Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Проблема индивидуальности и свободы личности.




Однако прежде всего нам предстоит ответить на вопрос: что такое свобода?  Хотелось бы сразу предостеречь изучающих социальную философию от соблазна сводить свободу только к тому, о чем чаще всего говорят и пишут средства массовой информа­ции — к свободе политической. В действительности же свобода личности есть понятие многоплановое, многогранное.

Прежде всего следует иметь ввиду свободу экономическую, т.е. в значительной степени свободу от эксплуатации, которая, в свою очередь, тоже не может быть сведена только к неравноправ­ным отношениям между владельцами средств производства и лишенными таковых собственниками рабочей силы. Неэквива­лентный обмен был и остается характерным для взаимоотно­шений между регионом развитых стран и третьим миром сегодня, зачастую он встречается и в отношениях между городом и де­ревней. Переход к патриархату, означавший всемирно-истори­ческое поражение женщин, свидетельствовал о появлении еще одного вида эксплуатации — дискриминации половины челове­чества, ограничения прав женщин в обладании собственностью, в получении образования и профессии, в оплате труда и т.д.

Но экономическая свобода по своему объему значительно превышает свободу от эксплуатации, включая в себя, в частно­сти, такой важный момент, как свободу принятия экономиче­ских решений, свободу экономического действия. Индивид (и только он) вправе решать, какой вид деятельности для него предпочтительней (предпринимательство, труд по найму и т.д.). какая форма собственнического участия ему представляется наиболее целесообразной, в какой отрасли и в каком регионе стра­ны он проявит свою активность.

Крайне важна свобода политическая, т.е. такой набор граж­данских прав, который обеспечивает нормальную жизне­деятельность индивида. При этом политическая свобода не может рассматриваться только как средство реализации других сво­бод — экономической, идеологической и т.д. Будучи средством, политическая свобода в то же время обладает самоценностью, ибо немыслимо цивилизованное общество (тем более современное) без всеобщего и равного избирательного права, справедливого национально-государственного устройства, прямого уча­стия народа в решении кровно затрагивающих его вопросов. Потребность в политическом комфорте, обеспечиваемом демо­кратией, является неотъемлемой чертой менталитета современ­ного цивилизованного человека.

Еще одна сторона социального комфорта обеспечивается сво­бодой духовной — свободой выбора мировоззрения, идеологии, свободой их пропаганды. Особое место в системе духовной сво­боды занимает то, что и в официальных документах, и в обще­ствоведческой литературе именуется «свободой совести». Хотя этимологически этот термин претендует на более широкое по­нимание, однако обычно при его употреблении имеется в виду

Билет 36.

Общество как система.

Система – взаимосвязанное мн-во каких-то эл-тов, к-рое выступает как целостность.

1) система – это мн-во Эл-тов

2) связь этих Эл-тов

3) нечто целое

любая система существует в определенной среде. Система сохраняет свое кач-во, если энергия ее внутр связей превосходит энергию внешних взаимодействий, иначе система рассыплется.

Для понимания об-ва важно различение систем органич и неорганич.

Органич системы м воспроизводить себя. Функционируя, органич системы м создавать предпосылки своего бытия.

Неорганич система не воспроизводит себя. Функционируя об-во воспроизводит ч-кий потенциал своей жизни, материально-технич ресурс, информационный и т д. В сист органических возможно – изменение и развитие. Об-во – развивающаяся система. Структуру об-ва, как системы, м характеризовать в разных планах.

- взаимосвязанная совокупность сфер жизни. Каждая из сфер необходима. Имеет своюспецифику и связана сдр сферами

1) эколог сфера об-ва – совокупность процессов пр-ва необходимых для жизни благ, движения и распределения, потребления благ.

2) соц сфера – совокупность процессов разделения об-ва на различные группы-касты, классы, профес группы, возраст. Совокупность отношений м/у группами

3) властно-управленческая – совокупность процессов управления об-венными делами, формирования и функционирования власти.

4) духовная – совокупность процессов создания духовных ценностей, их исп-я, хранения, трансляция.

м/у сферами жизни существует связь завис-ти. Экономич условия сказываются на соц разделении об-ва. Отношения власти и управления зависят от соц структуры об-ва. Есть и обратная связь. Дух сфера сказывается на всех др сферах.

Сферы в об-ве взаимно проникают, существуют друг в друге.

- система деят-ти людей об-ва – взаимосвязь деят-ти живой и деят-ти опредмеченной. Живая – деят-ть в процессе

Опредмеченная – деят-ть, застывшая в рез-те. Созданные людьми предметы, технич устройства, добытые и зафиксированные знания, организации и ритуалы.

Богатство об-ва – совокупность опредмеченных рез-тов деят-ти.

Опредмеченная деят-ть – есть необходимое условие живой деят-ти. Живая – потребление рез-тов опредмеченной деят-ти.

Какое отношение имеет ч-к?

1) живая деят-ть – деят-ть людей. Люди субъекты деят-ти.

2) Люди опредм рез-ты деят-ти. Люди – важнейшая часть об-венного богатства.

Об-во взаимосвязь живой и опредмеч деят-ти людей. Об-во м продолжаться, воспроизводиться на расширенной основе.

- взаимосвязь предметно-преобразовательной активности и совокупности об-венных отклонений.

Предметно-преоб активность (ппа) совершается ч/з деятельные производные силы об-ва.

Деят произв-ые силы:

1) люди

2) материально-технич ср-ва

3) рецепты, способы действия, технологии

4) знания.

Уровень развития об-ва опред-ся комплексом деят-ных произ-ых сил.

Деятельные производные силы связаны с об-венными отношениями деят-ти. Они хар-ют отношение людей к деят-ти, распределение ролей м/у людьми в деят-ти, возможность людей польз-ся рез-тами деят-ти. Включает в себя:

1) отношение соб-ти: кто владеет ср-вами деят-ти

2) отношение разделения труда в об-ве, комбинирование и кооперация труда в об-ве.

3) Отношение облика деят-ти и ее рез-та (рынок и т д)

4) Организация управления и власти в об-ве.

5) Нарвственные отношения м/у людьми

М/у деят произ-ыми силами и об-венными отношениями деят-ти существует связь. Обществ отношения зависят и меняются от деят произ-ых сил.

Революция, реформы – решение задачи по преодолению противоречия м/у деят силами и об-венными отношениями

 

Билет 37.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 264.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...