышленных изделий– поиск в процессе художественного проектировании решения изделий как единства формы и содержания на основе заданных требований. Основные закономерности формообразования – соответствие формы содержательным характеристикам изделия (назначению, способам использования и др.), зависимость формы от конструкций и материалов и др. Функциональность – приспособленность к функционированию, то есть к непосредственному использованию или эксплуатации в соответствии с назначением; важнейшая характеристика любого изделия. Функциональные требования– требования к соответствию одежды конкретному назначению. Фурнитура – вспомогательные материалы и детали. Одёжная фурнитура включает пуговицы, кнопки, крючки, петли, пряжки, застежки-молнии, текстильные застежки; к обувной фурнитуре относят металлическую (гвозди, блочки, пряжки и т. д.) и химическую фурнитуру – различные отделочные материалы (воски, кремы, краски). Хлястик – деталь изделия, служащая для регулирования степени его прилегания к телу или декоративного оформления. Чаще всего один конец хлястика втачан в шов, другой свободен. Цельновыкроенный рукав (кимоно)– разновидность двухшовного рукава, выкроенного вместе с верхней частью переда (полочки) и спинки. Может иметь разную глубину проймы. При глубине проймы, доходящей до линии талии, рукав называется «летучая мышь». Центральная часть переда или спинки–передняя или задняя деталь швейного изделия, составная центральная (средняя) часть переда (полочки) или спинки, расположенная между их боковыми частями. Чашка – деталь изделия, покрывающая грудную железу, цельновыкроенная или втачная, круглая или овальная. Шлевка – деталь изделия в виде узкой, сложенной пополам и обработанной полоски материала для проведения и удержания в определенном положении пояса, ремня, погона или хлястика. Шов – соединение нескольких слоев материалов строчками. Штрипка– деталь изделия в виде полоски материала, прикрепляемая к нижней части брюк для удержания их в натянутом состоянии. Штрипка может быть цельновыкроенной. Экономические требованияучитывают показатели производственной экономичности (затраты на изготовление модели одежды, стоимость материалов и обработки изделия), потребительские расходы на эксплуатацию изделия (расходы на химчистку, стирку и восстановление), его надежность, долговечность и универсальность. Эксплуатационные свойства – свойства, определяющие, в течение какого срока сохраняются основные параметры изделия и обеспечивается удобство его эксплуатации. К ним относят надёжность и долговечность, эргономичность. Эксплуатационные требования к одежде характеризуются устойчивостью одежды к трению, сминанию, разрыву, изгибу, действию светопогоды, химчистке, стирке. При проектировании модели одежды учет этих требований осуществляют выбором рациональных конструкций функциональных элементов (карманов, застежки и др.) и правильным подбором материалов в пакет одежды. Эти требования включают показатели соответствия назначению и условиям эксплуатации, удобства пользования, срока службы, формоустойчивости, надежности в эксплуатации одежды. Экспозиция – размещение экспонатов на выставках и в музеях по определённой системе (виды, хронология и т. п.). Эргодизайн – дизайн-проектирование, в котором на первый план выходят эргономические требования к проектируемому объекту. Эргономические требования – комплекс антропометрических, гигиенических и психофизиологических требований. Эскиз – предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного произведения или отдельной его части. Эскизное проектирование – эскизная проработка принципиальных технических решений концептуальной модели, определение внешнего вида, конструктивных особенностей изделия в целом и отдельных узлов; выбор материала и технологии, оценки проектных решений и выбор оптимального решения с наилучшим соотношением потребительских и производственно-экономических свойств. Эстетика – учение о прекрасном, об искусстве и художественном творчестве. Эстетические требования–требования, определяющиеся совершенством композиционного и цветового решения модели, гармонией, соразмерностью частей и целого, пластичной выразительностью формы, её тектоникой, стилистической выразительностью, новизной модели и конструкции. Этикетка – ярлык, вид товарного знака, наклеиваемого на товар или его упаковку, с обозначением завода, предприятия, названия, цены и т. д.; является первичной но отношению к упаковке. С развитием упаковочной индустрии в конце XIX – начале XX вв. ее роль существенно возрастает как носителя имиджа товара. Учебно-методические разработки к производственной практике, приведенные в главе, представляют собой комплекс материалов вспомогательного характера. Это обязательные и факультативные задания для прохождения производственной и преддипломной практики, направления НИРС, вопросы к зачету, справочные сведения. Эти материалы призваны облегчить студенту прохождение практики и выбор индивидуального плана исследований в соответствии со своей научной темой. При выполнении научно-исследовательской работы и описании результатов научно-практической работы следует использовать специальную терминологию, приведенную в главе.
3. Требования к отчету по производственной практике
Рекомендации, регламентирующие содержание и оформление отчетов по практике, обязательны для исполнения и являются нормативным документом в системе управления качеством образования по кафедре «Дизайн костюма» ОГИС. Рекомендации по оформлению отчетов составлены в соответствии с требованиями государственных стандартов, действующих на момент написания учебно-методического пособия.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 339. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |