Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Причины социальных конфликтов




Причина социальных конфликтов кроется в самом определении - это противоборство индивидов или групп, преследующих социально значимые цели. Он возникает тогда, когда одна сторона конфликта стремится к осуществлению своих интересов в ущерб другой.

 

Типы социальных конфликтов

Политические конфликты — это конфликты, причиной которых является борьба за распределение власти, доминирование, влияние и авторитет. Они возникают из различных интересов, соперничества и борьбы в процессе приобретения, распределения и реализации политико-государственной власти. Политические конфликты имеют прямое отношение к завоеванию ведущих позиций в институтах и структурах политической власти.

Основные виды политических конфликтов:

конфликт между ветвями власти;

конфликт внутри парламента;

конфликт между политическими партиями и движениями;

конфликт между различными звеньями управленческого аппарата и т. д.

Социально-экономические конфликты — это конфликты, причиной которых являются средства жизнеобеспечения, использование и перераспределение природных и иных материальных ресурсов, уровень заработной платы, использование профессионального и интеллектуального потенциала, уровень цен на товары и услуги, доступ и распределение духовных благ.

Национально-этнические конфликты — это конфликты, возникающие в ходе борьбы за права и интересы этнических и национальных групп.

Согласно классификации типологии Д. Катца различают:

конфликт между косвенно конкурирующими подгруппами;

конфликт между непосредственно конкурирующими подгруппами;

конфликт внутри иерархии по причине вознаграждения.

 

 

22.  Структура конфликта и ее основные составляющие.

Структура конфликта понимается как совокупность устойчивых связей конфликта, обеспечивающих его целостность, тождественность самому себе, отличие от других явлений социальной жизни, без которых он не может существовать как динамически взаимосвязанная целостная система и процесс. Кроме понятия «конфликт» часто используется и понятие «конфликтная ситуация» — фрагмент конфликта, цельный эпизод его развития. Поэтому структура конфликта может рассматриваться и как структура конфликтной ситуации.

В структуру конфликтной ситуации входит несколько основных элементов.

1.Участники конфликта — лица, чья степень участия в конфликте различна: от непосредственного противодействия до опосредованного влияния на ход конфликта. Выделяют несколько групп участников.

Ø Основные участники конфликта, или противоборствующие силы. Это те субъекты конфликта, которые непосредственно совершают активные (наступательные или защитные) действия друг против друга. Некоторые авторы вводят такое понятие, как «оппонент»,

Ø Группы поддержки. Практически всегда в любом конфликте за оппонентами стоят силы, которые могут быть представлены отдельными индивидами, группами и т. д.

Ø Другие участники. В данную группу входят субъекты, которые оказывают эпизодическое влияние на ход и результаты конфликта (подстрекатель, организатор и др.).

2. Информационные модели конфликтной ситуации у основных и второстепенных участников конфликта.

3. Предмет конфликта — это объективно существующая или воображаемая проблема, лежащая в основе конфликта. Это то противоречие, из-за которого и ради разрешения которого стороны вступают в противоборство.

4. Объект конфликта — его рассматривают как причину, повод к конфликту. Объектом конфликта может быть материальная (ресурс), социальная (власть) или духовная (идея, норма, принцип) ценность, к обладанию или пользованию которой стремятся оба оппонента. Чтобы стать объектом конфликта, элемент материальной, социальной или духовной сферы должен находиться на пересечении личных, групповых, общественных или государственных интересов субъектов, которые стремятся к контролю над ним.

5. Микро- и макросреда. При анализе конфликта необходимо выделять условия, в которых находятся и действуют участники конфликта, то есть микро-и макросреду, в которых возник конфликт. Такой подход позволяет рассматривать конфликт не как изолированную систему, а как социальную ситуацию.

В нее включаются не только ближайшее окружение личности, но и социальные группы, представителем которых является данный индивид.

 

23. Конфликты и социальная среда.

 

Социальная среда - совокупность материальных, ​экономических, социальных, политических и духовных условий ​существования, формирования и деятельности индивидов и социальных ​групп.

Социальная макросреда охватывает экономику, общественные институты, общественное сознание и культуру.

Социальная микросреда включает непосредственное окружение человека - семью, трудовую, учебную и другие группы.

В конфликтологии социальная среда – определённые условия, в которых протекает конфликт.

· Физический аспект(география, климат)

· Социальный аспект (школа, предприятие)

 

24. Особенности восприятия конфликтной ситуации.

 

Восприятие события, ситуации – это то, что люди видят в данный момент. Восприятие – это целостная картина происходящих событий. Однако в этом целостном восприятии осознается какой-то уровень. Объяснить возможность различий в восприятии при возникновении конфликтов и разногласий очень трудно, т.к. это связано с интеллектом человека. Почти всегда в конфликте на повестке дня стоит упрощенное восприятие др. человека.

Часто можно заметить стремление объяснить поведение другого особенностями его личности, при этом не учитывая в какой ситуации находится человек. Исследования показали, что мы видим то, что желаем увидеть. Из этого следует, что восприятие кажд. человека создает его собственный внутр. мир. И не существует способа познания, науч. метода, кот. мог бы без искажений открыть чистую реальность событий, с кот. бы согласилось большинство людей. Способ, кот. мы воспринимаем, создает действительность д/нас. => недостаточно просто хотеть преодолевать конфликты, понимая, что наши действительности различаются. Необходимо стремиться к тому, чтобы понять как мы приходим к столь различающейся действительности и как мы можем общаться вопреки различающимся действительностям.

 

25. Функции социальных конфликтов: двойственный характер.

 

Функции конфликта имеют двойственный характер. Один и тот же конфликт может играть положительную и отрицательную роль в жизни противоположных, конфликтующих сторон, от может быть конструктивен и деструктивен в разные моменты своего развития. Необходимо учитывать, для кого из участников этот конфликт конструктивен, а для кого деструктивен. Если целью одной из сторон может быть устранение противоречия, то целью другой стороны может быть сохранение статус-кво, уклонение от конфликта или разрешение противоречия без противоборства.

В конфликтах могут быть заинтересованы не сами оппоненты, а иные силы, провоцирующие конфликт. Это необходимо учитывать, давая собственную оценку ситуации.

Итак, по отношению к участникам конфликта, он может выполнять конструктивные и деструктивные функции.

Конструктивные функции:

· Конфликт устраняет полностью или частично противоречия, возникающие в силу несовершенства организации деятельности, ошибок управления, выполнения обязанностей и т.п. при разрешении конфликтов в более чем 65% случаев удается полностью или частично разрешить противоречия, лежащие в их основе.

· Конфликт позволяет более полно оценить индивидуально-психологические особенности людей.

· Конфликт позволяет ослабить психологическую напряженность, являющуюся реакцией участников на конфликтную ситуацию.

· Конфликт служит источником развития личности, межличностных отношений.

· Конфликт может улучшить качество индивидуальной деятельности.

· При отстаивании справедливых целей повышается авторитет одного из участников, заметно улучшается отношение сослуживцев к нему.

·  Межличностные конфликты служат средством социализации человека, способствуют самоутверждению личности.

 

Деструктивные функции:

Выраженное негативное воздействие большинства конфликтов на психическое состояние участников. Как правило, после завершения конфликта настроение в целом ухудшается в 31 случае из 100 и практически никогда не улучшается сразу после завершения конфликта.

Неблагополучно развивающиеся конфликты могут сопровождаться психологическим и физическим насилием, травмированием оппонентов. По статистике большинство умышленных убийств совершается в результате эскалации конфликта.

Конфликт сопровождается стрессом. При частых эмоционально напряженных конфликтах резко возрастает вероятность сердечно-сосудистых заболеваний, а также хронических нарушений функционирования желудочно-кишечного тракта.

Конфликт формирует негативный образ другого - "образ врага" - который легко восстанавливается в случае возникновения даже незначительных осложнений отношений и нередко приводит к возникновению нового конфликта.

Если победа в конфликте одержана с помощью насилия, велика вероятность того, что впоследствии человек прибегнет в подобной ситуации к такому же способу решения проблемы без достаточных оснований.

Поражение в конфликте отрицательно влияет на Я-концепцию человека.

Таково влияние конфликта на непосредственных участников. Но конфликт оказывает воздействие не только на участвующие в нем стороны, но иногда и на макро- и микросреду. Степень влияния конфликта на группу прямопропорциональна степени связи сторон с окружением, в котором этот конфликт происходит, прямопропорциональна рангу участников, интенсивности противоборства.

 

Конструктивные функции:

* Конфликт выступает как средство активизации социальной жизни группы или общества (например, инновационный конфликт).

