Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Типология отставания в обучении и отклонений в поведении детей и подростков
В данной главе мы предлагаем разработанную нами типологию отклонений в поведении и учении. Опираясь на имеющиеся в литературе классификации, мы, тем не менее, предлагаем новый подход, заключающийся в выборе нового основания для построения данной типологии. В качестве этого основания будет рассматриваться рассогласование между разными сторонами психического развития: • между мотивационной и операциональной сферами; • между компонентами внутри мотивационной сферы; • между компонентами внутри операциональной сферы; • между внутренним отношением и внешними условиями; • между компонентами внутри психосоматической сферы. В ряде случаях целесообразно воздействовать, в первую очередь, на вторичные рассогласования, например, на снижение мотивации у детей, не владеющих способами учебной работы. Первичное и вторичное рассогласование не есть первичный и вторичный дефект. Наш подход отличается от выделения первичного и вторичного дефектов, ибо в случае анализа дефектов, как правило, имеется в виду нарушение какой-то одной стороны психического развития, нарушение психических процессов (мышления, памяти, внимания или одного из анализаторов — слухового, зрительного). При нашем подходе речь идет о нарушениях систем психических функций. Перейдем к изложению разработанной нами типологии психологических показателей типов учащихся с отставанием в обучении и отклонениями в поведении. Типология рассогласований в психическом развитии детей и подростков I тип рассогласования психического развития: между мотивационной и операциональной сферой. Варианты: A) операциональная отстает от мотивационной (педагогическая запущенность); Б) мотивационная сфера отстает от операциональной (интеллектуальная пассивность); B) отстает операциональная и мотивационная сфера (общее II типрассогласования психического развития: между Варианты: Б) отдельные компоненты учебной деятельности (учебные цели, операции, самоконтроль) не согласуются друг с другом (неумение учиться); В) обучаемость отстает от обученности (низкая обучаемость); Г) отстает интеллектуальная инициатива (низкий уровень развития способностей). III типрассогласования психического развития: между компонентами внутри мотивационной сферы. Варианты:А) умение ставить цель отстает от мотивов (слабая волевая активность); внутренняя мотивация отстает от внешней стимуляции Б) (учится под давлением извне); В) реально действующие мотивы отстают от осознаваемых мотивов (низкий уровень воспитанности); Г) притязания и самооценка отстают от реальных возможностей удовлетворить свои притязания (аффект неадекватности — акцентуация характера). IV типрассогласования психического развития: между внешними социальными условиями и внутренним отношением ребенка к ним. Варианты: A) возможности удовлетворения жизненно важных потребностей ограничены вследствие депривации (материнской, Б) адекватные формы поведения отстают от требований окружающей внешней среды (дезадаптация); B) целостность образа «Я» отстает от умения назвать конкретные признаки своей личности (дезинтеграция); Г) отдельные стороны развития личности не согласуются друг с другом как следствие педагогических ошибок взрослых (низкая воспитуемость); Д) реальное поведение отстает от общепринятых норм (девиантное поведение); Б) отдельные компоненты учебной деятельности (учебные цели, операции, самоконтроль) не согласуются друг с другом (неумение учиться); В) обучаемость отстает от обученности (низкая обучаемость); Г) отстает интеллектуальная инициатива (низкий уровень развития способностей). III типрассогласования психического развития: между компонентами внутри мотивационной сферы. Варианты:А) умение ставить цель отстает от мотивов (слабая волевая активность); внутренняя мотивация отстает от внешней стимуляции Б) (учится под давлением извне); В) реально действующие мотивы отстают от осознаваемых мотивов (низкий уровень воспитанности); Г) притязания и самооценка отстают от реальных возможностей удовлетворить свои притязания (аффект неадекватности — акцентуация характера). IV типрассогласования психического развития: между внешними социальными условиями и внутренним отношением ребенка к ним. Варианты: A) возможности удовлетворения жизненно важных потребностей ограничены вследствие депривации (материнской, Б) адекватные формы поведения отстают от требований окружающей внешней среды (дезадаптация); B) целостность образа «Я» отстает от умения назвать конкретные признаки своей личности (дезинтеграция); Г) отдельные стороны развития личности не согласуются друг с другом как следствие педагогических ошибок взрослых (низкая воспитуемость); Д) реальное поведение отстает от общепринятых норм (девиантное поведение);
3) искаженные социальные нормы, включающие совершение асоциальных поступков, противоправных действий не согласуются с общепринятыми социальными нормами (девиантное поведение). V тип рассогласования психического развития: между компонентами внутри психосоматической сферы. Варианты: A) между отдельными проявлениями отставания в учебе — э) между отдельными типами отставания — повышенная утомляемость и истощаемость, низкие энергетические возможности, слабая память и внимание вследствие перенесенных заболеваний (астенические состояния); B) между отдельными типами отставания — тяжелыми психическими переживаниями и неадекватностью эмоциональных реакций (реактивные состояние и конфликтные переживания); Г) между отдельными проявлениями отставания — снижение слуха, зрения, понижение двигательных функций (нарушение в работе анализаторов, опорно-двигательного аппарата). Характеристика типов и вариантов психического развития личности Рассмотрим более подробно каждый из пяти типов названных рассогласований в психическом развитии отстающих в обучении и отклоняющихся в поведении детей и подростков и их варианты (всего выделен 21 вариант). / тип рассогласования (между мотивационной и операциональной сферой личности учащегося) включает в себя три варианта: мотивационная сфера опережает операциональную (например, желание учиться есть, а способами учебной деятельности ребенок не владеет). Данный вариант рассогласования проявляется в том, что операциональная сфера отстает от желания учиться; мотивационная сфера отстает от операциональной, то есть желание учиться отстает от умения учиться; ребенок отстает и в операциональной, и в мотивационной сферах, то есть ребенок не умеет и не желает учиться. Приведем краткое описание, иллюстрируемое фрагментами из психолого-педагогических характеристик отстающих в учении школьников с I типом рассогласования (между мотивационной и операциональной сферами).
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 313. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |