Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Сущность, задачи и функции закупочной логистики.
Закупочная логистика — это процесс обеспечения предприятий материальными ресурсами, размещения ресурсов на складах предприятия, их хранения и выдачи в производство. Она определяет, что, сколько, у кого и на каких условиях закупить и как реализовать принцип системности, т. е. синхронизировать закупки с производством и сбытом, а также деятельность предприятия с поставщиками. Цель закупочной логистики — обеспечение предприятия материальными ресурсамис максимальной экономической эффективностью. Цели закупочной логистики достигаются путем выполнения ряде задач,которые можно разделить на две части: информационные задачи и задачи реализации. Эти группы задач состоят следующих подзадач: - информационных: •определение продуктов и услуг, которые лучше приобрести на стороне, — задача "сделать или купить"; •поиск, оценка и выявление лучших поставщиков, цен, способов доставки продуктов и услуг — задача выбора поставщика; - задач реализации: •соблюдение обоснованных сроков закупки сырья и комплектующих; •обеспечение точного соответствия между количеством поставок и потребностями в них; •соблюдение требований производства по качеству сырья комплектующих.
Закупочная логистика выполняет следующие функции. - формирование стратегии приобретения материальных ресурсов и прогнозирование потребности в них; - получение и оценка предложений от потенциальных поставщиков; - выбор поставщиков; - определение потребностей в материальных ресурсах и расчет количества заказываемых материалов и изделий; - согласование цены заказываемых ресурсов и заключение договоров на поставку; - контроль за сроками поставки материалов; - ( входной контроль качества материальных ресурсов и их размещение на складе; - доведение материальных ресурсов до производственных подразделений; - поддержание на нормативном уровне запасов материальных ресурсов на складах.
Приведенные функции реализуются отделом закупок, взаимодействующим с другими отделами предприятия.
10. Логистические принципы построения отношений с поставщиками. Расчет рейтинга поставщика. Организация отношений с поставщиками происходит в три этапа:
Самый простой, хотя и не всегда самый эффективный путь - занять жесткую позицию на переговорах о закупке и стараться получить самые лучшие условия, невзирая ни на что. Отношения, которые строятся таким образом, называют отношениями по принципу экономической целесообразности, или оппортунистическими. Такой подход в краткосрочной перспективе может дать положительные результаты, но в долгосрочной не всегда эффективен. Партнерство - это принципиально другой тип отношений с поставщиком. Конечно, возможны и промежуточные варианты. В базе поставщиков предприятия должны присутствовать оба типа отношений: построенные по принципу экономической целесообразности (оппортунистические) и партнерские. Таким образом, устанавливать со всеми поставщиками партнерские отношения экономически нецелесообразно. А работать со всеми только на оппортунистических принципах подчас недальновидно. Оба подхода хороши - вопрос только в том, когда и в отношениях с кем мы их применяем. Для материалов, относящихся к стратегическим, стоит выбирать партнерство в отношениях с поставщиками. Для некритических материалов - оппортунистические отношения. Расчет рейтинга поставщика. Прежде чем приступить к расчету рейтинга, следует определить, на основании каких критериев будет приниматься решение о предпочтительности того или иного поставщика. В качестве таковых могут быть использованы цена, условия оплаты (длительность отсрочки платежа), оперативность и надежность поставки, ассортимент (его постоянство), географическое месторасположение (отдаленность) и т.д. Следующим этапом решения задачи выбора поставщика является их оценка по намеченным критериям. При этом вес того или иного критерия в общей их совокупности определяется экспертным путем. Сначала необходимо оценить каждого из поставщиков по каждому из выбранных критериев, а затем умножить вес критерия на оценку. Вес критерия и оценку в данном случае устанавливают экспертным путем. Рейтинг определяют суммированием произведений веса критерия на его оценку для данного поставщика. Рассчитав рейтинг разных поставщиков и сравнив полученные результаты, определяют наилучшего партнера.
11. Логистическая технология поставок «точно в срок», отличие от традиционных закупок. Наиболее распространенной в мире логистической концепцией является концепция «точно в срок» (just-in-time, JIT), которую еще называют концепцией «0 запаса». С логистических позиций концепция «точно в срок» основывается на организации снабжения без каких-либо ограничений относительно требования минимума запасов, где потоки материальных ресурсов тщательно синхронизируются с потребностью в них, которая задается производственным расписанием выпуска готовой продукции. Подобная синхронизация достигается координацией двух логистических сфер – поставок и производства. Система поставок «точно в срок» – это система организации снабжения, которая основана на синхронизации процессов доставки материальных ресурсов в необходимом количестве и на тот момент, когда звенья логистической системы в них нуждаются, с целью минимизации расходов, связанных с формированием запасов. Внедрение и распространение концепции JIT привело к смене традиционного подхода к снабжению (табл.)
