Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Дети с астеническими состояниями и конфликтными переживаниями




Неуспеваемость некоторых учеников обусловлена так назы­ваемыми астеническими состояниями. Астенические состоя­ния представляют собой кратковременные расстройства с таки­ми симптомами, как малая активность, бездеятельность, плохое внимание, ослабленность памяти, колебания настроения, тоскли­вость, повышенная утомляемость, нарушение сна и аппетита, го­ловные боли, раздражительность, сниженная работоспособность.

В зависимости от причин, вызвавших астеническое состо­яние, обычно различают церебральную астению и соматоген­ную астению. Последняя нередко усиливается за счет трав­мирующих психических факторов.

Внешние неблагоприятные факторы (будь то общие сома­тические инфекции, легкие травмы или очаговые поражения головного мозга, а также длительные и тяжелые психические переживания, переутомление) влияют, в первую очередь, на центральную нервную систему и могут вызвать функциональ­ные нарушения психической деятельности.

Характерной особенностью астенических состояний явля­ется нарушение интеллектуальной деятельности при первич­но-сохранном интеллекте. В процессе учебной работы у таких детей быстро наступает утомляемость, нервное истощение, воз­никают головные боли. В результате нарушается работоспособ­ность, наблюдается ослабление памяти, внимания, дети плохо сосредотачиваются на выполнении задания, отвлекаются. Все это создает для ребенка реальные затруднения в обучении. Они выражаются в том, что дети с астеническими состояниями, не­смотря на отсутствие локальных речевых расстройств, испы­тывают трудности в процессе овладения чтением, письмом, сче­том. При чтении они часто теряют строку, не выделяют предло­жений, читают «по догадке», не делают смысловых ударений. В письме дети допускают разнообразные ошибки: не дописывают буквы и слова, соединяют несколько слов в одно, пропуская при этом отдельные буквы и слоги. При обучении арифметике они часто не овладевают понятием числа, приемами устного счета, плохо запоминают таблицу умножения, не удерживают в уме условие задачи, что затрудняет решение. Степень выраженно­сти этих проявлений зависит от состояния ребенка, от условий, в которых протекает его деятельность. При нарастании утом­ления и отсутствии спокойных условий работы продуктивность учебной деятельности таких детей резко снижается. Наблюда­ются некоторые отклонения и в их поведении: одни из них возбуждены, беспокойны, излишне подвижны, раздражительны, плаксивы; другие, напротив, вялы, робки, медлительны, затормо­жены, неуверенны. Часто из боязни ответить неправильно они вовсе отказываются отвечать.

При церебральной астении вся указанная симптоматика нередко бывает более выраженной.

Церебральная астения чаще бывает обусловлена наруше­нием циркуляции жидкости в мозге, либо возникает вслед­ствие перенесенного сотрясения мозга или воспалительного очага в мозгу (даже небольшого, узко локального). При воспа­лительных мозговых процессах, равно как и при черепных травмах, количество спинномозговой жидкости может несколь­ко увеличиться, и тогда циркуляция ее нарушается. Увеличе­ние количества спино-мозговой жидкости носит название гидроцефалии. Понятно, что степень выраженности этого на­рушения бывает разной — от самых легких до крайне тяже­лых болезненных состояний. Но и самые легкие формы гид­роцефалии оказывают влияние на развитие ребенка и приво­дят к функциональным нарушениям его психической деятельности. Церебральная астения нередко обусловливает неуспеваемость детей, но при правильном понимании взрос­лыми этих состояний и своевременном оказании педагоги­ческой и лечебной помощи многие из таких школьников мо­гут преодолеть свои затруднения в обучении.

Кроме описанных форм церебральной астении, связанных с первичными изменениями центральной нервной системы (черепные травмы, воспалительные мозговые процессы), асте­нические черты у детей могут быть обусловлены физической слабостью, различными соматическими болезнями (заболева­ния внутренних органов, сердечно-сосудистой системы), дет­скими инфекционными болезнями.

При соматогенных астениях наблюдается ряд общих проявлений — таких же, как и при церебральной астении. Симптомы астении при заболеваниях внутренних органов наиболее характерно проявляются у детей с медленно теку­щей туберкулезной интоксикацией. Астенические черты у них проявляются в том, что они быстро утомляются, появляются головные боли, раздражительность, склонность к капризам и слезам, расстройство сна, снижение аппетита, неустойчивость настроения, малая выносливость, двигательное беспокойство. Несмотря на полноценный интеллект, у детей с туберкулезной интоксикацией наблюдается малая продуктивность в работе. Они не могут сосредоточить внимание на выполняемых зада­ниях и постепенно становятся неуспевающими учениками. Эти физически ослабленные дети обычно не пользуются авто­ритетом у товарищей и служат предметом насмешек, особен­но если реагируют на них слезами или раздражением.

