Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 1. Вводное занятие: образовательно-профессиональный путь студента. Технология самообразования.




Рабочая тетрадь

По курсу «Введение в педагогическую деятельность»

ББК Ч 486.63я73

УДК 378.016(075.8)

Печатается по решению Ученого совета Забайкальского

 государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского

 

Работа выполнена в рамках Государственного задания вузу

МИНОБРНАУКИ РФ, № 6.2266.2011

 

С.Е. Старостина, доктор педагогических наук, доцент, проректор по учебной работе Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского

Рецензенты

К.Г. Эрдынеева,заведующая кафедрой психологии ФГБОУ ВПО «Забайкальский государственный университет»,доктор педагогических наук, профессор, академик Международной Академии наук педагогического образования.

 Л.А. Бордонская, доктор педагогических наук, профессор Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского.

Т.В. Лучкина, И.В. Радецкая.Рабочая тетрадь по курсу «Введение в педагогическую деятельность»: учебно-методическое пособие для бакалавров педагогического образования / авт. Т.В. Лучкина, И.В. Радецкая. Забайкал. гос. гум. - пед. ун-т. – Чита, 2012. – 154 с.

 

Рабочая тетрадь разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного стандарта высшего профессионального образования по направлению «Педагогическое образование». В ней представлены задания для самостоятельной работы студентов по основным темам курса «Введение в педагогическую деятельность», направленные на формирование общекультурной и общепрофессиональной компетентности студента в процессе освоения курса педагогики. Рабочая тетрадь предоставляет студенту возможность выбора индивидуального маршрута с последующим самоконтролем и самооценкой знаний. Может быть использована на семинарских и лекционных занятиях.

 

ISBN:                                                                                                      ЗабГГПУ, 2012

Лучкина Т.В., 2012

Радецкая И.В., 2012

Т.В. Лучкина, И.В. Радецкая

 

Рабочая тетрадь

 

студента (ки)_________________________________________________

______________________________________________________________

 

факультета __________________________________________________

 

группы ______________________________________________________

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………… 5
Тема 1.Вводное занятие: образовательно-профессиональный путь студента. Технология самообразования……………………………………………………………     8
Тема 2.Педагогическая деятельность: ее сущность и ценностные характеристики……………………………....   19
Тема 3.Гуманистическая природа педагогической деятельности. Источники педагогических идей. Современная педагогическая публицистика, научная и художественная литература………………………………………   30
Тема 4. Профессиональная и непрофессиональная педагогическая деятельность. Педагогическая деятельность в семье. Спектр педагогических профессий в современном мире…………………………………………………...   41
Тема 5. Требования к личности и профессиональной компетентности педагога (Государственный образовательный стандарт)…………………………………………..     52
Тема 6. Общая и профессиональная культура педагога. Стили и виды педагогического общения…………….   60
Тема 7. Мастерство и творчество в педагогической деятельности………………………………………………………..   72
Тема 8. Профессионально-личностное становление и развитие педагога. Самосовершенствование будущего педагога…………………………………………………………..     84
Тема 9. Опытно-экспериментальная деятельность учителя……………………………………………………………….   90
Тема 10. Образовательная политика в России. Основные направления модернизации. Стратегия развития образования на период 2020 г. Современная система отечественного образования ………………………….   98
Дискуссии…………………………………………………….. 110
Тест по курсу «Введение в педагогическую деятельность»………………………………………………………….   118
Приложение…………………………………………………… 132

 

 

Введение

 

К педагогическому делу надо призы­вать,

 как к делу морскому, медицинскому или тому

подобным, не тех, которые стре­мятся только

обеспечить свою жизнь, а тех, которые чувствуют

к этому делу и к науке сознательное призвание

и предчувствуют в нем свое удовлетворение,

понимая об­щую народную надобность.

Д. И. Менделеев

К студентам

Уважаемый будущий педагог!

Мы рады, что Вы решили посвятить себя служению великой педагогической науке. Выбранная Вами профессия является по-настоящему созидающей будущее общество, его структуру и культуру.

Вы начинаете систематическое изучение педагогических дисциплин, составляющих основу вашей профессиональной компетентности.

Предлагаемая рабочая тетрадь поможет Вам в овладении курса «Введение в педагогическую деятельность». Этот курс направлен на освоение психолого-педагогических знаний, необходимых для преподавательской деятельности, развитие гуманистического мировоззрения, формирование потребности в личностном развитии.

Задания в рабочей тетради разработаны в логике компетентностного подхода, так как компетентностный подход усиливает практико-ориентированность образования, его предметно-профессиональный аспект, подчеркивает роль опыта, умений практически реализовывать знания, решать профессиональные задачи. Решение данных задач будет содействовать освоению Вами таких компетенций как:

 общекультурные (ОК):

– владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору её достижения (ОК – 1);

– способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК – 3).

общепрофессиональные (ОПК):

– осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК – 1).

Рабочая тетрадь предоставляет Вам возможность выбора образовательного маршрут посредством вариативных заданий, которые дифференцированы по трем уровням сложности: пороговый, стандартный, повышенный.

Результаты Вашей деятельности будут оцениваться по бально-рейтинговой системе оценки за выполнение отдельных заданий, написание рефератов, эссе, аннотаций, индивидуальных и групповых проектов в рамках аудиторных занятий и при самостоятельной работе. Полученные Вами баллы за выполненные задания будут учитываться при подсчете индивидуального рейтинга в рамках действия накопительной системы оценки. Результирующий балл позволяет определить Ваш рейтинг и может быть переведен в пятибалльную систему оценки.

Задания каждого уровня сложности предусматривают соответствующее количество баллов.

Пороговый уровень – задание выделено (*), оценивается в 0,5 балла.

Стандартный уровень – задание выделено (**), оценивается в 1 балл.

Повышенный уровень – задание выделено (***), оценивается в 2 балла.

Оценка «3» – соответствует 55-69 баллам.

Оценка «4» – соответствует 70-84 баллам.

Оценка «5» – соответствует 85-100 баллам.

Мы надеемся, что Вам  интересно будет выполнить задания различных типов и уровней сложности, и тетрадь станет Вашим помощником.

 

Время не стоит на месте,

Все бежит, все ускоряет ход.

Думает страна, и мы с ней вместе,

Чем улучшить нам учебный год.

Рейтинг – это новое в науке,

Здесь оценку Вам не просто получить.

На занятиях не будет скуки,

Вас заставят думать и учить.

Здесь простор фантазии огромный:

Реферат ли, отзыв ли, эссе.

Презентация – прием наш этот модный,

Выбирай что хочешь, только помни,

Что к победе приведут они здесь все.

Вот она желанная оценка,

Вот они 100 баллов посмотри.

Но понятно всем, что здесь не просто,

Без труда не будешь впереди!

Пожелание от авторов

 

В параграфах данного издания приводятся следующие структурные элементы:

Аппарат ориентировки Структурные элементы
Требования к изучению темы / Постановка учебной цели
Рейтинг
Рефлексия
Дискуссия
Итоговое тестирование

 

Желаем творческих успехов!

 

Тема 1. Вводное занятие: образовательно-профессиональный путь студента. Технология самообразования.

Как я буду изучать эту тему?

– Я буду работать с нормативными документами; 

– Я проведу поисковую работу в различных источниках информации;

–  Я начну оформлять портфолио по дисциплине «Введение в педагогическую деятельность»;

– Выбрав и выполнив задания темы 1, я определю свой рейтинг.

* Задание №1. Дополните не достающие компоненты профессиональной ориентации на педагогическую профессию.

Профессиональная ориентация на педагогическую профессию— система деятельности, направленная на сознательный выбор профессии педагога и включающая в себя следующие компоненты:

– профессиональное просвещение (профессиональную информацию);

_______________________________________________________;

– профессиональную консультацию;

_______________________________________________________;

– _______________________________________________________.

* Задание №2. Обозначьте области профессиональной деятельности бакалавра по направлению «Педагогическое образова

Бакалавр
ние» в соответствии с ФГОС ВПО.

** Задание №3. Опишите источники самообразования, которые Вы используете или будите использовать, обучаясь в вузе.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

* Задание №4. Обозначьте объекты профессиональной деятельности бакалавра по направлению «Педагогическое образование» в соответствии с ГОС ВПО третьего поколения.

Бакалавр


*** Задание №5. К учителю современной школы предъявляются требования со стороны государства, общества, школы, чтобы соответствовать им он должен обладать большим ансамблем личностных (профессиональных и др.) качеств. Выявите наличие данных качеств у себя и составьте  программу саморазвития на период обучения в вузе.

