Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие УЗ. УЗ в структуре УД. Виды УЗ.




УД направлена на усвоение СКО. УЗ – это элемент СКО, который необходимо усвоить, т.е. УЗ - единица содержания УД. По содержанию УД можно представить как систему взаимосвязанных учебных задач.

При этом по форме УЗ может быть представлена проблемным вопросом, на который надо найти ответ (например, учебная задача по решению поиска причин неудач Красной Армии на 1-м этапе ВОВ), или представлена в виде конкретной задачи по математике, физике или психометрике. В то же время не всякая проблема, учебный пример или задача № 25 может быть учебной задачей. Учебная задача связана с решением такой задачи или проблемы, в ходе которой (на примере которой) впервые рассматривается какое-то обобщенное понятие, способ действий, теорема и т.п. В свою очередь, те примеры и задачи, на которых эти уже открытые самими учащимися или уже объясненные учителем способы действий или понятия закрепляются, упражняются, собственно учебными задачами не являются.

Т.обр., УЗ – единица содержания УД, которая представляет собой элемент содержания СКО, который усваивается в ходе обучения.

Но в жизни человека задача – явление универсальное, а не только учебное. Наряду с учебными задачами существуют житейские, научные, спортивные и т.п. Что такое задача вообще? И в чем особенности УЗ?

По А.Н.Леонтьеву и С.Л.Рубинштейну, задача – цель, данная в определенных условиях. Во всех задачах общее (по М.Я.Басову) – необходимость открыть то, что сразу, непосредственно, в прямом контакте в предмете невозможно увидеть. Есть ряд условий, есть цель, но нет готового ответа на вопрос, как этой цели достичь.

Особенность УЗ – в результатах решения. В житейских, научных или спортивных задачах основная цель – достижение результата, открытие, решение, победа. В УЗ, конечно, это тоже важно, не случайно ученику важно сверить свое решение с готовым результатом. Но главное – не его достижение, а то, что в самом ученике или студенте меняется через решение этой УЗ, т.е. эффект развития.

Классификации УЗ разнообразны. Их разделяют по оригинальности продукта решения (воспроизводящие или репродуктивные и – творческие или продуктивные); по содержанию – эмпирические и теоретические; по мере новизны (научные, на которые еще никто на планете не давал ответ, и учебные, на которых ученики как бы заново проходят процесс уже совершенных открытий); по мере источнику появления (внешние – от учителя и т.п., либо внутренние – самостоятельно сформулированные) и т.п.

В структуре УЗ, по Л.М.Фридману и Е.И.Машбицу, выделяют 4 компонента:

1) Исходные данные (условия);

2) Отношения, в которых эти условия находятся (это же не случайный набор условий – они обычно связаны каким-то правилом, каким-то отношением, которое и надо найти для решения);

3) Цель задачи (требование);

4) Способ решения.

Таким образом, УЗ – единица содержания УД, которая представляет собой элемент содержания СКО, который усваивается в ходе обучения.

 

Основные пути усвоения понятий и способов действий.

 

Содержание СКО представлено обобщенными понятиями и способами действий, которые усваиваются в ходе решения УЗ.

Под понятием в логике (разделе философии) понимают совокупность объективных , существенных, устойчиво повторяющихся, достаточных и необходимых признаков предмета или явления.

Логическая формула понятия – РОД + видовые отличия. Так, стакан можно определить как сосуд (указание рода) для питья объемом 200 – 250 мл из дешевого стекла (перечислены некоторые признаки). Если мы в этом определении стакана укажем просто «стакан – это сосуд для жидкости, понятие будет слишком широким (под него подпадают и рюмки, и мензурки, и банки и аквариумы), а если добавим «… граненый…»), понятие будет слишком узким (не все стаканы попадают в рамки этого определения).

Выделяют житейские и научные понятия. Житейские – 1) отражают смесь существенных и несущественных признаков (например, у ребенка рыба – это и кит, и дельфин, и акула); 2) образуются на основе чувственного опыта в прямом контакте с предметом или явлением; 3) усваиваются часто попутно, стихийно – в обыденном общении, труде, игре;. Научные понятия – 1) отражают только объективные, существенные и достаточные признаки предметов и явлений в их полном объеме («не широко и не узко); 2) в основе его лежит абстрактно-логическое, теоретическое мышление; 3) усвоение научных понятий идет, как правило, целенаправленно – в ходе обучения, учения).

Возможно ли выделить основные пути усвоения обобщенных понятий и способов действий, представляющих собой содержание УЗ и в целом УД?

Обычно выделяют 2 пути усвоения понятий, которые четко прослеживаются в обучении:

Преимущественно индуктивный (эмпирический) путь Преимущественно дедуктивный (теоретический) путь
1. Восхождение от частного к общему, от конкретного к обобщению, абстракции. Так строится содержание традиционных учебников и занятий. Тема 1. Урок 1, 2, 3 … Повторительно-обобщающий урок или семинар. Тема 2. Урок 11, 12, 13, … Снова обобщение. И т.п. Здесь из отдельных элементов-«кирпичиков» строится знание предмета. Однако зачастую общая картина так и не складывается (за деревьями не видно леса). 2. Опора на чувственное познание, на опыт.; 3. Практические действия и опыт предваряют умственную работу, обобщение.
  1. Восхождение от общего к частному, от абстрактного к конкретному (любопытно, но Библия демонстрирует именно такой подход. Ее первая строка закладывает универсальный принцип объяснения устройства мира и жизни – «Вначале было слово. И это слово было Бог.»
  2. Опора на теоретическое познание и абстрактное мышление.
  3. Умственные действия предваряют практические. Так, Д.И.Менделеев, изобретая бездымный порох, сначала ввел «единицу взрывчатости, разряжения воздуха», а затем в виде формул предложил варианты смесей и их реакций, которые могли бы дать бездымный порох. В отличие от него А.Нобель пришел к тому же результату эмпирически – пробуя сотни и тысячи комбинаций веществ.

Какой путь лучше, эффективнее?

 


 


Уч. действия в структуре учебной деятельности.

 

ВВЕДЕНИЕ – В структуре УД, наряду с учебной мотивацией и учебной задачей важное место занимают еще 2 компонента – учебные действия, а также внешние (учительские, родительские и т.п.) контроль и оценка, переходящие в самоконтроль и самооценку.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 246.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...