* Конфликт высвечивает нерешенные проблемы. Межличностные конфликты в организациях почти в три раза чаще положительно влияют на эффективность совместной деятельности, чем отрицательно.

* Конфликт проявляет общественное мнение.

* Конфликт иногда способствует созданию новых, более благоприятных условий деятельности человека.

* Конфликт может выполнять функцию сплочения группы (и даже целого народа).

* В научных коллективах конфликты создают интеллектуально-эмоциональную напряженность, которая сопутствует столкновению различных стратегий исследования, что способствует продуктивному поиску верного решения (В споре рождается истина).

* Завершение конфликта часто сопровождается повышением дисциплины работников, ускорением реагирования сотрудников на замечания и пожелания друг друга, установлением более доброжелательной обстановки.

 

Деструктивные функции:

· Конфликт всегда сопровождается временным нарушением системы коммуникаций, взаимосвязей в коллективе

· Если конфликт завершился принятием деструктивного решения, взаимоотношения в коллективе ухудшаются в 19-30% случаев.

· Частые конфликты ведут к снижению групповой сплоченности.

· Иногда ухудшается качество совместной деятельности во время конфликта. Если конфликт не разрешился, а медленно затухает или перевес на стороне того, кто, с точки зрения группы, неправ, качество совместной деятельности снижается и после завершения конфликта.

Можно сделать вывод: хорошего понемножку. Конфликт должен быть не слишком частым и умело управляемым. Только в этом случае он приносит максимальную пользу.

 

26. Влияние конфликтов на социальное окружение.

 

Влияние конфликта на его участников и социальное окружение имеет двойной, противоречивый характер. Это связано с тем, что отсутствуют четкие критерии определения уровней конструктивности и деструктивности, для формирования обобщенной оценки результатов конфликта. Кроме того, степень конструктивности конфликта может меняться в процессе его развития. Также необходимо учитывать, для кого из участников он конструктивный, а для кого - деструктивный.

Выделяют следующие виды конструктивного влияния конфликта на его основных участников:

· конфликт помогает глубже оценить индивидуально-психологические особенности людей, участвующих в нем, их ценностные ориентации, мотивы, стресс-реакции. Примерно в 10-15% конфликтных ситуаций взаимоотношения между оппонентами после завершения конфликта улучшаются;

· конфликт устраняет полностью или частично имеющиеся противоречия, освещая узкие места, нерешенные вопросы, факты недостаточного диловитости и порядочности.

· после завершения конфликтов в более чем 65% случаев удается полностью или частично разрешить противоречия, лежащие в их основе;

· конфликт служит источником развития личности, межличностных отношений, в процессе конструктивного решения конфликтных вопросов человек приобретает социальный опыт выхода из трудных ситуаций;

· конфликты поддерживают социальную активность людей, способствуют предотвращению застоя и улучшению качества индивидуальной деятельности сотрудников.

После завершения конфликтов по вертикали в 28% случаев повышается качество индивидуальной деятельности руководителя.

Конфликт может деструктивно (дисфункционально) влиять на основных участников, в частности:

· большинство конфликтов осуществляет негативное влияние на настроение их участников, резко повышая эмоциональный фон ситуации; частые и эмоционально-напряженные конфликты могут негативно влиять на здоровье работников (согласно статистике, при этом увеличивается риск сердечно-сосудистых заболеваний и заболеваний желудочно-кишечного тракта);

· возможно возникновение неприязни, враждебности, ненависти между участниками конфликта, а иногда и полное прекращение общения и взаимодействия, что сказывается и на снижении эффективности труда работников;

· конфликты могут негативно влиять на развитие личности, потому что иногда формируют у человека чувства недоверия в триумф справедливости.

Конфликт осуществляет непосредственное влияние и на социальное окружение его участников, т.е. на микро-и макросоциальне среду. Мера усиления такого влияния возрастает с повышением интенсивности связей оппонентов с их окружением. Влияние конфликта на группу, в которой он возникает, зависит также от рангов участников, от интересов, видстоюються, интенсивности противоборства. Конструктивный влияние конфликта на социальное окружение проявляется в том, что:

1) конфликт является источником инноваций, стимулирует развитие коллектива, нормотворчество, появление новых правил и форм трудового поведения. Именно новаторы зачастую являются инициаторами конфликтов, связанных с нововведениями;

2) конфликт может повлиять на эффективность совместной деятельности коллектива, освобождая его от факторов, которые его вызывают.

3) перед лицом внешних трудностей конфликт выполняет функцию сплочению членов коллектива;

4) в процессе решения конфликтных противоречий освещаются коллективные настроения и социальные установки, зондуеться общественное мнение;

5) конфликт может повлиять на межличностные отношения, способствовать повышению дисциплины и улучшению управленческих воздействий.

Деструктивный влияние конфликта на социальное окружение состоит в том, что:

1) частые конфликты приводят к снижению внутригруповои сплоченности;

2) в результате конфликта происходит ухудшение взаимоотношений в коллективе, социально-психологического климата, возможное увольнение работников;

3) нарушаются коммуникации и взаимосвязи, которые приводят к нарушению трудового ритма;

4) разрешение конфликтов требует больших эмоциональных, а иногда и материальных затрат;

5) конфликтная взаимодействие работников может повлиять на эффективность их трудовой деятельности. После завершения конфликта наблюдается ухудшение качества совместной деятельности в 15-16% ситуаций. Это происходит в следующих случаях: конфликт не разрешился и постепенно угасает; своих целей достиг оппонент, что был неправ; конфликт был продолжительным, а преимущество правого оппонента оказалась «полной»; в конфликт были вовлечены многие члены социальной группы.

 

27. Динамика социального конфликта.

 

1. Возникновение конфликтной ситуации. Конфликт не возникает мгновенно, ему предшествуют скрытые или открытые социально-психо­логические процессы между личностями либо в сознании личности или в какой-либо группе, т. е. конфликтная ситуация.

Под конфликтной ситуацией понимается относительно устойчивое в какой-то промежуток времени несоответствие намерений (устремлений) человека с условиями их достижения. При таком определении психоло­гическая ситуация состоит из двух основных частей — намерений и ус­ловий, изменения в каждой из которых ведут к смене ситуации.

Анализ отдельных конфликтных явлений позволяет предположить, что динамика развития и протекания конфликтного явления характери­зуется следующими параметрами:

• порогом, т. е. предельной степенью напряжения, за которой лич­ность, коллектив предрасположены к конфликту;

• временем наступления конфликта от момента возникновения кон­фликтной ситуации и временем нахождения личности в конфликте.

Динамику развития конфликтов условно можно представить либо графически, либо в виде схемы, на которой приведен вариант динамики развития и разрешения конфликта на примере меж­личностного конфликта.

 

2.Осознание объективной конфликтной ситуации.
Существуют варианты соответствия между субъективным и объективным в конфликтной ситуации.

• Адекватно понятый конфликт. Здесь налицо объективная конф­ликтная ситуация, и стороны правильно ее понимают.

• Неадекватно понятый конфликт. В этом случае объективная кон­фликтная ситуация также присутствует, и стороны воспринимают ее как таковую, но с теми или иными отклонениями от реального положения вещей.

• Непонятый конфликт. Объективная конфликтная ситуация существует, но не

воспринимается как таковая потенциальными оппо­нентами.

•Ложный конфликт. Объективная конфликтная ситуация отсут­ствует, но стороны воспринимают свои отношения как конф­ликтные.

После того как конфликт осознан, стороны переходят к конфликтно­му поведению, которое направлено на блокирование достижений проти­воположной стороны, ее стремлений, целей, намерений.

Важно то, что стороны должны осознавать свое поведение как конф­ликтное. Иногда действия одного субъекта по отношению к другому ста­новятся средством для снятия внутреннего напряжения. В этом случае внутриличностный конфликт переходит в межличностный.

3. Инцидент, повод. Конфликт может возникнуть по разным причи­нам. Как правило, толчком для вступления личности в конфликт являет­ся внутреннее или внешнее побуждение, вызывающее определенную ре­акцию на основе сложившегося отношения личности к окружающей среде: пренебрежительный жест, мимика, грубое, резкое слово, оскорби­тельный тон, физическое или моральное оскорбление, недоброжелательный взгляд, унижение достоинства, предвзятое отношение к личности, необъективная оценка результата деятельности личности или группы, равнодушие, формализм, бюрократизм и т. д.

4. Наступление конфликта. Как правило, сопровождается столкно­вением противоборствующих сторон в форме демонстративного поведе­ния, высказываний, а иногда и физических действий. Это столкновение носит острый эмоциональный характер и отличается высокой степенью внутренней напряженности конфликтующих.

Необъективное или неполное разрешение возникшего конфликта вы­зывает повторный конфликт. При этом следует учитывать, что иногда, даже если конфликт разрешен объективно, достаточно пренебрежитель­ной позы, жеста, взгляда, выражения для возникновения нового конф­ликта. Это объясняется тем, что сформировавшиеся ранее отрицатель­ные установки в отношениях конфликтовавших лиц продолжают некоторое время действовать, и человек может непроизвольно испыты­вать предубеждения к бывшему "противнику", сохранять о нем предвзя­тое мнение и даже действовать в ущерб ему.

• Постепенное усиление позиций участников конфликта за счет вве­дения все более активных сил, а также за счет накопления опыта противостояния.

• Увеличение количества проблемных ситуаций и углубление пер­вичной проблемной ситуации.

• Повышение конфликтной активности участников, изменение ха­рактера конфликта в сторону его ужесточения, вовлечение в кон­фликт новых лиц.

• Нарастание эмоциональной напряженности, сопровождающей конфликтные взаимодействия, которое может оказать как мобили­зующее, так и дезорганизующие влияние на поведение участников конфликта.

• Изменение отношения к проблемной ситуации и конфликту в целом.

При переходе из потенциального в актуальный конфликт может раз­виваться как конструктивный или неконструктивный.

 

Симптомы, указывающие на появление процессов избегания:

• снижение включенности группы в решение проблемы;

• быстрое принятие внушаемых решений;

• отказ участников от анализа противоречивых аспектов проблемы;

• "выпадание" участников взаимодействия;

• нахождение в целом более "взрывной" темы в центре внимания безопасных аспектов;

• незначительный обмен информацией;

• умолкание ранее активных участников;

• отсутствие предложений вариантов реализации выбранного ре­шения.

Избегание является результатом усталости участников от конфликта, их нежелания продолжать обсуждение проблемы, что может вызвать раз­личные психологические последствия, например содействовать приня­тию неэффективных и несовершенных решений.

Другим деструктивным явлением становится вхождение конфликта в фазу эскалации. Эскалация наступает тогда, когда фиксируются фрустрированные базовые потребности участников конфликта, такие, напри­мер, как потребность в безопасности или в идентичности.

 

Симптомы эскалации конфликтов:

• более длительное, чем предполагалось, обсуждение проблемы;

• повторение одних и тех же аргументов в поддержку своей по­зиции;

• чрезмерное подчеркивание последствий недостижения согласия;

• использование угроз для защитысвоей позиции;

• возрастание напряжения и враждебности в группе;

• отсутствие эффективных решений, хотя группа кажется активно работающей;

• использование аргументов против личности;

• создание коалиций.

 

5. Разрешение конфликта.Это заключительный этап (стадия), ко­торый возможен как вследствие изменения объективной конфликтной ситуации, так и путем трансформации ее образов, сложившихся у участ­ников конфликта.

Разрешение конфликта может быть полнымили частичным.

Нередко для разрешения конфликтов необходимо участие третьей стороны с целью поиска решения, удовлетворяющего обе стороны. Тре­тья сторона (арбитры, посредники, или медиаторы, помощники) — ин­дивид или группа, внешние по отношению к конфликту, которые пыта­ются помочь в достижении согласия и разрешении конфликта.

 

28. Стадия протекания конфликта.

 

Хоть убейте, но разницу между этим и предыдущим я найти не могу.

 

Есть вот такой вариант ответа:

 

В процессе вызревания конфликта можно выделить 4 стадии:

1. Скрытую стадию — обусловленную неравным положением групп индивидов в сферах “иметь” и “мочь”. Она охватывает все аспекты жизненных условий: социальный, политический, экономический, моральный, интеллектуальный. Главная ее причина — стремление людей к улучшению своего статуса и превосходству;

2. Стадию напряженности, степень которой зависит от позиции противоборствующей стороны, имеющей большую мощь, превосходство. Например, напряженность равна нулю, если доминирующая сторона занимает позицию сотрудничества, напряженность понижена — при примиренческом подходе, очень сильна — при непримиримости сторон;

3. Стадию антагонизма, которая проявляется как следствие высокой напряженности;

4. Стадию несовместимости, являющуюся следствием высокой напряженности. Это собственно и есть конфликт.

Возникновение конфликта не исключает сохранения предыдущих стадий, так как скрытый конфликт продолжается по частным вопросам и, более того, возникают новые напряженности.

29. Проблема эскалации конфликта.

 

Под эскалацией конфликта (от лат. Sсаlа - «лестница») понимается развитие конфликта, который прогрессирует во времени, обострение противоборства, при котором последующие разрушительные воздействия оппонентов друг на друга интенсивнее, чем предыдущие . Эскалация конфликта представляет ту его часть, которая начинается с инцидента и заканчивается ослаблением борьбы, переходом к завершению конфликта.

Эскалация конфликта характеризуется следующими признаками:

1. Сужение когнитивной сферы в поведении и деятельности. В процессе эскалации происходит переход к более примитивных форм отображения.

2. Вытеснение адекватного восприятия другого образом врага. Образ врага как целостное представление о оппонента, который интегрирует искаженные и иллюзорны черты, начинает формироваться в процессе латентного периода конфликта как результат восприятия, детерминированного отрицательными оценками. Пока нет противодействия, пока угрозы не реализовано, образ врага носит опосредованный характер. Его можно сравнить со слабо проявленный фотографических снимков, где изображение Нечеткое и бледно. В процессе эскалации образ врага проявляется все более отчетливо и постепенно вытесняет объективный образ. О образ врага, который доминирует в конфликтной ситуации, свидетельствующие недоверие; возложения вины на врага; негативное ожидание; отождествление со злом; представление «нулевой суммы» ( «все, что выгодно врагу, вредит нам», и наоборот); деиндивидуализация ( « всякий, кто принадлежит к данной группе, автоматически является нашим врагом »); отказ в соболезновании.

Закреплению образа врага способствуют: рост негативных эмоций; ожидания деструктивных действий от другой стороны; негативные стереотипы и установки; серьезность объекта конфликта для лица (группы) продолжительность конфликта.

3. Рост эмоционального напряжения. Возникает как реакция на рост угрозы возможного ущерба; снижение управляемости противоположной стороной; невозможность реализовать свои интересы в желаемом объеме за короткое время; сопротивление оппонента.

4. Переход от аргументов к претензиям и личных выпадов. Когда сталкиваются мнения людей, то люди обычно стараются их аргументировать. Другие, оценивая позицию человека, тем самым косвенно оценивают и ее способность к аргументации. Человек обычно добавляет значительного личностного окраску плодам своего интеллекта. Поэтому критику результатов его интеллектуальной деятельности может быть воспринято как негативную оценку его самого как личности. Критика в данном случае воспринимается как угроза самооцинци лица, а попытки защитить себя ведут к смещению предмета конфликта в личностный план.

5. Рост иерархического ранга интересов, нарушаются и защищаются, и их поляризация. Более интенсивное действие затрагивает более важных интересов другой стороны. Поэтому эскалацию конфликта может быть рассмотрено как процесс углубления противоречий, т.е. как процесс роста иерархического ранга интересов, нарушаются. В процессе эскалации интересы оппонентов будто разводятся на противоположные полюса. Если в передконфликтний ситуации они могли как-то сосуществовать, то за эскалации конфликта существования одних возможно только за счет игнорирования интересов другой стороны.

6. Применения насилия. Характерным признаком эскалации конфликта является применение последнего из аргументов - насилия. Многие насильственных действий обусловлено местью. Агрессия связана со стремлением какой-либо внутренней компенсации (за утраченный престиж, снижение самооценки и т.д.), возмещения ущерба. Действия в конфликте могут вызываться стремлением к возмездия за ущерб.

7. Потеря первоначального предмета разногласий заключается в том, что противоборство, которое началось через спорный объект, перерастает в более глобальное столкновение, в процессе которого первоначальный предмет конфликта уже не играет основной роли. Конфликт становится независимым от причин, его вызвали, и продолжается после того, как они стали незначительными.

8. Расширение границ конфликта. Происходит генерализация конфликта, т.е. переход к более глубоких противоречий, возникновение множества различных точек соприкосновения. Конфликт распространяется на большой территории. Происходит расширение его временных и пространственных границ.

9. Увеличение количества участников. Это может происходить в процессе эскалации конфликта через привлечение все большего количества участников. Преобразование межличностного конфликта на межгрупповых, количественное увеличение и изменение структуры групп, участвующих в противоборстве, изменяет характер конфликта, расширяя набор применяемых в нем средств.