Качества Наличие План работы

Доминантные качества личности:

Социальная активность    
Целеустремленность    
Уравновешенность    
Желание работать с детьми    
Обаяние    
Честность    
Современность    
Гуманность    
Эрудиция    
Педагогический такт    
Толерантность    
Педагогический оптимизм  

Периферийные качества:

Доброжелательность        
Приветливость        
Чувство юмора        
Артистичность        
Мудрость             
Внешняя привлекательность        

Негативные качества:

Пристрастность        
Неуравновешенность        
Мстительность        
Высокомерие        
Рассеянность        

Профессиональные противопоказания:

Наличие вредных привычек, признанных обществом социально опасными (алкоголизм, наркомания и др.)    
Нравственная нечистоплотность    
Рукоприкладство    
Грубость        
Беспринципность        
Некомпетентность в вопросах преподавания и воспитания      
Безответственность        

** Задание №6. Изучив требования к разработке содержания учебного портфолио студента[1], охарактеризуйте его компоненты:

Обязательные_______________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Поисковые ___________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ситуативные________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Описательные________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Внешние_____________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

** Задание №7. Продумайте рубрики Вашего портфолио по дисциплине «Педагогика», подберите к ним оригинальные названия и кратко охарактеризуйте их содержание.

Возможные рубрики: «Теоретический монолог» – основные теоретические положения. «Что бы это значило?» – понятийно-терминологический словарь. «Размышления на тему...» – рефлексивный анализ по теме портфолио. «Творчество товарищей» – все письменные работы, выполненные сту­дентом.

 

Рубрика 1. _________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рубрика 2.  ___________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рубрика 3. _________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рубрика 4. __________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рубрика 5____________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

*** Задание №8. Прочтите статью «Самообразование студентов вуза как условие качественной профессиональной подготовки специалистов»[2], составьте аннотацию, требования к составлению аннотации приведены в приложении 1.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

** Задание №9.Проанализируйте свои учебные и самообразовательные достижения за последние 2-3 года. Результаты отразите в таблице.

Период Мои достижения Благодаря кому / чему оно достигнуто Область применения
1        
2          
3          
4          
5        
6          

* Задание №10. Дополните функции самообразования, которые выделены М.Князевой.

функции самообразования
         экстенсивная

__________________________

__________________________

__________________________

               коммуникативная

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

* Задание №11. Охарактеризуйте в общем виде структуру профессионального самосознания:

1. сознание своей принадлежности к определенной профессиональной общности;

2. ____________________________________________________________

_____________________________________________________________;

 3.____________________________________________________________

_____________________________________________________________;

4. ____________________________________________________________

_____________________________________________________________;

5. ____________________________________________________________

_____________________________________________________________;

 

** Задание №12.Какое значение имеет для человека самообразование? Чем оно отличается от обучения? _________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

** Задание №13.Определите свой уровень информационной компетентности в использовании интернета, ответив на вопросы теста[3]. Инструкция и ключ к тесту приведены в приложении 2.   

 

Вопросы Баллы
I. Назовите, пожалуйста, основные поисковые интернет-системы: 1.____________________________________________________ 2. ___________________________________________________ 3. ___________________________________________________ 4. ___________________________________________________ 5. ___________________________________________________       0 0 0 0 1
II. Какие сайты психолого-педагогической направленности Вы знаете? 1.____________________________________________________ 2. ___________________________________________________ 3. ___________________________________________________ 4. ___________________________________________________ 5. ___________________________________________________       0 0 0 0 1
III. Для каких целей сегодня можно использовать Интернет? 1.____________________________________________________ 2. ___________________________________________________ 3. ___________________________________________________ 4. ___________________________________________________ 5. ___________________________________________________     0 0 0 1 1
IV. Как можно использовать Интернет в образовательном процессе? 1.____________________________________________________ 2. ___________________________________________________ 3. ___________________________________________________ 4. ___________________________________________________ 5. ___________________________________________________       0 0 1 1 1
V. Какие виртуальные дискуссионные площадки (профессиональные сообщества) Вам известны? 1.____________________________________________________ 2. ___________________________________________________ 3. ___________________________________________________ 4. ___________________________________________________ 5. ___________________________________________________       0 0 1 1 1

 

Вывод по результатам самодиагностики (над чем предстоит работать)__

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рефлексия

Для проведения рефлексии предлагаем Вам использовать приём «Незаконченные предложения».

 Закончите следующие предложения:

 

Я похвалил бы себя ____________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________

Особенно мне понравилось_______________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________

Было интересно________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________

Я понял, что __________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________

Было трудно___________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________

Теперь я могу__________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________

Меня удивило__________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________

После выполнения заданий мне захотелось_________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________

 Мой рейтинг

 

Уровень задания Кол-во баллов за задание Максимально возможное кол-во баллов Мои баллы по рейтингу Оценка моей работы преподавателем
* 0,5 5 заданий * 0,5 = 2,5    
** 1 6 заданий * 1 = 6    
*** 2 2 задания * 2 = 4    

Итого баллов










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 436.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...