Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Возрастные особенности неуспевающих детей и подростковСтр 1 из 5Следующая ⇒
Немецкий ученый Г. Вройер исследовал возрастные особенности неуспевающих школьников. Как оказалось, большая часть случаев неуспеваемости, а также необычного поведения обнаруживается уже в самом начале учебы в школе — 25-30 % первоклассников в недостаточной степени обладают некоторыми специальными предпосылками для обучения чтению, счету, письму. Дети, у которых наблюдается отставание в развитии речи и сенсомоторики, нуждаются в особом внимании со стороны учителя начальных классов, иначе они не смогут овладеть основными навыками чтения и письма. Слабость развития сенсомоторики — одна из главных причин неуспеваемости детей в начальных. Проявления недостатков и отклонений в учебной деятельности младших школьников характеризуются учителями как «пробелы в знаниях», «несформированность того или иного навыка», «неуспеваемость по определенному учебному предмету», «общее отставание в учении «отсутствие систематичности в учебной работе». Ю. 3. Гильбух, приступая к разработке типологии недостатков (отсутствие чего-либо полезного, нужного) и отклонений (наличие нежелательных вредных качеств), начал с построения педагогической типологии, включающей фиксацию непосредственных проявлений недостатков и отклонений, без учета их возможных внешних или внутренних источников. Он выделил следующие типы отклонений в учебной деятельности учащихся, сформулированные в педагогических терминах: • Общее отставание в учении (ребенок не успевает как по • Специфическое отставание по языку (по математике данный ученик успевает). • Специфическое отставание по математике (т.е. имеет место обратное соотношение). • Отклонения от индивидуального оптимума учебной деятельности (ученики с не полностью реализованными способностями). На основе педагогической типологии были определены психолого-педагогические типы недостатков и отклонений в учебной деятельности школьника, охватывающие как определенные поведенческие феномены, так и непосредственно обуславливающие их психологические факторы. Установление причин отклонений, имеющих более или менее обобщенный и устойчивый характер, правомерно рассматривать как макродиагностику. Выяснение непосредственных источников отдельных ошибок учащихся, нарушений норм поведения квалифицируется как микродиагностика. Рассмотрим психолого-педагогическую типологию общего отставания в учении младших школьников: А — дети с низкой интенсивностью учебной деятельности (ученик, как принято говорить в таких случаях, просто «не работает»); Б — дети с низкой эффективностью учебной деятельности (ребенок затрачивает значительные усилия на выполнение учебных заданий, но не справляет с ними); В — дети с сочетанием признаков низкой интенсивности и низкой эффективности учебной деятельности. В рамках каждого из этих поведенческих типов были выделены соответствующие психолого-педагогические подтипы. Для типа А: • отсутствие устойчивых мотивов учения в школе при ярко • незначительные нарушения отдельных функций эмоционально-волевой сферы; • задержка в развитии эмоционально-волевой сферы. • низкий уровень развития познавательных способностей; • инертный тип нервной системы; • большие пропуски учебного времени из-за длительной болезни или неблагоприятных домашних условий. Для типа В: • низкая интенсивность учебной деятельности, обусловленная ее низкой эффективностью; • низкая эффективность учебной деятельности, обусловленная низкой интенсивностью на начальном этапе школьного обучения; • одновременное проявление признаков низкой интенсивности и низкой эффективности учебной деятельности. Тип А: дети с низкой интенсивностью учебной деятельности. Общими поведенческими признаками этого типа являются: невнимательность при восприятии учебного материала, «отсутствующее» или даже откровенно недисциплинированное поведение на уроках: медленное выполнение учебных заданий. Подлинные усилия и старания, прилагаемые непосредственно к учебной деятельности, занимают у учащегося весьма ограниченное время. Вместе с тем, уровень познавательных способностей у учащихся данного типа достаточен для удовлетворительного усвоения школьной программы. Доминирующим мотивом поведения является потребность в самоутверждении в активной, практически осязаемой деятельности, в признании со стороны авторитетных сверстников. Эти потребности не находят удовлетворения в учебной деятельности, поэтому ребенок стремится утвердить себя в различных видах внешкольных занятий. Причинами несформированности мотивов школьного учения является недостаточное внимание со стороны родителей, отсутствие