Внедрение концепции «точно в срок» имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Ее преимущества: – сокращение запасов на всех стадиях логистического цикла; – сокращение складских площадей; – высокая пропускная способность; – активное участие и повышенная мотивация работников; – высокая прибыль и продуктивность логистической системы; – высокое качество обслуживания; – высокая гибкость логистической системы; – своевременная доставка. К недостаткам системы «точно в срок» относят: – низкие запасы делают любые сбои в работе логистической системы критическими; – для введения системы могут потребоваться большие изменения, которых сложно достигнуть на практике. Опыт показывает, что стратегия JIT не универсальна и применяется не всегда. Ее реализацию сдерживают такие важные факторы, как неудовлетворительное качество продукции, нарушение сроков поставок и оплаты за товар, ошибки и сбои в передаче информации между заказчиком и поставщиком. Успех в реализации стратегии зависит также от количества и территориальной дислокации поставщиков, уровня их ответственности при выполнении договорных обязательств. Поэтому огромные расходы, связанные с реализаций метода закупок «точно в срок», эффективны только в стабильно работающих экономических системах при условии долгосрочных хозяйственных связей.
12. Принципы решения задачи «сделать или купить». Задача выбора поставщика. Контроль поставок. Задача «что закупить» заключается в принятии одного из двух альтернативных решений — делать комплектующее изделие самим (если это в принципе возможно) или же покупать у другого производителя. В англоязычной литературе эта задача встречается под названием Make-or-Buy Problem (задача «сделать или купить»), или сокращенно - задача MOB. В более широком плане задача MOB — это обоснование решения вопроса о степени использования в производственном процессе собственных средств производства. Решения принимаются как по использованию собственных средств труда (собственный транспорт, склады, техника, оборудование), так и по использованию собственных предметов труда, то есть изготовленных своими силами заготовок, полуфабрикатов, комплектующих изделий. Альтернативные решения — наемный транспорт, лизинг оборудования, аренда складов, а также закупка полуфабрикатов или комплектующих изделий. Вне зависимости от ситуации во внешней среде, на самих предприятиях могут действовать факторы, обусловливающие отказ от собственного производства. Решение в пользу закупок комплектующих и соответственно против собственного производства должно быть принято в случае, если: — потребность в комплектующем изделии невелика; — отсутствуют необходимые для производства комплектующих мощности; — отсутствуют кадры необходимой квалификации. Решение против закупок и в пользу собственного производства принимается в том случае, когда: — потребность в комплектующих изделиях стабильна, и достаточно велика; — комплектующее изделие может быть изготовлено на имеющемся оборудовании. Выбор поставщика зависит от оценки способности поставщика удовлетворять критериям качества, объема, условий доставки, цены и обслуживания. Возможны два направления выбора поставщика: 1. Выбор поставщика из числа компаний, которые уже были вашими поставщиками (или являются ими) и с которыми уже установлены деловые отношения. Это облегчает выбор, так как отдел закупок фирмы располагает точными данными о деятельности этих компаний (хотя так бывает не всегда). 2. Выбор нового поставщика в результате поиска и анализа интересующего рынка. Для проверки потенциального поставщика часто необходимы большие затраты времени и ресурсов. Но от потенциального поставщика, конкурирующего с существующими, ожидается большая эффективность. Главные критерии, на которых рекомендуется строить систему выбора поставщиков: 1. В современных условиях в качестве основного критерия выбора следует выдвигать качество продукции. Качество относится к способности поставщика обеспечить товары и услуги в соответствии со спецификациями. Качество может относиться также и к тому, удовлетворяет ли продукция требованиям потребителя, независимо от того, соответствует ли она спецификации. 2. Надежность поставщика – достаточно емкий критерий, включающий следующие параметры: честность, отзывчивость, обязанность, заинтересованность в ведении бизнеса с вашей фирмой, финансовая стабильность, репутация в своей сфере, соблюдение ранее установленных объемов поставки материальных ресурсов/готовой продукции. 3. Цена. В цене должны учитываться все затраты на закупку конкретного ресурса или готовой продукции, которые включают транспортировку, административные расходы, риск изменения курсов валют, таможенные пошлины и т.д. 4. Качество обслуживания. Оценка по данному критерию требует сбора информации у достаточно широкого круга лиц из различных подразделений компании и сторонних источников. Необходимо собирать мнения о качестве технической помощи, об отношении поставщика к скорости реакции на изменяющиеся требования и условия поставок, к просьбам о технической помощи, о квалификации обслуживающего персонала и т.п. 5. Условия платежа и возможность внеплановых поставок. В бизнесе случаются внештатные ситуации, требующие внеплановых поставок или отсрочки платежа. Это ситуации особенно характерны для российской действительности. Поэтому поставщики, предлагающие выгодные условие платежа (например, с возможностью получения отсрочки, кредита) и гарантирующие возможность получения внеплановых поставок, позволяют избегать многих проблем снабжения.
Контроль поставок - отслеживание поставки, начиная с подтверждения поставщиком получения заказа, согласования условий поставки и кончая проверкой своевременности отгрузки и доставки заказанной продукции. В ходе К.п. проверяются соблюдение поставщиком своих договорных обязательств по ассортименту, количеству и качеству продукции и т.д., перевозчиком - соблюдение сроков доставки, отсутствие повреждений и недостач и т.п. В случае появления отклонения от нормального хода процесса поставки соответствующая служба предприятия-заказчика принимает оперативные меры по розыску засланных грузов, ускорению доставки, оформлению претензий к виновным. Недопоставки, срывы поставок, нарушения сроков доставки и др. могут быть компенсированы различными видами страхования. Важную роль в К.п. играют современная вычислительная техника и средства связи, позволяющие с высокой точностью и оперативностью обеспечивать заинтересованные предприятия необходимой информацией.
|
||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 311. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |