Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Политические идеи Античности (VIII в. до н. э. – V в. н. э.) и Средневековья (к. V в. н. э. – XV в. н. э.)




Примерно с середины I тысячелетия усиливается процесс рационализации политических взглядов, появляются первые концепции, носящие философско-этическую форму (на Востоке это связано с именем Конфуция, на западе – с греческой философией). Изучением политики, поисками моделей идеального государственного устройства занимались такие античные ученые, как Платон и Аристотель.

Политика, по определению Платона, царское искусство, требующее знаний в управлении людьми. Платон предлагал деление общества на сословия: а) мудрецы-философы, которые должны управлять государством; б) воины (стражи), которым надлежит охранять его от внутренних и внешних врагов; в) трудящиеся, работники, которые должны поддерживать государство, создавая материальные блага. Аристотель полагал, что лучшими формами государственного устройства являются полития (правление средних слоев общества), аристократическая республика и монархия, худшими – тирания (держится на вероломстве и насилии), олигархия (правление немногих богатых) и демократия (ведет к своеволию и безначалию). Политика, по Аристотелю, – управление обществом через государство (особый аппарат), а также управление самим государством. Государство он определял, как общение подобных друг другу людей ради достижения лучшей жизни.

Древнеримский мыслитель Цицеронв государстве видел «дело народное», выражение общего интереса и справедливости. Он стоял у истоков идеи правового государства.

Своеобразие средневековой политической мысли (конец V –XV в.) заключалось в большом влиянии на духовную жизнь общества религии и церкви. Ее притязания на участие в государственной власти одним из первых пытался обосновать Аврелий Августин Блаженныйв своем труде «О граде божьем и о граде земном». Он считал, для того чтобы государство оправдало свое неправедное существование, оно должно служить церкви, помогать утверждать ее идеалы на земле.Виднейшим идеологом католицизма был Фома Аквинский. Будучи сторонником общественного неравенства и эксплуатации, Аквинский считал, что они установлены Богом. Божьей воле он приписывал и существование монархии на земле, сторонником которой был сам. Светской власти, доказывал он, принадлежат только тела людей, а их души принадлежат Богу, церкви и папе римскому, которому должны подчиняться все, в том числе и монархи.

В эпоху Средневековья начинают зарождаться политические идеи на территории современной Беларуси. Их появление связано с именами Е. Полоцкой и К. Туровского, взгляды которых были проникнуты идеями гуманизма, патриотизма и направлены на укрепление единства русских земель под властью князя, осуждение братоубийственных междоусобных войн, которые ослабляли земли перед нашествием иноземных завоевателей.

 

 

Политическая мысль эпохи Возрождения и Нового времени

Период Возрождения (XIV–XVI вв.) характеризовался разложением феодализма и становлением капитализма в Европе. В противовес идеологии средневекового аскетизма (отречения от земных радостей во имя райской жизни в загробном мире) идеологи формирующегося класса буржуазии отстаивали гуманистические (человеческие) ценности: стремление к земному благополучию, право человека на свободное развитие и проявление творческих способностей и т. д. Одним из первых представителей зарождавшейся буржуазной политической науки был Н. Макиавелли, заложивший основы рационально-критического исследования политики как общественного явления и считавший, что только те знания о политике, которые базируются на изучении реальной действительности, полезны человеку, обществу и государству, помогают совершенствовать жизнь и отношения между социальными субъектами. В сочинении «Государь» он противопоставлял теологической (религиозной) концепции теорию светского (нерелигиозного) государства (также вводит сам термин «государство»). Основной функцией государя он считал создание сильного централизованного государства. Рассматривал вопрос средств и методов властвования, останавливался на личных качествах государя.

Проводниками идей Возрождения в Беларуси являлись Ф. Скорина, С. Будный, Н. Гусовский, Л. Сапега и другие мыслители. В своих работах Ф. Скорина отстаивал идеи патриотизма, общего блага, соблюдения законности, осуждал деспотизм феодалов, выступал за просвещенное правление. В «Песне о зубре» Н. Гусовского звучат идеи патриотизма, призыв к единению и дружбе разных по вере и культуре европейских народов, антивоенный пафос. С. Будный в произведении «О светской власти» выступал с критикой существующего строя, требовал равенства всех сословий перед законом, справедливости, правосудия. Л. Сапега был одним из авторов-составителей ІІІ Статута ВКЛ. Он подчеркивал, что всякая власть неизбежно выродится в тиранию, если не будет опираться на право и жестко ограничивать свою деятельность законами.

Политические учения Нового времени (XVII–ХIХ вв.) отражалиинтересы буржуазии и были направлены против отживших феодальных порядков и учреждений. Трансформируются политические системы западных стран, в массовом сознании укореняются идеалы политической и экономической свободы, социального равенства и справедливости, демократического участия. Возрастает спрос на научные знания о государстве и его институтах, рациональных формах и методах правления, политическом представительстве интересов. Политическая мысль сфокусировалась на естественных правах человека, происхождении государства и взаимодействии его институтов, обеспечении политического равноправия и социальной справедливости, взаимодействии личности и государства, правового регулирования и демократического переустройства общества (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье, И. Кант, К. Маркс и др.). В этот период разрабатывается теория правового государства и гражданского общества, высказываются идеи деления государственной власти на ветви и др. Теория естественного права была направлена против всех форм феодальной зависимости, сословного деления феодального общества и обосновывала равенство людей, данное им природой, выступала за законодательное закрепление свобод, права обладания и распоряжения собственностью, гарантий от произвола и т. д. Согласно теории общественного договора, государство возникло не по божьей воле, а в результате заключенного между людьми договора с целью устранения конфликтов. Государство, образованное волеизъявлением свободных людей, должно было обеспечить охрану их прав, свобод, не гарантированных в естественном состоянии. В период Нового времени зарождаются идеологии либерализма, консерватизма и социализма.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 280.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...