индивидуального подхода к ним со стороны учителей, неумение опереться в своих воспитательных воздействиях на присущее стремление проявить себя в практической деятельности, дающей немедленный и осязаемый результат. Тип Б: дети с низкой эффективностью учебной деятельности. Главный поведенческий признак данного типа: ребенок затрачивает много усилий на учение, но с заданием не справляется. Отличительный признак детей, принадлежащих к первой подгруппе данного типа (низкий уровень развития познавательных способностей) — обусловленность низкой эффективности их учебной деятельности недостаточным развитием познавательных способностей при ярко выраженном желании учиться. Обычно такое явление наблюдается в первом классе. Учителя отмечают отсутствие у ребенка подготовленности к школе: неумение читать, незнание букв, цифр; ограниченный запас жизненных представлений; непонимание элементарного учебного материала. При всем этом, ребенок старается учебные задания выполнять. Причинами недостаточного развития познавательных способностей обычно служат либо бедность чувственного и речевого опыта ребенка, обусловленные низким культурным уровнем родителей, недостатком родительской любви и заботы, либо микропоражения в коре головного мозга, либо то и другое. Тип В: дети с сочетанием низкой интенсивности и низкой эффективности учебной деятельности. Отличительным признаком первой подгруппы данного типа является обусловленность низкой интенсивности учебной деятельности с предшествовавшей ей низкой эффективностью. Другие специфические признаки данной подгруппы: низкий уровень развития познавательных способностей (в первую очередь — мышление и речь) как результат недостаточного внимания к ребенку со стороны родителей; в начале обучения в первом классе наблюдается старательность, переживание неудач в учении; в дальнейшем, однако, такое отношение сменяется равнодушием, тупой пассивностью; отношения с учителями, родителями и сверстниками, как правило, спокойные. Каждый ребенок владеет определенным запасом знаний. Надежным показателем поступательного характера развития детей в учебной деятельности является обучаемость. Это зона ближайшего развития, указывающая как на достигнутое ребенком, так и на находящееся в процессе созревания, в широком смысле слова — способностью к усвоению знаний и способов действий. А. К. Маркова так характеризует высокий и низкий уровень обучаемости. Обучаемость (низкий уровень): закрытость для помощи другого человека в учебной работе. В новых предметных условиях пассивность, плохое использование старого багажа знаний. Инертность в новых учебных ситуациях. Медленный темп работы, истощаемость, утомляемость, рассеянность. Конфликты в отношениях с учителем. Обучаемость (высокий уровень): высокая чувствительность к помощи другого человека, то есть невелико число подсказок, необходимых для дальнейшего продвижения ученика. Выраженная активность ориентировки в новых условиях, перенос усвоенных способов работы в новые условия. Быстрота и легкость усвоения новых понятий и способов работы, высокий темп усвоения. Большая работоспособность, усидчивость, прилежание, отсутствие усталости. Наряду с обучаемостью, возникает готовность к переходу на новые уровни обученности. Обученного — то, что знает и умеет школьник по отдельным школьным предметам. Обученность включает в себя: • наличный, имеющийся к сегодняшнему дню, запас знаний; • сложившиеся учебные действия, умения и навыки, фрагменты умения учиться. Этапы усвоения знаний: • первичное осмысление и буквальное воспроизведение; • понимание; • применение знаний в знакомых и новых условиях; • оценка самим учеником полезности, новизны этого знания. Если знания остаются на первом этапе, то их роль для развития невелика, если же ученик применяет их в незнакомых условиях и оценивает, это является значительным шагом в умственном развитии. Низкий уровень обученности характеризует ограниченный запас разрозненных знаний (в основном, на этапе дословного воспроизводства без понимания и применения). Число отработанных учебных умений невелико. Итак, нами на основании специального теоретического анализа разработана типология учащихся на основе рассогласования между компонентами внутри операциональной сферы учения. Мы выделяем следующие ее варианты: • между наличными знаниями и умениями учиться, учеб • между отдельными характеристиками знаний (видами, • между отдельными компонентами учебной деятельности; • внутри компонентов учебной деятельности; • между отдельными показателями умственного развития. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 210. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |