Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Развитие всемирности истории. Глобальные проблемы современности.




История ч-ва становится все более взаимосвязанной, всемирной. Ч-во в процессе истории становится единым и противоречиво целостным. Сильное выражение единства – глобальные проблемы. Глобальные проблемы – имеющие всечеловеческое значение, затрагивают интересы всех народов и регионов.

Глобальные проблемы:

1) самосохранение ч-ва. Современное оружие вынуждает гос-ва без исп-ия этого оружия.

2) Отношения ч-ва и природы:

- экологич (активное воздействие людей на прир среду)

- ресурсов (почва, нафть)

3) внутр противоречия ч-кой жизни

- демографич (рост и вымирание стран). Экологич границы, ограниченные соц ресурсы, экономич неравенство – бедность и богатство взаимосвязаны.

 

Выводы:

Глобальн проблемы взаимосвязаны м/у собой, внутренне напряженная противоречивая система. В глоб проблемах ч-во проявляется как единое целое. Глоб проблемы выявляют ограницы, за к-рыми открываются возможности деградации, самораспада ч-ва.

Развитые страны перенаселяют планету и природа всякими способами старается вернуть нас в эту нишу (землетрясение, наводнение, самолеты падают).

 

Билет 39.

Историчность общества. Источники и побудительные силы изменения общества.

Об- во есть сложная органич система, к-рая себя воспроизводит и воспроизводя себе об-во меняется: от поколения в поколение м говорить об истории об-ва ч-ва. С чем связано изменение людей? Жизнь полна противоречий и проблем. Это явл-ся источником перемен.

Какие противоречия имеются в об-ве, к-рые явл-ся источником изменений?

- об-во и природа. Природа сама по себе не обеспечивает условия для жизни, люди вынуждены ее изменять. Взаимодействие людей с природой сопряжено с изменением природных обстоятельств.

- производит деятельными силами об-ва и об-венными отношениями деят-ти. Разрешение противоречия – важнейшая форма изменения об-ва – революции, перестройки и т п.

- взаимодействие м/у народами, культурами, цивилизациями – войны, отношения, соперничество

противоречия в жизни об-ва и проблемы движутся и разрешаются не сами по себе, а в деят-ти и ч/з деят-ть людей. Что побуждает людей к деят-ти?

Потребности – интересы – цели

Потребности – глубинный фактор побуждающий людей к деят-ти. Нужда ч-ка, ч-ва в чем-то необходимом. Зависимость ч-ка от мира. Исходными явл-ся биологич потребности. В процессе истории исходные потребности не остаются неизменными: меняется материальное наполнение, формы и способы удовлетворения.

Формирование, изменение мн-ва форм, ритуалов по удовлетворению своих потребностей.

Вокруг первичных витальных потребностей формируется массив др потребностей: общения, самореализации и т д . С развитием об-ва этот слой вторичных потребностей все возрастает. Само об-во в процессе развития расширяет потребную базу и потенциал нарастает.

Интерес – это осознанная, оформленная потребность без потребности интереса ист. Потребности все больше выступают как интересы, нарастает объем сознания и организации деят-ти по удовлетв.

Цель – это момент ч-кого интереса, выражение в сознании интереса, образ будущего, к-рый нам нужно.  

Билет 40.

Направленность истории. Проблема исторического прогресса.

Прогресс

Направленность истории один из важных моментов в истории. Направленность к единству – глобализация. Напрвл-ть истории – это вопрос о прогрессивном развитии ч-ва.

История – это многообразная совокупность изменений рассыпана в пространстве и тянется во времени. Многообразие, пестрота ист. Мн-во народов и гос-в. Существуют серьезные основания:

- природно-географ условий общинной жизни людей. Люди живут и сживаются с условиями

- многообразие этнических общностей, характеров и культур

- своеобразие ист среды, в к-рой проживают народы.

При всем многообразии в ней есть единство. Понимание единства – важная задача науки и ист.

- люди принадлежат к 1 биологич виду homo supiens

- единый способ ч-кой жизни – предметно-активная трудовая деят-ть, соц организация, культура, управление и воспитание.

- общие стадии, ч/з к-рые проходит развитие групп, стран и т п.

Этапы:

а) общественно-экономич формации

б) цивилизациооный

- связи и взаимодействие м/у различными народами, культурами. В ходе истории активность и многообразие связей нарастает.

История

Научно-технич прогресс- решение глоб проблем – технократизм.

Чтобы найти решение глоб проблем необходим комплексный подход

Концепция устойчивого развития:

- предыдущее развитие ч-ва было неустойчивым, подрывало предпосылки существования

- ч-во должно сменить тип развития à устойчивому развитию:

а) экономич рост совместим с равновесием биосферы

б) обеспеч элемент. условий жизни людей

в) решение сегодн проблем не подрывает условие жизни след поколений

г)переход нельзя совершить за счет отдельных преобразований. Смена системы ценностей.

 

Развитие цивилизации доминировал Запад. Задача: перейти от доминирования Запада к диалогу, совместного поиска пути развития.

Проблемы:

1) отношение к природе как к объекту, материалу ч-кой деят-ти. Задача: понять природу не как материал, а как систему, где ч-к – частица.

2) Понять материальное богатство как фактор ч-кого бытия

3) Индивидуалистич взгляд на ч-ка и смысл его жизни. Все прочее – это внешняя среда.

