Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 2. Педагогическая деятельность: ее сущность и ценностные характеристики.




 

Как я буду изучать эту тему?

– Я буду работать с понятийным аппаратом; 

– Я проведу поисковую работу в различных источниках информации;

–  Я начну оформлять мини-словарь по дисциплине «Введение в педагогическую деятельность»;

–  ___________________________________________________________

___________________________________________________________;

– ___________________________________________________________;

– ___________________________________________________________ .

* Задание №1. Сущность профессиональной деятельности в разных типах профессий различна. Сравните характеристики деятельности в разных типах профессий.

Основания для сравнения

Типы профессий

Человек-человек Человек - машина Человек - знаковая система Человек - природа
Профессия          
Сущность деятельности профессионала          
Цель деятельности профессионала          
Предмет деятельности          
Средства деятельности          
Продукт деятельности          

* Задание №2. Проанализируйте предложенные определения педагогической деятельности, выделите ключевые слова и раскройте сущность педагогической деятельности.

 

п/п Определение понятия Ключевые слова
1   … сознательная целенаправленная деятельность взрослых, старших поколений (а не детей) – родителей, учителей школы и др. воспитательных учреждений, направленная на осуществление и осуществляющая руководство процессом воспитания детей (И.Ф. Козлов)[4]  
2 … особый вид общественно-полезной деятельности взрослых людей, сознательно направленной на подготовку подрастающего поколения к самостоятельной деятельности в соответствии с экономическими, политическими, нравственными и эстетическими целями (П.И. Пидкасистый)[5]  
3 … особый вид социальной деятельности, направленная на передачу от старших поколений младшим, накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе (В.А. Сластенин)[6]  

 

Сущность педагогической деятельности___________________________

______________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

* Задание №3. Рассмотрите определение педагогической деятельности, данное В.А. Сластенининым. Чем обосновывается такая трактовка данного понятия?». ___________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

** Задание №4. Попробуйте проанализировать понятия «система», «деятельность», «педагогическая деятельность» (двух авторов), заполните таблицу и внесите два из определений в мини-словарь.

п/п Определение понятия Ключевые слова Источник информации

я анализирую понятие «система»

1      
2      

я анализирую понятие «деятельность»

1        
2        

я анализирую понятие «педагогическая деятельность»

1        
2        

** Задание №5. Раскройте сущность видов педагогической деятельности.

Преподавательская_____________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Воспитательная _______________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Самообразовательная __________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Управленческая ________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Научно-исследовательская ______________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Внешкольная __________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Методическая _________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Организаторская ______________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________

* Задание №6.Кто, по Вашему мнению, осуществляет педагогическую деятельность? Заполните схему.

 

Педагогическая деятельность
 
 

* Задание №7. Нередко можно услышать вопрос: «Учитель - это профессия, призвание или ремесло»? Попробуйте на него ответить. _________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

* Задание №8. Расшифруйте имена известных деятелей педагогики, используя ключ-подсказку.

 

А В И Й К Л М Н О Р С У Х Ч Ш Я
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

 

Польский писатель, педагог, врач, шагнувший вместе с детьми в газовую камеру Треблинка.

 

16 8 12 15 5 9 10 14 1 5
                   

 

 

Талантливый педагог, писатель, автор книги «Сердце отдаю детям»

 

2 1 11 3 6 3 4
             

 

11 12 13 9 7 6 3 8 11 5 3 4
                       

 

 

*** Задание №9. Подберите стихотворение отражающее сущность, цель, содержание педагогической деятельности и проиллюстрируйте его, лучше яркими рисунками, которые Вы нарисуете сами. Пример выполнения задания смотрите в приложении 3.

 

Стихотворение Иллюстрация
   

 

*** Задание №10.Заполните таблицу «Этапы становления и развития педагогической профессии в России»

Этапы Условная хронология Субъекты педагогической деятельности Содержание и направления педагогической деятельности
I. Допрофессиональный Эпоха первобытности     Возникновение религии     Разделение труда      
II. Условно-профессиональный Эпоха рабовладения     Средневековья      
III. Собственно-профессиональный Эпоха индустриального общества      

 

Рефлексия

Предлагаем Вам использовать прием «Чемодан, корзина, мясорубка».Перед Вами три картинки: чемодан, корзина, мясорубка. Напротив них Вы можете написать своем мнение по результатам выполнения заданий.

Картинка Пояснение Ваше мнение
То, что хочется унести с собой (знания, умения, которые будут востребованы в дальнейшем).  
      То, что оказалось ненужным, бесполезным и что можно отправить в мусорную корзину.  
То, что оказалось интересным, но требующим доработки, переработки в мясорубке.  

 

Мой рейтинг

 

Уровень задания Кол-во баллов за задание Максимально возможное кол-во баллов Мои баллы по рейтингу Оценка моей работы преподавателем
* 0,5 6 заданий * 0,5 = 3    
** 1 2 задания * 1 = 2    
*** 2 2 задания * 2 = 4    

Итого баллов

9    

Тема 3. Гуманистическая природа педагогической деятельности. Источники педагогических идей. Современная педагогическая публицистика, научная и художественная литература.

 

 

Как я буду изучать эту тему?

– Я буду работать с понятийным аппаратом; 

– Я проведу поисковую работу в современной педагогической публицистике, научной или художественной литературе;

– Я возьму интервью на заданную тему, проведу обработку и анализ полученных данных;

– Изучив периодическую педагогическую печать, совместно со своей командой, подготовлю творческое выступление «Реклама издания»;

–  ___________________________________________________________;

–  ___________________________________________________________.

