Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Ответ Лингвистическая концепция Ф. де Соссюра




Современный этап в истории лингвистики традиционно связывали с именем Фердинанда де Соссюра - великого швейцарского лингвиста, заложившего основы современного языковедения. «Пройти мимо Соссюра – это значит пройти мимо языкознания» - справедливо указывает известнейший французский лингвист Эмиль Бенвенист.

Научное наследие Ф. де Соссюра известно по работе, созданной его учениками Альбером Сеше и Шарлем Балли, собравшими тексты лекций и публичных выступлений своего великого учителя и оформившими их в одно сочинение, известное как "Курс общей лингвистики".

Соссюр Фердинанд де - (1857-1913 гг.) - швейцарский ученый, родился в дворянской французской семье в Женеве. Изучал древнейшие языки. Прославился трудом "О первоначальной системе гласных в индоевропейских языках". Профессор многих европейских университетов. Читал лекции в Женевском университете, в Париже - в Сорбонне. Наибольшую известность, мировую известность принесла ему работа "Курс общей лингвистики", опубликованный уже после смерти учениками Шарлем Балли и Альбером Сеше. 

   Обычно выделяют три самых важных антиномии Ф. Соссюра, базирующиеся на идее знаковой природы языка и системности языка:

1. противопоставление язык - речь;

2. противопоставление синхрония – диахрония;

3. противопоставление внешняя лингвистика – внутренняя лингвистика.

Соотношение (дихотомия) язык - речь проводится по следующим параметрам:

  1. язык социален - речь индивидуальна

 Язык обслуживает всю нацию, он предоставляет свои средства всем говорящим на данном языке. Речь у каждого своя, обладает фонетическими, лексическими, синтаксическими особенностями говорящего. Говорящий выбирает для себя те средства, которые ему больше нравятся, которые ему больше знакомы, удобны, известны.

  2. язык потенциален - речь реальна

Язык, обладая набором средств, предоставляет возможности говорящему выражать свои мысли. Речь реально существует в виде звучащей, письменной речи, она ощутима нашими органами: глазами, ушами. Язык не связан с физической стороной, а речь может быть определена через физические явления акустики, артикуляции. Язык существует в голове каждого как некая система, а речь - это выражение потенциальных возможностей грамматической системы языка.

  3. язык идеален - речь материальна

Язык как некая система знаков существует в нашем сознании. Речь существует реально в виде материальных знаков: звуков, букв, рисунков.

  4. Язык богат и многообразен по средствам, он - сущность, которая проявляется в виде речи. Речь - явление.

Язык - это совокупность и система знаковых единиц общения и плюс правила игры с ними. Речь - это последовательность взятых из языка знаковых единиц. Язык един для всех.

  5. язык синхроничен - речь диахронична

    Язык включает в себя все факты как прошлые, так и современные. Язык статичен, постоянен, замкнут. Речь изменчива. Изменения происходят во времени: речь малыша и речь взрослого, архаизмы и неологизмы.

  6. человек пассивен к языку - активен к речи

   Человек не может изменить систему языка или какой-либо его элемент, он пассивен к языку. Но человек активен к своей речи: он выбирает те элементы языка, которые ему необходимы в данной ситуации. Сравните ситуации, когда вы отбираете слова для беседы с ребенком, для научного доклада, для непринужденной беседы с подругой, для нанесения обиды, для ссоры с кем-либо. А систему языка и даже одну какую-либо подсистему языка человек изменить, переделать не может.

По мнению Ф. Соссюра, лингвисты изучали лингвистику речи, поэтому сам Соссюр преимущественное внимание отдает лингвистике языка.

С точки зрения Ф. де Соссюра, речь – явление диахроническое, речь зависит от времени.

  Ф. де Соссюр рассматривал языковую систему как явление математически точное. Ф. Соссюр выделял в системе языка три уровня: фонетический, лексический и грамматический. По Соссюру, на каждом уровне наблюдаются синтагматические отношения и парадигматические (ассоциативные) отношения. Ф. Соссюр считал, что синтагмы – это факт речи, а парадигма – факт языка.

Ответ: Возникновение структурализма в фонологии.

Возникновение структурализма как ведущего направления первой половины 20 в. связано с широким распространением в науке понятия структуры. Понятие структуры становится в 20 в. одним из самых распространённых понятий. Это связано с более глубоким раскрытием физиологического механизма нервной деятельности с применением кибернетических принципов в различных областях человеческой деятельности. Широкое развитие получили положения структурной психологии. Большую роль в становлении философии лингвистического структурализма сыграла система феноменологической философии и школа неопозитивизма. Значительное место в исходных общетеоретических основаниях дексриптивной лингвистики одного из ответвлений лингвистического структурализма отводилось бихевиоризму.

Начало учению, получившее название феноменологии, было положено Гуссерлем. Суть учения сводится к след.:

1. предмет философии – это явление (феномен) и сознание, рассм-емый как единственно непосредственно данные явления.

2. эти феномены явл. некими абсолютными сущностями, имеющими всеобщее значение. Задача философии закл. в том, чтоб за миром приходящих явлений вскрыть унив-ную сущн-ть.

Гуссерль выдвинул требование сделать философию строгой наукой, положения которой были бы близки законам логики и математики. Представители школы феноменологической филологии оказали значит. воздействие на форм-е структурной лингвистики, оказали влияние как на представителей Праж-ской школы, та и на представителей Копенгагенской школы. В основу работ Копенгагенской школы были положены философские взгляды Гуссерля.

Под общим названием структурализма принято объединять след. школы:

Пражская;

Копенгагенская;

Лондонская;

Американский структурализм (кот. представляет со-бой явление весьма разноликое и поэтому термин «школа» к нему менее удобно применять).

Огромную роль в становлении всех направлений структурализма сыграли идеи Ф. де Соссюра.

Пражская школа – это одно из осн. направлений структура-лизма, причём именно в Праге последний впервые оформился как цельное течение в современной лингвистической науке. Философской основой Пражской школы являются теория познания неопозитивизма и феноменология Э. Гуссерля. Возникновение Пражской школы было обусловлено не только закономерными тенденциями развития мировой науки вообще, но и, в частности, некоторыми особенностями развития науки о языке в Чехословакии. С одной стороны, наблюдалось преобладание младограмматизма, а с другой – уже в конце 19 – нач. 20 в. в работах ряда языковедов появлялись положения, созвучные идеям Соссюра.

С точки зрения Пражской школы, фонемы реально непроизносимы. Будучи научной абстракцией, фонемы реализуются в различных оттенках или вариантах, которые произносимы. По мнению Трубецкого, фонемы с одной стороны являются фонологическими признаками для вышестоящих фонологических структур, а менно слов, а с другой стороны, сами характеризуются признаками, среди которых надо выделять различительные и неразличительные.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 223.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...