В сегодн ситуации глоб связ людей необходимо развитие форм координации и регулирования жизни ч-ва

1) сильные устраивают силовой порядок

2) взаимопонимание

 

Прогресс направленности истории. Тенденция прогрессивного решения. Трудности понимания прогресса:

- разная степень прогресса в различных областях

- противоречивость прогресса. Достижение связано с потерями

- вопрос о критериях прогресса

 

Смысл истории:

1) Платон, Маркс (коммунизм), иудаисты

Сущность – достижение идеального об-ва, при к-ром все об-венные проблемы будут решены, в том числе моральные, нравственные.

2) те философы, к-рые пытаются усмотреть объективность в истории

смысл истории в самой истории

3) сторонники религиозной философии

смысл нах-ся над историей и над временем. Они видят его в реализации ч-ком, народами и ч-вом высшей воли и промыслом божим

 

Три модели исторической направленности:

1) циклический тип: сохраняется в буддизме, иудаизме, даосизме, Геракл, Платон, Джам-Батис Вико, Данилевский.

Концепция Вико

1) божественный: «-» гос-во «+» власть жильцов

2) героический: «+» аристокр гос-во

3) человеческое: «+» демократ республика «+» представ монархия

 

2) Линейная: связана с теорией прогресса (17-19в) идея нового времени

Никола Кондорсе

Прогресс по Кондорсе – з-н о развитии ч-ких способностей, к-рые в свою очередь стимулируют прогресс, и сами актуализируются в ходе поступате развития об-ва.

 

3) Спиралевидная: имеет отношение к диалектике

Сущность – з-н отрицания

а) приемственность - органич смыкания последующих друг за другом стадий развития жизни, способных Эл-тов.

б) поступательность – последовательное продвижение вперед-вверх от простого к сложному

 в) цикличность – в развитии в общем виде всегда присутствуют круг. Итог. Ступень, к-рая повторяет начальную стадию в общих чертах.

Гегель, Маркс

МАРКС

Теория экономических формаций (конкретно исторический тип об-ва, представляющий целостную соц систему…)

1) первобытно общинная

2) рабовладельческая

3) феодальное

4) капиталистич

5) коммунистич

 

способ перехода одной формации в др – соц революция

причина – разногласия м/у классами

коммунизм не есть конец истории

 

Развитие идет не по одному какому-либо пути, а по бесчисленному множеству направлений. Прогресс природы нельзя представлять в виде прямой линии. В своем развитии природа, по словам Герцена, как бы «бросается во все стороны и никогда не идет правильным маршем вперед». Этим и обусловливается бесконечное многообра­зие форм существования материальных тел и явлений. Так, развитие органической материи пошло по сотням тысяч направлений, дав­шим все богатство видов растительному и животному царствам, по­ражающим нас многообразием своих форм, и красок.

Развитие — это не прямая линия и не движение по замкнутому кругу, а спираль с бесконечным рядом витков. Тут причудливым об­разом сочетаются поступательное движение и движение по кругу. В процессе развития происходит как бы возврат к ранее пройден­ным ступеням, когда в новой форме повторяются некоторые черты уже отживших и сменившихся форм. Процесс познания иногда по­вторяет уже пройденные циклы, но всегда на новой основе.

Общими критериями прогресса являются совершенствование, дифференциация и интеграция элементов системы. Критерий прогресса состоит в расширении возможностей дальнейшего раз­вития.

 

 

1) О понятии мировоззрения. Философия и мировоззрение.

2) Философия, ее специфика и предмет.

3) Философия в ряду духовно-мировоззренческих форм (житейско-практическое мировоззрение, мифология, религия, наука).

4) Функции философии.

5) Проблема первоначала в древнегреческой философии. Учения Фалеса и Гераклита.

6) Философия элеатов.

7) Учение Демокрита об атомах.

8) Учение Платона об идеях.

9) Софисты и Сократ.

10) Новое время и его философия.

11) Философия Ф. Бэкона.

12) Философия Р. Декарта.

13) Проблема России и Запада в русской философии.

14) Западники и славянофилы. П.Я. Чаадаев. Философские письма. Письмо первое.

15) В.С. Соловьев. Исторические дела философии.

16) О понятии мира. Мир в свете некоторых данных науки.

17) Человек и мир. Различные картины мира.

18) Проблема единства мира. Гете и Гольбах о природе.

19) Общая характеристика сознания.

20) Сознание и самосознание.

21) Сознание и материя.

22) Познание в жизни людей.

23)  Возможности и границы человеческого познания. Дж. Беркли о познании (отрывок из книги «Три разговора…»).

24) Познание как деятельность. Субъект и объект познание.

25) Виды и формы познание.

26) Научное познание и его особенности.

27) Проблема истины.

28) О понятии человека.

29) Человек как природное существо.

30) Практическая природа человеческого бытия.

31) О смысле жизни.

32) Проблема смерти и бессмертия в человеческой жизни.

33) Общество и природа.

34) Общество и личность.

35) Проблема индивидуальности и свободы личности.

36) Общество как система.

37) Проблема закономерности в истории. Фатализм и волюнтаризм.

38) Развитие всемирности истории. Глобальные проблемы современности.

39) Историчность общества. Источники и побудительные силы изменения общества.

40) Направленность истории. Проблема исторического прогресса.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 271.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...