Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Продуктивные, Б – непродуктивные.




1. Информация представляется на языке слов, формул, образов.

2. Сообщается только тема лекции, занятия, цель и задачи не ставятся или ставятся

не четко.

3. Четко ставится цель и задачи.

4. Сообщается тема и план лекции.

5. План сообщается, но лектор ему не следует.

6. Полученные результаты не обсуждаются или обсуждаются наспех.

7. Количество узловых вопросов, обсуждаемых на лекции, не более трех.

8. В конце выводы не делаются или делаются после звонка.

9. Частое повторение сказанного одними и теми же словами.

10. Делаются обязательные выводы в конце занятия, обобщение, выделение главного.

11. Используется материал из других предметных областей.

Образцы заданий-эссе

Подготовить ответы на следующие вопросы:

- В чем отличие образовательного процесса в школе и вузе?

- Какие образовательные технологии применимы в вузе? Изменяется что-либо в реализации одной и той же образовательной технологии в зависимости оттого, кто является субъектом познавательной деятельности (школьник, студент)?

- Что можно отнести к инновациям в вузе?

- Определите свое отношение к дистанционному обучению.

Что служит критерием и показателями качества высшего образования?

Образцы заданий на систематизацию изучаемого материала 

 

1. Изучив справочную и специальную литературу, используя возможности Интернет, рассмотреть возможные аспекты проблемы проведения лекции в вузе. Сравнить лекцию как форму обучения в школе и вузе. Подготовить план изучения проблемы.

 

2.Изучить источники информации по проблеме психологического проектирования учебного взаимодействия, составить библиографический список. Выбрать заинтересовавший аспект проблемы и обсудить ее с сокурсниками

Подготовить выступление от группы с презентацией (5 – 7 минут).

Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация проводится в форме зачета и экзамена. Для допуска к экзамену аспиранту необходимо выполнить все формы текущего контроля и получить допуск к промежуточной аттестации. Вопросы к зачету и экзамену по дисциплине «Педагогика и психология высшей школы» приведены ниже.

 

Вопросы к зачету

1. Современное состояние высшего профессионального образования в мире и в России

2. Педагогический процесс в высшей школе: характеристики, особенности, закономерности.

3. Особенности образовательного процесса на разных уровнях подготовки:

бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура

4. Дополнительное профессиональное образование: цели, задачи, средства

5. Современные педагогические технологии в системе высшего профессионального и дополнительного образования.

6. Психологический портрет личности студента.

7. Профессиональные способности преподавателя вуза.

8. Психодиагностика и самокоррекция.

Вопросы к экзамену

1. Развитие единого пространства европейского образования. Модернизации образования в РФ.

  1. Современные парадигмы университетского образования.
  2. Профилизация общеобразовательной и высшей школы.
  3. Проблемы тьюторского сопровождения образовательного процесса в высшей школе
  4. Специфика образовательного процесса в ВУЗе.
  5. Современные технологии образования, их сущность и реализация в высшей школе
  6. Вузовская лекция: понятие, задачи, современные требования.
  7. Современный студент и его социально-психологический портрет.
  8. Квалификация, компетентность, профессионализм преподавателя вуза.
  9. Проектирование когнитивного и личностного развития в учебно-воспитательном процессе.
  10. Образовательный маршрут студента и динамика его продвижения при получении образования в вузе.
  11. Формы организации образовательного процесса в профильном образовательном учреждении.
  12. Психолого- педагогическое сопровождение в учреждении определенного профиля.
  13. Система высшего образования: современные тенденции, проблемы и перспективы, требования к содержанию.
  14. Проблемные методы обучения в вузе: понятие, задачи, виды.
  15. Университет: функции, органы управления.
  16. Игровые методы обучения в вузе: виды, задачи, современные требования.
  17. Уровни высшего образования и их содержание.
  18. Интерактивные методы обучения в вузе: понятие. Задачи, результаты.
  19. Современная модель профессионала.
  20. Особенности системы высшего профессионального образования в России в советский период.
  21. Условия для профессионального развития личности будущего специалиста.
  22. Дискуссионные методы обучения в вузе: характеристика, требования, значение.
  23. Дидактика высшей школы: основные понятия, функции.
  24. Организационные формы обучения в вузе.
  25. Процесс обучения в вузе: понятие, элементы содержания, варианты построения учебного процесса.
  26. Репродуктивный вариант построения учебного процесса в вузе.
  27. История развития высшего образования в России до 1917 года.
  28. Продуктивный вариант построения учебного процесса в вузе.
  29. Этапы подготовки и организации семинарского занятия в вузе.
  30. Принципы дидактического конструировании содержания высшего профессионального образования.
  31. Методы обучения в системе высшего профессионального образования (классификация методов по И.Л. Лернеру и М.Н. Скаткину).
  32. Характеристика принципов обучения в высшей школе.
  33. Виды вузовской лекции: характеристика, современные подходы.
  34. Документы, регламентирующие содержание высшего образования
  35. Семинарские занятия в вузе: понятие, задачи, виды.
  36. Вузовская лекция: понятие, задачи, современные требования. Этапы подготовки вузовской лекции.
  37. Студент как субъект учебной деятельности: мотивация, индивидуально-психологические особенности.
  38. Динамика личностных характеристик в процессе профессионального становления преподавателя. Профессиональные деформации личности (эмоциональное «выгорание» и «профессиональное насыщение и истощение»).
  39. Современные технологии образования, их психолого-педагогическое содержание и реализация в высшей школе: технология полного усвоения знаний, проектная технология, адаптивная модульно-рейтинговая технология, технология метакогнитивного обучения.
  40. Активное социально-психологическое обучение и его методы: социально-психологический тренинг, групповая дискуссия, игровые методы. Использование технологии «сase-study».
  41. Проектирование технологий личностного и когнитивного развития в высшей школе. Психологическая диагностика когнитивного и личностного развития в высшей школе.
  42. Источники и механизмы творческой деятельности. Творчество и интеллект. Развитие творческого мышления в образовательном процессе вуза.
  43. Условия, механизмы, движущие силы развития личности студента в процессе обучения и воспитания. Кризисы студенчества и их преодоление.
  44. Студенческая группа как социально-психологический феномен. Механизмы функционирования социальных групп.
  45. Компетентностный подход в образовании как одно из ключевых направлений вхождения российского образования в европейское образовательное пространство. Значение психологических наук в сопровождении инновационных процессов в образовании.
  46. Психологические закономерности формирования умственных (предметных и метапредметных) действий и понятий.

9. Ресурсное обеспечение:

Перечень основной и дополнительной учебной литературы

А) основная литература

1. Самойлов В.Д. Педагогика и психология высшей школы. Андрогогическая парадигма [Электронный ресурс]: учебник/ Самойлов В.Д.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.— 207 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/16428.— ЭБС «IPRbooks».

2. Шарипов Ф.В. Педагогика и психология высшей школы [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Шарипов Ф.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Логос, 2012.— 448 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/9147.— ЭБС «IPRbooks.

Б) дополнительная литература

1. Каткова Е.Н. Коммуникативные компетенции преподавателя высшей школы. Часть 1. Психология коммуникативной презентации и самопрезентации [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Каткова Е.Н.— Электрон. текстовые данные.— Комсомольск-на-Амуре: Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет, 2010.— 250 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/22299.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

2. Сергеев Н.К. Избранные труды по педагогике [Электронный ресурс]/ Сергеев Н.К.— Электрон. текстовые данные.— Волгоград: Волгоградский государственный социально-педагогический университет, «Перемена», 2011.— 284 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/21471.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

3. Резепов И.Ш. Психология и педагогика [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Резепов И.Ш.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2012.— 105 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/1141.— ЭБС «IPRbooks», по паролю










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 189.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...