Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Психологические показатели 1 типа учащихся (с рассогласованием между мотивационной и операциональной сферами)




Тип рассо- гласования Первичные рассо- гласования (меха- низмы ипричины) Вторичные рассог- ласования (внеш- няя симптоматика, признаки, проявле- ния Распространенное в педпрактике обозначение дан- ного нарушения

1 тип (меж-

ду мотива-

ционной и

операци-

ональной

сферой)

А)Операциональная сфера отстает от мотивационной Между неумением учиться и желанием учиться Педагогическая запущенность
Б) Мотивационная сфера отстает от операциональной Между нежеланием учиться, отсутст- вием интереса к уче- нию и умением учиться Интеллектуальная, познавательная пассивность
В) Отстает и опера- циональная,  и мотивационная сфера Между неумением учиться, нежеланием учиться и необхо- димостью учиться Общее отставание в учении

 

// тип рассогласования (между компонентами внутри операциональной сферы) заключается в том, что имеющиеся у ребенка знания опережают умения учиться. Варианты:

знания есть, но они усваиваются формально; дети механи­чески запоминают сведения, не владея рациональными спо­собами учения. Отдельные компоненты знаний отстают друг от друга, не согласуются друг с другом. Например, у  ребенка присутствуют все виды знания (о фактах, понятиях, о терминах, знание законов и теорий и др.), но они находятся на низком уровне усвоения — ученик может их буквально воспроизвести, но затрудняется при понимании и при применении в новых условиях;  отдельные компоненты учебной деятельности (учебные цели, потребности, мотивы, учебные действия, самоконтроль, само­оценка) не согласуются друг с другом. Например, ребенок вла­деет учебными действиями (изменение, сравнение) и, в то же время, не умеет проверять и оценивать свою деятельность;

• рассогласование между обученностью и обучаемостью
школьника, то есть между его запасом знаний, умением
учиться и способностью к дальнейшему усвоению знаний,
способов их приобретения;

• отдельные показатели умственного развития не согласуются друг с другом, например, у ребенка наблюдается высокая интеллектуальная инициатива и, вместе с тем, низкий уровень умственных способностей.




Психологические показатели 2 типа учащихся (с рассогласованием между компонентами внутри операциональной сферы)

Тип рассо- гласования Первичные рассо- гласования (меха- низмы ипричины) Вторичные рассог- ласования (внеш- няя симптоматика, признаки, проявле- ния Распространенное в педпрактике обозначение дан- ного нарушения
        1          2             3            4
2 тип (внутри операциональ- ной сферы) А)Наличные зна- ния опережают умения учиться, отдельные хара- ктеристики зна- ний, виды, уров- ни, качества не согласуются друг с другом Между сформиро- ванностью учебных действий и запасом знаний. Между знанием за- конов, теории и зна- нием фактов; между продуктивным уро- внем усвоения и реп- родуктивным уров- нем усвоения знаний Знания усваиваются  нерациональными способами (меха- нические заучива- ния, формиальное усвоение знаний)
Б)Отдельные ком- поненты учебной деятельности (учебные цели, по- требности, моти- вы, контроль) не согласуются друг с другом Умение ученика ста- вить задачи и осуществлять само- контроль отстает от умения выпол- нять учебные действия Разные варианты умения учиться, неумение проверять и оценивать свою учебную деятель- ность
В)Рассогласование между обучен- ностью,наличным запвсом знаний И обучаемостью, способностью к дальнейшему усвоению знаний и способов их до- бывания Между личным уровнем умения учиться и готовно- стью принять помощь, как важ- ный показатель обучаемости Низкая обучаемость
Г) Отдельные по- казатели умствен- ногоразвития Отстают друг от друга Между интеллекту- альной инициативой и умением действо- вать в уме Низкий уровень способностей

  

III тип рассогласования(между компонентами внутри мотивационной сферы) содержит следующие варианты:

 

дети слабовольные, не прилагающие усилий, усердия, при­лежания в учении;

дети, не проявляющие самостоятельности, учеба которых опирается лишь на внешнюю стимуляцию, давление роди­телей, учителей;

дети с низким уровнем воспитанности, которые знают, как следует себя вести, но не использующие данные знания на практике;

дети с аффектом неадекватности, у которых неудовлетво­ренные притязания вызывают отрицательные аффектив­ные переживания (рассогласование между притязаниями, самооценкой и реальными возможностями ученика удов­летворить свои притязания, оправдать свою самооценку приводит к повышенной обидчивости из-за неадекватной оценки ситуации).


Тбл.3.стр91

IV тип рассогласования (внешних социальных условий и внутреннего отношения) предусматривает следующие варианты:

• дети с неадекватным поведением (страх, аутизм, закры­
тость), возникшем вследствие депривации — ограничения
возможности удовлетворения жизненно важных потреб­
ностей (двигательных, сенсорных, информационных, мате­
ринской любви) в течение длительного времени;

• дети, не способные приспособиться к требованиям социу­
ма, дезадаптированные в результате несоответствия со­
циопсихологического статуса ребенка требованиям новой
социальной ситуации (ситуации школьного обучения);

• дети социально пассивные, нерешительные, неуверенные
в себе, не умеющие прогнозировать свое поведение, в ре­
зультате подверженные дезинтеграции (нарушению цело­
стности личности);

 

дети с низкой воспитанностью, у которых цели и требова­ния не становятся регулятором поведения, не обеспечива­ют саморегуляцию, целенаправленные воспитательные воз­действия на них не приносят положительного результата, что является показателем низкой воспитуемости, трудно-воспитуемрсти;

дети с асоциальным поведением (импульсивное следова­ние формам агрессивного, девиантного поведения); дети, совершающие асоциальные поступки, включающие противоправные действия, не соответствующие принятым в обществе стандартам, отклоняющиеся от социальной или психической нормы с девиантным поведением (амо­ральное, криминальное поведение и совершение правона­рушений).

 

V тип рассогласованияв соматической сфере включает в себя следующие варианты:

• дети с задержкой психического развития (не являясь ум­
ственно отсталыми, они, тем не менее, не могут усваивать
программу общеобразовательной школы в том же темпе,
что и их нормально развивающиеся сверстники);

• дети с нервным истощением, слабой выносливостью, низ-,
кими энергетическими возможностями (астенические со­
стояния);

• дети с эмоциональной неустойчивостью, неадекватностью
эмоциональных реакций, робостью, застенчивостью (реак­
тивные состояния и конфликтные переживания);

• слабослышащие, слабовидящие, малоподвижные (наруше­
ния в работе анализаторов, двигательные расстройства).










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 293.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...