 

 

* Задание №1. Проанализируйте понятия «гуманизм», «гуманизация образования» (двух авторов), заполните таблицу и внесите два из определений в мини-словарь

п/п Определение понятия Ключевые слова Источник информации

я анализирую понятие «гуманизм»

1      
2      

я анализирую понятие «гуманизация образования»

1        
2        

 

В чем заключается гуманистическое содержание педагогической деятельности? ____________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

*** Задание №2. Ознакомьтесь с документом «Манифест гуманной педагогики»[7], провозглашенный 17 июля 2011 года. Подготовьте творческую презентацию, раздаточный проспект, дайджест, отражающие содержание «Манифеста» и деятельность Международного движения последователей гуманной педагогики.

** Задание №3. Заполните таблицу «Педагогический анализ художественных произведений» по двум произведениям на Ваш выбор, или воспользуйтесь произведениями, предложенными в приложении 4.

 

Произведение

Истоки духовного роста ребенка

Воспитательный уклад семьи Родители и учителя Окружающая природа и обстановка быта История Родины
1
2

 

* Задание №4. Какие на Ваш взгляд педагогические возможности содержит художественный текст?__________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

** Задание №5. Из приведенных ниже высказываний выберите те, которые наиболее ярко характеризуют гуманистическую природу педагогической деятельности. Ответ обоснуйте.

 

Только уважая учителя, можешь сам стать учителем.

Вьетнамская поговорке

 

В наших руках величайшая из всех ценностей мира — Человек. Мы творим человека как скульптор творит свое изваяние из бесформенного куска мрамора: где-то в глубине этой мертвой глыбы лежат прекрасные черты, которые надо добыть, очистить от всего лишнего... Только тот,кто верит в Человека может статьнастоящим мастером.

В. А. Сухомпинский

Учительство — это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя или композитора, но более тяжелый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую. Воспитывает личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру.

Д. Лихачев

Воспитание — это наука,научающая наших детей обходиться без нас.

Э. Левувв

Воспитывать — значит возвышать ум и характер, значит вести к вершинам.

А. Моруа

От правильного воспитания детей зависит благосостояние всего народа.

Д. Локк

Обучать ребенка — значит помочь ему познать суть свободы и полноты жизни.

Д. Кришнамурти

Глубоко, даже блестяще знать свой предмет — еще не значит быть педагогом. Хорошо вести уроки и быть в стороне от жизни, от борьбы за переустройство мира и человека — значит плохо делать свое главное учительское дело — ваяние личности учеников.

М. П. Щетинин

Воспитание строится по Закону Неповторимости: каждый человек может быть Образован только один раз. Детство не дается повторно, чтобы можно было начать все с нуля, избрать другую идею Образования в противовес той, которая не оправдала надежды. Идти путем проб и ошибок с целью поиска лучших педагогических достижений опасно тем, что если будут допущены ошибки, то их уже не стереть с помощью других проб. Упущение в развитии ребенка какой-либо «мелочи» может завершиться печально и даже трагично. Искажение пути раскрытия Образа отдаляет ребенка от своего назначения в жизни.

Ш. А. Амонашвили

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

** Задание №6. Составьте синквейн на тему «Гуманизм» и два по Вашему выбору. Пример выполнения задания приведен в приложении 5.

____Гуманизм____

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

_________________________________

_____________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

_________________________________

________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

_________________________________

* Задание №7. Впишите возникающие у Вас ассоциации со словом «гуманизация образования».

 

 

 

Гуманизация образования  

 

 


*** Задание №8.  Проанализируйте произведения советских педагогов-новаторов: Ш.А. Амонашвили Здравствуйте, дети![8] и  В.А Сухомлинский Павлышская средняя школа[9].

 

Произведение Что нового я узнал о своеобразии профессии педагога Мудрые мысли  (4-5) Собственные суждений по поводу описанных ситуаций Вывод по книге в целом
1          
2        

 

 

*** Задание №9. Ознакомьтесь с содержанием публикаций педагогических изданий «Учительская газета», «Воспитательная работа в школе», «Воспитание школьников», «Народное образование». Подготовьте творческое выступление «Реклама издания», обращая внимание, как на форму, так и на содержательную сторону выступления. ___________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

** Задание №10. Польский писатель, педагог, врач Януш Корчак вместе с двумястами детей Дома сирот в 1942г. шагнул в газовую камеру лагеря Треблинка. Он сделал это, чтобы дети не знали, что их отправляют умирать. У Януша Корчака был выбор: бежать из гетто или остаться с детьми и разделить их мученическую гибель. Людям, которые предлагали ему бежать, он ответил, что человек должен на деле подтвердить то, во что верит и что внушал детям. Он остался верен учительскому долгу и выбрал второе. Выразите свое отношение к поступку Я. Корчака, ответ обоснуйте.  _________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Рефлексия

Для проведения рефлексии предлагаем Вам использовать приём «Письмо самому себе». Вы должны написать короткое письмо из 5-6 предложений, оценивая свою деятельность в течение сегодняшнего дня. Напоминаем, что письмо начинается с приветствия и заканчивается пожеланиями.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 Мой рейтинг

 

 

Уровень задания Кол-во баллов за задание Максимально возможное кол-во баллов Мои баллы по рейтингу Оценка моей работы преподавателем
* 0,5 3 задания * 0,5 = 1,5    
** 1 3 задания * 1 = 3    
*** 2 4 задания * 2 = 8    

Итого баллов










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 835.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...