Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Содержание понятия «дидактика». Основные дидактические принципы.




Дидактика изучает принципы, закономерности, цели, содержание, формы и методы обучения.

дидактические принципы:1) объективности, научности; 2) связи теории с практикой; 3) последовательности, систематичности;4)доступности при необходимой степени трудности; 5) наглядности, разнообразия методов;6) активности обучаемых;7) прочности усвоения знаний, умений и навыков в сочетании с опытом творческой деятельности.

1.Принцип наглядности: выражает необходимость формирования представлений и понятий на основе чувственных восприятий предметов и явлений;

2. Принцип сознательности и активности: процессе обучения передаются только знания, а убеждения свои каждый человек вырабатывает самостоятельно, т.е. сознательно;

3. Принцип доступности: заключается в необходимости соответствия содержания материала, методов и форм обучения уровню развития обучающихся.

4. Принцип научности: главной целью принципа является то, чтобы учащиеся понимали, что все подчинено законам и что знание их необходимо каждому в современном обществе.

5. Принцип индивидуального подхода: осуществляя индивидуальный подход необходимо учитывать восприимчивость обучаемых к учебе, т.е. обучаемость;

6. Принцип систематичности и последовательности: изложение учебного материала доводится преподавателем до уровня системности в сознании обучаемых, знания даются в определенной последовательности, и они должны быть взаимосвязанными.

7. Принцип прочности в овладении знаниями, умениями и навыками: прочность- это не только глубокое запоминание, но и умение пользоваться тем, чем располагает память.

8. Принцип связи теории с практикой: теоретические изыскания осуществляются не ради самой науки, а для совершенствования практической деятельности.

 

44. Структура педагогического процесса.

ПП- способ организации воспитательных отношений, заключающийся в целенаправленном отборе и использовании внешних факторов развития участников.

1) цель обучения (для чего учить)

2) содержание учебной инф-и (чему учить)

3) методы, приемы обучения, средства педагогической коммуникации (как учить)

4,5) преподаватель, учащийся.

ПП создается педагогом. Цель-принцип-содержание-методы-средства-формы.

Цель отражает тот конечный результат педагогического взаимодействия, к которому стремятся педагог и ученик.

Принципы- предназначены для определения основных направлений достижения цели.

Содержание- часть опыта поколений, которая передается учащимся для достижения поставленной цели согласно выбранным направлениям.

Методы- действия педагога и учащегося, посредством которого передается и принимается содержание.

Средства как материализованные предметные способы «работы» с содержанием используются в единстве с методами.

Формы организации ПП придают ему логическую завершенность, законченность.

 

Образование как социокультурный феномен.

Образование - это процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, необходимое условие подготовки человека к жизни и труду.

Образование, являясь социокультурным феноменом, выполняет следующие социокультурные функции

 

 

Понятие воспитания и самовоспитания. Виды воспитания.

Воспитание – целенаправленный процесс формирования у детей высоких гражданских, политических, морально-психологических и физиче­ских качеств, привычек поведения и действий в соответствии с предложен­ными обществом социальными и педагогическими требованиями.

Самовоспитание – сознательная, целенаправленная самостоятельная деятельность, веду­щая к возможно более полной реализации, развитию и совершенствованию личности.

Виды воспитания:

1. гражданское и патриотическое, 2.Идеологическое, 3.Нравственное, 4. Эстетическое, 5. Воспитание культуры самосознания и саморегуляции личности, 6. Воспитание культуры ЗОЖ, 7. Гендерное, 8. Семейное, 9.Трудовое и профессиональное, 10.Экологическое, 11. Воспитание культуры быта и досуга, 12.Воспитание культуры безопасной жизнедеятельности.

 

47. Методы воспитательного воздействия в производственных коллективах.

Метод убеждения:воздействие на сознание личности, при которомсоздаются, усиливаются или изменяются взгляды, мнения, оценки, установки у объекта воздействия с тем, чтобы последний принял точку зрения убеждающего и следовал ей в своей деятельности и поведении;

Метод упражнения:система организации повседневной жизни, процесса обучения, деятельности, которая позволяет личности накапливать опыт правильного поведения, самостоятельности в решении задач, развивать их индивидуальные качества, чувства и волю, формировать положительные привычки, обеспечивать единство между знаниями, убеждениями и поведением, словом и делом;

Метод примера:целеустремленное и планомерное воздействие на сознание и поведение личности системой положительных примеров, призванных служить им образцом для подражания, стимулом и средством самовоспитания;

Метод поощрения:метод внешнего активного стимулирования, побуждения воспитуемого к положительной, инициативной, творческой деятельности;

Метод наказания:метод педагогического воздействия, который должен предупреждать нежелательные поступки личности, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми.

 

Социальные институты общества и их функции.

Социальный институт – это исторически сло­жившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функ­ции в обществе, главная из которых — удовлетворение социальных потребностей.

Виды СИ:

1. Семьи и брака: потребность в воспроизводстве и первичной социализации населения;

2. Политические: потребность в обеспечении управления, координировании общественных процессов, социальном порядке и сохранении социальной стабильности;

3.Экономические: потребность в материальном обеспечении существования общества;

4.Культуры: потребность в сохранении и передаче знаний, структуризации индивидуального опыта, сохранении универсальных мировоззренческих установок;

5.Религии (церковь): социальную потребность в обеспечении, структуризации духовной жизни.

Функции СИ:

1.Закрепления и воспроизводства общественных отношений – социальный контроль обеспечивающий порядок и рамки, в которых должна протекать деятельность каждого члена института;

2.Регулятивная – обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки образцов и шаблонов поведения;

3. Интегративная – обеспечивает сплочение, взаимосвязи и взаимозависимости членов социальных групп, которые проходят под воздействием правил, норм, санкций, существующих в данном институте;

4.Транслирующая – передачи социального опыта от одного поколения к другому;

Коммуникативная – СМИ.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 385.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...