В связи с неуспеваемостью и плохим поведением, педагог нередко предъявляет к таким детям требования, которых они не могут выполнить, упрекает в лени, вызывает в школу роди­телей, которые их наказывают. Это озлобляет детей и усили­вает болезненные проявления. Они становятся грубыми, аг­рессивными и непослушными, застенчивыми, плаксивыми и робкими, или замкнутыми и угрюмыми.

Неуспеваемость некоторых школьников массовой школы обусловлена нерешенными конфликтными переживаниями.

Конфликтные переживания представляют собой невротичес­кие реакции, прямо связанные с психотравмирующем воздей­ствием, без глубокой личностной переработки внутреннего конфликта с симптомами невротического круга (навязчивость, страхи, плаксивость, обидчивость).

Конечно, всякое переживание влечет за собой изменения в поведении и деятельности детей. Вместе с тем, тяжелые переживания могут быть причиной нарушения, которые воз­никают у ребенка вследствие травмирующих его психику ситуаций, которые носят название реактивных состояний.

Нервно-психические нарушения при реактивных состоя­ниях у детей носят чрезвычайно разнообразный характер и проявляются в различной степени. Это зависит от остроты и тяжести травмирующей ситуации, от длительности ее воздей­ствия, возраста ребенка, общего состояния его здоровья и от индивидуальных особенностей личности. Реактивные состоя­ния могут проявиться в заикании, тикозных подергиваниях в различных частях тела, страхах, недержании мочи при острых состояниях. При остро действующих травмирующих момен­тах у детей нередко наблюдаются расстройства сознания типа сумеречных, когда ребенок совершает ряд действий и поступ­ков, о которых в дальнейшем не помнит.

У некоторых детей иногда появляется состояние психо­моторного возбуждения в виде суетливости, бесцельных дви­жений, немотивированных поступков. У других, наоборот, по­является реакция торможения: дети как бы цепенеют, засты­вают. В младшем возрасте отмечается временное выпадение отдельных функций, например, временная глухота, мутизм (отказ от речи). У подростков отмечается нарушение всей эмо­ционально-волевой сферы (страх, тревога, подавленность, отказ от еды, оцепенение и даже элементы бредового отношения к окружающему).

Особенно тяжелым по своему влиянию на поведение и характер школьника является энурез (недержание мочи). Это расстройство возникает чаще всего у нервных и физически ослабленных детей, у которых имело место какое-то длитель­ное нервное потрясение, испуг, напряжение, соматическое заболевание, истощающее организм. При этом дети становятся робкими и застенчивыми, боязливыми и нерешительными, или, наоборот, становятся озлобленными, раздражительными и аг­рессивными. У тех и других нередко возникают страхи; со­держанием таких страхов являет сам факт недержания мочи. В дальнейшем страх принимает более диффузный характер — боязнь темноты, страх перед новым делом, новой обстановкой, новыми людьми. Порой дети болезненно переживают физи­ческий недостаток (хромоту, косоглазие, горбатость). Наличие какого-либо дефекта у ребенка, при неправильном к нему от­ношении со стороны окружающих, ведет к возникновению у него чувства своей неполноценности, которое вызывает замк­нутость, трудности в поведении, а в некоторых случаях приво­дит к снижению успеваемости.

Переживание внутреннего конфликта может нарушить психическое развитие ребенка. Конфликтные переживания всегда носят социальный характер. Они возникают вследствие психогенных факторов, травмирующих ребенка в семье или в школе. Для внутреннего конфликта характерно столкнове­ние в сознании ребенка противоположно окрашенных аффек­тивных отношений к тому или иному близкому ему лицу или к создавшейся ситуации. Внутренний конфликт может воз­никнуть лишь в том случае, если переживание ребенка невы­носимо тяжело, длительно и занимает центральное место в его жизни и сознании; на каком-то этапе этот конфликт оказыва­ется для ребенка неразрешимым.

Такой неразрешенный конфликт, затягиваясь, становится хроническим, оказывает специфическое влияние на формиро­вание черт характера и может тормозить умственное разви­тие. У детей с внутренним конфликтом создается известная двойственность, противоречивость в решениях, выборе того или иного действия. Вся личность вовлекается в переживания, связанные с конфликтом, все аффективные, т. е. эмоциональ­ные, переживания направлены как бы в одно русло, поэтому круг интересов, привязанностей резко сужается. В возникно­вении конфликтных переживаний большую роль играют осо­бенности структуры личности.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 182.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...