С обострением конфликта происходит регрессия сознательной сферы психики. Этот процесс носит волнообразный характер, основанный на бессознательном и подсознательном уровнях психической деятельности. Он развивается не хаотично, а поэтапно, по замыслу онтогенез психики, но в противоположную сторону ).

Два первых этапа отражают развитие передконфликтнои ситуации. Вырастает значимость собственных желаний и аргументов. Возникает страх, что будет потеряно почву для совместного решения проблемы. Растет психическая напряженность. Мероприятия, осуществленные одной из сторон для смены позиции оппонента, понимаются противоположной стороной как сигнал к эскалации. Третий этап - собственно начало эскалации. Все ожидания сосредоточиваются на действия, заменяющий тщетные дискуссии. Однако ожидания участников парадоксальные: обе стороны надеются напором и жесткостью вызвать изменение позиции оппонента, тогда как никто не готов добровольно уступить. Зрелым взглядом на реальность жертвуют в пользу упрощенного подхода, который легче поддерживать эмоционально. Настоящие проблемы конфликта теряют важность, тогда как лицо противника оказывается в центре внимания.

 

30. 30-31 Социальная природа и причины, разновидности и последствия  внутриличностных конфликтов.

 

Внутриличностный конфликт представляет собой внутриличностное противоречие, воспринимаемое и эмоционально переживаемое человеком как значимая для него психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая внутреннюю работу сознания, направленную на его преодоление.

Совершенно легко объясним тот факт, что исследование внутренних конфликтов у нас, да и за рубежом. Ведется в основном в рамках психологического направления.В рамках психоаналитического направления акцент делается на биопсихологической трактовке внутриличностного конфликта. У человека в состоянии конфликта происходит столкновение желаний (З.Фрейд). Часть личности отстаивает определенные желания, другая отклоняет их. Постоянно спорят друг с другом такие структуры психики как Оно, Я и Сверх-я.

Оно – это первичная, врожденная инстанция, изначально иррациональная и подчиненная принципу удовольствия. Оно проявляется в неосознанных желаниях и влечениях, которые реализуются в бессознательных импульсах и реакциях.

Я – разумная инстанция, основанная на принципе реальности. Иррациональные, бессознательные импульсы Оно Я приводит в соответствие с требованиями реальной действительности.

Сверх-Я – «цензурная» инстанция, основанная на принципе реальности и представленная социальными нормами и ценностями, требованиями. Которые общество предъявляет к личности.

Основные внутриличностные конфликты проистекают из-за расхождения интересов Оно и Сверх-Я. Преодолеть их помогают механизмы сублимации, проекции, рационализации, вытеснения, регрессии и др. однако такие процессы протекают не всегда успешно.

В теории К.Г.Юнга внутриличностный конфликт - это регресс в сферу бессознательного, проигрывание так называемого «родительского сценария».

У К.Хорни внутриличностный конфликт рассматривается с двух позиций - как столкновение стремления к удовлетворению желаний и к безопасности и как противоречие «невротических потребностей», удовлетворение которых влечет за собой фрустрацию других.

В рамках гуманистической психологии предлагается другая теория внутриличностного конфликта. По К.Роджерсу в основе конфликта лежит противоречие, возникающее у личности между осознанными, но ложными самооценками. Которые человек приобретает в течение жизни, и самооценкой на неосознаваемом уровне. А.Маслоу сущность внутриличностного конфликта рассматривает как нереализованную потребность человека в самоактуализации.

Основатель логотерапии В.Франкл описывает сущность внутриличностного конфликта как потерю смысла жизни.Когнитивная психология рассматривает конфликт как несовпадение знания и поведения или несовпадение двух знаний.

Подведя итог, внутриличностный конфликт можно определить как острое негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее противоречивые связи с социальной средой и задерживающие принятие решения.

 

Существуют определенные показатели внутриличностного конфликта:

1. когнитивная сфера:

 

· снижение самооценки,

· осознание своего состояния как психологического тупика,

· задержка принятия решения,

· глубокие сомнения в истинности принципов, которыми вы раньше руководствовались;


2. эмоциональная сфера:

· психоэмоциональное напряжение,

· частые и значительные отрицательные переживания;


3. поведенческая сфера:

· снижение качества и интенсивности деятельности,

· снижение удовлетворенности деятельностью,

· негативный эмоциональный фон общения;


4. интегральные показатели:

· ухудшение механизма адаптации,

· усиление стресса.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 370.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...