Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Политическая власть: понятие, структура, функции
Политическая власть – способность и возможность субъекта диктовать свою волю в политике объекту, используя различные государственно-правовые средства и методы. Отличительными признаками и чертами власти являются: верховенство, т. е. обязательность решений для всего общества; суверенитет – независимость власти; наличие воли – существование осознанной политической цели, программы и готовность ее выполнять; авторитет – общепризнанное влияние субъекта во всех сферах общественной жизни;принуждение (насилие) – как средство осуществления власти. В структуре политической власти выделяют следующие элементы: субъект власти, объект, источники, ресурсы и функции. Субъект – это обладатель власти, носитель, воплощающий в себе ее активное направляющее начало (им может быть правящая элита, лидер, социальная общность, политический институт). Объект власти – тот, ктоподчиняется, кем руководят субъекты. Источник власти – то, что дает ей начало, откуда она исходит (выборы, харизма, традиция (наследование), деньги, революция, переворот).Ресурсы власти – это все те средства, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта (материальные и социальные блага; меры наказания; СМИ и др.). Политическая власть выполняет определенные функции: · господство – подчинение одних групп, классов другим; · руководство – определение и законодательное закрепление политического, идеологического, экономического волеизъявления правящей элиты общества; · управление – проведение в жизнь генеральной линии, принятие конкретных управленческих решений; · контроль – обеспечение соблюдения социальных норм, правил деятельности людей и социальных групп в обществе.
Наиболее стабильной является власть, основанная на интересе. Личная заинтересованность побуждает людей к добровольному выполнению распоряжений, делает излишним применение негативных санкций.
Ресурсы и виды власти. Легитимность и эффективность власти Под ресурсами власти подразумеваются все те средства, которые использует субъект власти для навязывания своей воли объекту. Обычно выделяют четыре вида ресурсов власти: · экономические – материальные ценности, необходимые для общественного и личного производства и потребления (деньги, плодородные земли, полезные ископаемые); · социальные – способность повышения или понижения социального статуса объекта властных отношений; · культурно-информационные – знания и информация, а также средства их распространения и получения; · силовые (принудительные) – институты физического принуждения (милиция, армия, суд).
Политическая легитимность – это общественное признаниевласти и ее права на управление, доверие к ней граждан, согласие подчиняться ее требованиям. М. Вебер в зависимости от мотивов подчинения выделил три главных типа легитимности власти: традиционная легитимность (основана на обычаях и привычке повиноваться власти); харизматическая легитимность (основана на вере в исключительные, экстраординарные, сверхъестественные качества лидера); рационально-правовая (демократическая) легитимность (власть является легитимной, потому что она избрана на основе действующего законодательства). Легитимность власти тесно зависит от ее эффективности. Эффективность власти – это ее результативность, степень выполнения ею своих функций в политической системе и обществе в максимально короткие сроки с минимальными затратами. В современных условиях легитимность и эффективность власти – два важнейших условия ее стабильности. Управление обществом на основе законов власть осуществляетс помощью своего бюрократического аппарата. Бюрократ – чиновник госаппарата. Бюрократизм – стиль управления, связанный с волокитой, бумаготворчеством, коррупцией и т. д. Чтобы избегать негативных явлений, М. Вебер предлагал осуществлять постоянный контроль над деятельностью управленцев и регулярную ротацию –пропорциональную замену через определенный срок неэффективных чиновников. Политическая система: понятие, структура, функции. Типы политических систем Политическая система определяется как комплекс институтов иорганизаций, осуществляющих власть, а также взаимосвязей и отношений, возникающих в процессе ее осуществления. В структуре политической системы выделяются элементы: · институциональная подсистема (включает государство как основной институт, политические партии, общественные организации, СМИ); · нормативная подсистема (конституция, законы и другие нормативные акты, а также политические традиции и обычаи, табу, моральные нормы; · коммуникативная подсистема (разнообразные формы и принципы взаимодействия между подсистемами внутри политической системы и между политическими системами разных стран, а также каналы передачи информации; · функциональная подсистема (способы и методы взаимодействия власти и общества); · культурно-идеологическая подсистема (система духовных ценностей, убеждений, идей граждан).
Функции, которые выполняет политическая система, выражаютсяв действиях, направленных на поддержание ее жизнеспособности, устойчивого состояния и дальнейшего развития. Д. Истон и Г. Алмонд выделили функции «входа» (это требования, которые направляет общество в сторону власти) и «выхода» (требования, выраженные в решениях и действиях институтов власти).К входным функциям относятся: политическая социализация (формирование знаний о политике), политическое рекрутирование ролей (заполнение ролей в политической системе), артикуляция (выражение политических интересов в программах и требованиях), агрегирование (превращение требований в альтернативы государственной политики), коммуникации (развитие связей и отношений между политическими субъектами).Функции «выхода»:нормотворчество (принятие законов, указов, решений, постановлений); исполнение законов и норм, реализация их на практике; оценка и контроль за соблюдением норм и претворением в жизнь управленческих решений. Существует множество типологий политических систем по различным критериям. 1) По характеру взаимодействия с внешней средой: a. открытые, b. закрытые. 2) В зависимости от ориентации на стабильность или перемены: a. традиционные (консервативные), b. модернизированные (трансформирующиеся). 3) В зависимости от социально-экономического фактора: a. рабовладельческие, b. феодальные, c. буржуазные, d. социалистические. 4) По типу политического режима: a. демократические, b. авторитарные, c. тоталитарные. 5) По доминирующему типу политической культуры: a. англо-американская, b. континентально-европейская, c. доиндустриальная, d. тоталитарная. 6) По цивилизационному принципу: a. западная, b. африканская, c. латиноамериканская и др. 7) В зависимости от численности партий: a. беспартийные, b. однопартийные, c. двухпартийные, d. многопартийные. 8) В зависимости от формы правления: a. монархические, b. республиканские.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 411. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |