Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глава государства в системе органов государственной власти. Место и роль президента РБ в системе органов государственной власти




Государство выполняет свои функции в обществе через систему специальных органов и организаций, наделенных соответствующими полномочиями. Институт главы государства встречается почтиво всех политически организованных странах. Государственное правонаделяет его многими функциями и полномочиями, прерогативамии привилегиями. Конкретный их набор зависит от статуса главы государства и формы правления.

Существует несколько вариантов реализации должности или функции главы государства. Главой государства могут быть:

· монарх, т. е. суверенное лицо, законно властвующее по собственному праву и не связанное политической ответственностью;

· президент, т. е. выборное должностное лицо, законно властвующее в силу прямого или опосредованного народного доверия и ответственное перед народом;

· коллегиальный орган со статусом президента. Например, в Швейцарии функции главы государства выполняет Федеральный совет, состоящий из семи равноправных членов, которые по очереди избирают сроком на один год председателя (президента), и тот совершает отдельные акты главы государства. Коллегиальный орган(хунта) может стать во главе государства не только на законных основаниях, но и в силу узурпации;

· несколько равноправных выборных должностных лиц, в совокупности возглавляющих государство. Так, в Сан-Марино учрежден сдвоенный институт главы государства – два равноправных капитан-регента.

 

Место и роль президента РБ в системе органов государственной власти. В иерархии государственных органов Президент Республики Беларусь занимает доминирующее место. Президент Республики Беларусь не входит ни в одну из ветвей власти.На Президента возлагается обязанность обеспечивать преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществлять посредничество между органами государственной власти в случае спора по поводу их полномочий. Он отвечает за нормальное и бесперебойное функционирование всех государственных органов. Для выполнения этих обязанностей Президент наделен соответствующими конституционными полномочиями. Президент самостоятельно или через Администрацию Президента Республики Беларусь взаимодействует со всеми ветвями власти.

Ст. 79 Конституции возлагает на Президента роль гаранта Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина. В случае необходимости Президент имеет право принимать все зависящие от него меры по обеспечению верховенства и стабильности Конституции, защите прав и свобод человека и гражданина.

Президент олицетворяет собой единство народа,гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями. По сути дела, Президент является высшим должностным лицом государства, его представителем и лидером.

 

На Президента возлагается функция принятия соответствующих мер по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечения экономической и политической стабильности.

Согласно ст. 86 Конституции Республики Беларусь Президент не может занимать другие должности, получать помимо заработной платы денежные вознаграждения, за исключением гонораров за произведения науки, литературы и искусства. Президент приостанавливает членство в политических партиях и других общественных объединениях, преследующих политические цели, на весь срок полномочий.

Полномочия Президента Республики Беларусь закреплены в ст. 84 Конституции Республики Беларусь, а также Законом «О Президенте Республики Беларусь».Чтобы четче представить полномочия Президента и для удобства их изучения рассмотрим их по некоторым направлениям деятельности.

       По формированию органов исполнительной власти:

· с согласия Палаты представителей назначает Премьер-министра;

· определяет структуру Правительства Республики Беларусь, назначает на должность и освобождает от должности заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства, принимает решения об отставке Правительства и его членов;

· назначает руководителей республиканских органов управления и определяет их статус;

· имеет право отменять акты Правительства;

· имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Республики Беларусь.

 

По формированию органов судебной власти:

· с согласия Совета Республики назначает на должность председателей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда из числа судей этих судов;

· с согласия Совета Республики назначает на должность судей Верховного и Высшего Хозяйственного судов;

· назначает шесть судей Конституционного Суда, иных судей Республики Беларусь;

· освобождает от должности председателей и судей Конституционного, Верховного и ВысшегоХозяйственного судов с уведомлением Совета Республики;

· освобождает от должности иных судей.

 

По формированию других государственных органов:

· назначает шесть членов Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов;

· с согласия Совета Республики назначает на должность Председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка;

· с согласия Совета Республики назначает на должность и освобождает от должности Председателя Комитета государственного контроля;

· назначает руководителей иных органов государственного управления в соответствии с кадровым реестром Главы государства

 

В области гражданства и поощрения граждан:

· решает вопросы о приеме в гражданство Республики Беларусь, его прекращении и предоставлении убежища;

· осуществляет помилование граждан;

· награждает государственными наградами, присваивает классные чины и звания.

 

В области внешних отношений:

· ведет переговоры и подписывает международные договоры, назначает и отзывает дипломатических представителей Республики Беларусь в иностранных государствах и при международных организациях;

· принимает верительные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей иностранных государств.

 

В области обороны:

· формирует и возглавляет Совет Безопасности Республики Беларусь;

· назначает на должность и освобождает от должности Государственного секретаря Совета Безопасности;

· является Главнокомандующим Вооруженными Силами Республики Беларусь;

· назначает на должности и освобождает от должностей высшее командование Вооруженных Сил;

· вводит на территории Республики Беларусь в случае военной угрозы или нападения военное положение, объявляет полную или частичную мобилизацию с внесением в трехдневный срок принятого решения на утверждение Совета Республики.

 

В области организации работы Парламента и местных представительных органов:

· назначает очередные и внеочередные выборы в Палату представителей, Совет Республики и местные представительные органы;

· распускает палаты в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией;

· имеет право участия в работе Парламента и его органов, выступать перед ними в любое время с речью или обращением;

· обращаться с ежегодными посланиями в Парламенту, которые заслушиваются без обсуждения на заседаниях Палат;

· назначает восемь членов Совета Республики;

· назначает своего представителя в Парламенте;

· представляет на согласование кандидатуры на ряд руководящих государственных должностей.

 

В области нормотворчества:

· обладает правом законодательной инициативы;

· подписывает законы или возвращает их в Парламент со своими возражениями;

· дает согласие на внесение в Палату представителей законопроектов, следствием принятия которых может быть сокращение государственных средств, создание и увеличение расходов;

· вносит предложение в Палату представителей и Совет Республики об объявлении рассмотрения проекта закона срочным;

· издает декреты, указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь, и обеспечивает их исполнение;

· назначает республиканские референдумы.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 446.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...