Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Конституция РБ – форма юридического закрепления базовых положений идеологии белорусского государства




Определенная система взглядов и идей находит отражениев конституционных нормах. Идеологические установки зачастую пронизывают все содержание любой Конституции. При этом главные свойства Конституции – юридические и политические. Конституция –это основной закон государства, закрепляющий организацию государственной власти и определяющий ее взаимоотношения с обществом и гражданами. Это значит, что на ее основе формируется вся система

существующего законодательства, в ней определяется компетенция государственных органов. В Конституции содержатся, как правило, и ориентиры развития государства и общества.

Нынешняя Конституция Республики Беларусь была принята Верховным советом 15 марта 1994 г. Она отразила изменения, которыепроизошли в обществе, но несла в себе определенные противоречия.Так, по Конституции утверждался пост Президента, однако явное превышение полномочий оставалось за Верховным Советом, что в итогепривело к конфронтации Президента и Верховного Совета, а затем –к конституционному кризису. Это противоречие было снято республиканским референдумом 24 ноября 1996 г., в результате которого подавляющим большинством голосов избирателей были одобрены дополнения и изменения в Конституцию, предложенные Президентом. Приэтом содержание Конституции не претерпело серьезных изменений.

Дополнения и изменения касались полномочий Президента, структурыи функций парламента, местного управления и самоуправления.

Согласно статье 1 Конституции Республики Беларусь, наша страна – это унитарное, демократическое, социальное, правовое государство.Данная статья закрепляет также принцип суверенитета. Государственный суверенитет – это важнейшее, основное свойство государства, в силу которого осуществляемая им власть является единой, верховной и независимой. Однако это не означает, что провозглашенная независимостьлишает страну возможностей входить в различные межгосударственныеобразования. Обладание государственным суверенитетом – это не чтоиное, как верховенство и независимость государственной власти внутристраны и в проведении внешней политики.

В соответствии с Конституцией, Республика Беларусь – демократическое государство. Демократическим считается такое государство,в котором обеспечивается народовластие, политический плюрализм (многообразие взглядов, мнений, политических партий), внедрен принцип разделения властей, существует местное самоуправление.

Демократия – власть народа – не означает жесткий диктат большинства, она предполагает учет мнений меньшинства.

Республика Беларусь – правовое государство. Различают следующие главные принципы правового государства: а) признание прав и свобод человека; б) верховенство (господство) права: в) разделение властей; г) равенство всех граждан перед законом; д) наличие и обеспечение полномочий органов местного самоуправления. Все эти черты правового государства реально закреплены в Конституции РБ.

Таким образом, Конституция Республики Беларусь – важнейший юридический, политический и идеологический документ.

 

Идея социального государства и его реализации в законодательстве и политике РБ

Республика Беларусь – социальное государство. Как правило,в литературе выделяют следующие признаки социального государства:

ü оно ответственно за существование общества;

ü в социальном государстве индивид несет обязанности перед иными лицами и обществом в целом;

ü это такое государство, которое помогает человеку, обеспечивает его достойное существование.

 

 

Определение Республики Беларусь в Конституции как социального государства означает констатацию достигнутого страной уровня экономического развития, позволяющего осуществлять задачи такого государства, и одновременно конституционную обязанность институтов власти проводить политику, направленную на обеспечение достойного уровня жизни всех категорий населения. Эта обязанность прямо вытекает из статьи 21 Конституции: «Каждый имеет право на достойный уровень жизни, включая достаточное питание, одежду, жилье и постоянное улучшение необходимых для этого условий».

В духе концепции социального государства составлен ряд других статей Основного Закона белорусского государства. Так, в статье 13 устанавливается, что собственность может быть государственной и частной. Государство предоставляет всем равные правадля осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности. Государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества, обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях. Согласно статье 32 государство создает необходимые условия для свободного и эффективного участия молодежи в политическом, социальном, экономическом и культурном развитии.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 462.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...