Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Проблема индивидуальности и свободы личности.
Однако прежде всего нам предстоит ответить на вопрос: что такое свобода? Хотелось бы сразу предостеречь изучающих социальную философию от соблазна сводить свободу только к тому, о чем чаще всего говорят и пишут средства массовой информации — к свободе политической. В действительности же свобода личности есть понятие многоплановое, многогранное. Прежде всего следует иметь ввиду свободу экономическую, т.е. в значительной степени свободу от эксплуатации, которая, в свою очередь, тоже не может быть сведена только к неравноправным отношениям между владельцами средств производства и лишенными таковых собственниками рабочей силы. Неэквивалентный обмен был и остается характерным для взаимоотношений между регионом развитых стран и третьим миром сегодня, зачастую он встречается и в отношениях между городом и деревней. Переход к патриархату, означавший всемирно-историческое поражение женщин, свидетельствовал о появлении еще одного вида эксплуатации — дискриминации половины человечества, ограничения прав женщин в обладании собственностью, в получении образования и профессии, в оплате труда и т.д. Но экономическая свобода по своему объему значительно превышает свободу от эксплуатации, включая в себя, в частности, такой важный момент, как свободу принятия экономических решений, свободу экономического действия. Индивид (и только он) вправе решать, какой вид деятельности для него предпочтительней (предпринимательство, труд по найму и т.д.). какая форма собственнического участия ему представляется наиболее целесообразной, в какой отрасли и в каком регионе страны он проявит свою активность. Крайне важна свобода политическая, т.е. такой набор гражданских прав, который обеспечивает нормальную жизнедеятельность индивида. При этом политическая свобода не может рассматриваться только как средство реализации других свобод — экономической, идеологической и т.д. Будучи средством, политическая свобода в то же время обладает самоценностью, ибо немыслимо цивилизованное общество (тем более современное) без всеобщего и равного избирательного права, справедливого национально-государственного устройства, прямого участия народа в решении кровно затрагивающих его вопросов. Потребность в политическом комфорте, обеспечиваемом демократией, является неотъемлемой чертой менталитета современного цивилизованного человека. Еще одна сторона социального комфорта обеспечивается свободой духовной — свободой выбора мировоззрения, идеологии, свободой их пропаганды. Особое место в системе духовной свободы занимает то, что и в официальных документах, и в обществоведческой литературе именуется «свободой совести». Хотя этимологически этот термин претендует на более широкое понимание, однако обычно при его употреблении имеется в виду Билет 36. Общество как система. Система – взаимосвязанное мн-во каких-то эл-тов, к-рое выступает как целостность. 1) система – это мн-во Эл-тов 2) связь этих Эл-тов 3) нечто целое любая система существует в определенной среде. Система сохраняет свое кач-во, если энергия ее внутр связей превосходит энергию внешних взаимодействий, иначе система рассыплется. Для понимания об-ва важно различение систем органич и неорганич. Органич системы м воспроизводить себя. Функционируя, органич системы м создавать предпосылки своего бытия. Неорганич система не воспроизводит себя. Функционируя об-во воспроизводит ч-кий потенциал своей жизни, материально-технич ресурс, информационный и т д. В сист органических возможно – изменение и развитие. Об-во – развивающаяся система. Структуру об-ва, как системы, м характеризовать в разных планах. - взаимосвязанная совокупность сфер жизни. Каждая из сфер необходима. Имеет своюспецифику и связана сдр сферами 1) эколог сфера об-ва – совокупность процессов пр-ва необходимых для жизни благ, движения и распределения, потребления благ. 2) соц сфера – совокупность процессов разделения об-ва на различные группы-касты, классы, профес группы, возраст. Совокупность отношений м/у группами 3) властно-управленческая – совокупность процессов управления об-венными делами, формирования и функционирования власти. 4) духовная – совокупность процессов создания духовных ценностей, их исп-я, хранения, трансляция. м/у сферами жизни существует связь завис-ти. Экономич условия сказываются на соц разделении об-ва. Отношения власти и управления зависят от соц структуры об-ва. Есть и обратная связь. Дух сфера сказывается на всех др сферах. Сферы в об-ве взаимно проникают, существуют друг в друге. - система деят-ти людей об-ва – взаимосвязь деят-ти живой и деят-ти опредмеченной. Живая – деят-ть в процессе Опредмеченная – деят-ть, застывшая в рез-те. Созданные людьми предметы, технич устройства, добытые и зафиксированные знания, организации и ритуалы. Богатство об-ва – совокупность опредмеченных рез-тов деят-ти. Опредмеченная деят-ть – есть необходимое условие живой деят-ти. Живая – потребление рез-тов опредмеченной деят-ти. Какое отношение имеет ч-к? 1) живая деят-ть – деят-ть людей. Люди субъекты деят-ти. 2) Люди опредм рез-ты деят-ти. Люди – важнейшая часть об-венного богатства. Об-во взаимосвязь живой и опредмеч деят-ти людей. Об-во м продолжаться, воспроизводиться на расширенной основе. - взаимосвязь предметно-преобразовательной активности и совокупности об-венных отклонений. Предметно-преоб активность (ппа) совершается ч/з деятельные производные силы об-ва. Деят произв-ые силы: 1) люди 2) материально-технич ср-ва 3) рецепты, способы действия, технологии 4) знания. Уровень развития об-ва опред-ся комплексом деят-ных произ-ых сил. Деятельные производные силы связаны с об-венными отношениями деят-ти. Они хар-ют отношение людей к деят-ти, распределение ролей м/у людьми в деят-ти, возможность людей польз-ся рез-тами деят-ти. Включает в себя: 1) отношение соб-ти: кто владеет ср-вами деят-ти 2) отношение разделения труда в об-ве, комбинирование и кооперация труда в об-ве. 3) Отношение облика деят-ти и ее рез-та (рынок и т д) 4) Организация управления и власти в об-ве. 5) Нарвственные отношения м/у людьми М/у деят произ-ыми силами и об-венными отношениями деят-ти существует связь. Обществ отношения зависят и меняются от деят произ-ых сил. Революция, реформы – решение задачи по преодолению противоречия м/у деят силами и об-венными отношениями
Билет 37. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 264. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |