Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Примерный перечень вопросов к экзамену




 

1. Основные школы и направления в истории конфликтологии.

2. Определение понятия «конфликт».

3. Структура конфликта.

4. Классификация конфликтов.

5. Механизм функционирования и динамика развития конфликта.

6. Функции конфликта.

7. Стратегия поведения сторон в конфликте.

8. Понятие внутриличностного конфликта. Основные виды внутриличностного конфликта.

9. Причины и источники внутриличностных конфликтов, формы их проявления и последствия.

10. Основные способы разрешения внутриличностных конфликтов. Роль конфликта в формировании и развитии личности.

11. Понятие межличностного конфликта. Причины и виды межличностных конфликтов.

12. Управление межличностными конфликтами.

13. Причины возникновения групповых конфликтов и их классификация.

14. Основные способы управления групповыми конфликтами.

15. Виды конфликтов в организации. Объективные и субъективные причины их возникновения.

16. Основные способы предупреждения, разрешения и управления конфликтами в организации.

17. Основные способы регулирования и разрешения социальных конфликтов.

18. Насилие как метод разрешения конфликта, его характеристика, причины использования.

19. Основные формы завершения конфликта. Критерии разрешения конфликта.

20. Переговорные стили.

21. Понятие посредничества (медиации) в переговорном процессе. Принципы посредничества.

22. Способы управления конфликтом с участием «третьей» стороны.

23. Суд и арбитраж как институты управления конфликтом: сходства и различия.

24. Арбитраж и медиация как институты управления конфликтом: сходства и различия.

 

 

1.      Основные школы и направления в истории конфликтологии.

По-настоящему научный подход к анализу социальных конфликтов появился только во второй четверти XIX в. Именно с того времени конфликты выдвигаются в ряд предметов специального изучения. Формирование конфликтологии как особой области знания происходит вместе с развитием социологии, политологии, психологии, права и других социальных наук.

 

Фундамент конфликтологии закладывался при участии «отцов-основателей» социологии таких, как Огюст Конт, Герберт Спенсер, Карл Маркс. Первые попытки создать социологическую теорию социальной системы, где бы обосновывалась роль конфликта, относятся ко второй половине ХIХ века. В этот период появилась работа английского социолога Герберта Спенсера «Основы социологии», где подчеркивалась мысль об универсальности самого явления конфликта. Конфликт признавался нормальным социальным явлением.

Основные направления теоретической конфликтологии.

Социология конфликта.

Диалектическая концепция конфликта. К. Марксом была разработана концепция социально-классового конфликта. В ней противоречия между уровнем производительных сил и характером производственных отношений является главным источником социального конфликта в обществе. Постепенно формируется объективная потребность в разрешении данного противоречия. Дефицит ресурсов в обществе выступает первопричиной социальных конфликтов. А социальная революция – это высший этап развития классовой борьбы. Теория К. Маркса является классической диалектической моделью социального конфликта, основные тезисы которой заключались в следующем:

 

• Глубина конфликта между господствующим и подчиненным классом прямопропорциональна неравномерности распределения в системе дефицитных ресурсов.

• Вероятность сомнений подчиненных классов в справедливости распределения ресурсов тем более вероятна, чем выше порог осознания ими собственных интересов.

• Открытый конфликт между господствующим и подчиненным классом тем вероятнее, чем глубже осознание последним незаконности распределения ресурсов.

• Поляризация противостоящих классов будет тем сильнее, чем более развита структура политического руководства, которая в свою очередь зависит от идеологической унификации членов коллектива.

• Степень насильственности конфликта прямопропорциональна степени поляризации господствующих классов.

• Уровень насильственности конфликта определяет уровень структурных изменений системы и степень перераспределения недостающих ресурсов.

 

В конце 1950-х годов немецкий социолог Ральф Дарендорф обосновал новую теорию социального конфликта, которая распространилась под названием «конфликтная модель общества». Она зафиксирована в основном труде ученого – «Класс и классовый конфликт в индустриальном обществе». Ученый рассматривал марксизм как одно из серьезнейших направлений в развитии наших представлений о конфликтах, и его теория подверглась влиянию последнего. В частности он взял за основу понимания классового конфликта теорию превращения «класса-в-себе» в «класс-для-себя».

Психология конфликта.

 

В рамках этой отрасли науки условно выделяются два этапа: в первой половине XX века конфликт не выделялся как самостоятельный предмет изучения. Психологов интересовали лишь причины и последствия этого явления. На рубеже 1950-х - 1960-х годов появляются исследования, где научный интерес психологов обращен непосредственно к этому феномену.

 

В отличие от социологов психологи, объясняя природу конфликтного поведения, ставят его в зависимость от психологических факторов. Например, хорошо известно, что это послужило Зигмунду Фрейду основанием для того, чтобы в развитии индивида, в формировании характера человека выдвинуть на первый план определенные влечения, в первую очередь сексуальное, предложить идею расчленения личности на три инстанции – “Оно”, “Я” и “Сверх-Я”.

 

Альфред Адлер утверждал, в противовес Фрейду, что личность нельзя брать в отрыве от общества, ибо человек – прежде всего социальное существо. Карл Юнг, отказавшись от фрейдистской теории сексуальности, придавал огромное значение влечениям и тенденциям индивида, как на «поверхности» сознания, так и на подсознательном уровне, полагая, что поведение и поступки личности определяют психическая энергия человека, ее обращенность на внешнюю среду или во внутрь самой личности.

 

В настоящее время исследования конфликтов в современной зарубежной психологии ведутся в следующих направлениях:

• Теоретико-игровое (М. Дойч).

• Теория организационных систем (Р. Блейк, Дж. Мутон).

• Теория и практика переговорного процесса (Р. Фишер, У. Юри).

 

Политологические теории конфликта.

Собственно конфликтологические теории и концепции в этой науке практически отсутствуют. Однако в области изучения конфликтов в политологии сделано настолько много, что не сказать ничего об этой отрасли знаний просто невозможно.

Теория политических групп, создателем которой считается Вильфредо Парето (1848-1923) раскрывает концепцию элиты. Борьба за звание элиты – суть социальных конфликтов. Круговорот элит обеспечивается именно такими конфликтами и способствует эволюции общества. Свои представления о конфликтах и их причинах дают Гоэтано Моска (один из «отцов-основателей» политологии), Франц Оппенгеймер (немецкий историк) и другие. Французский мыслитель Жорж Сорель (1847-1922) высказал предположение, что ход истории иррационален. Она вся состоит из неконтролируемых, спонтанных конфликтов, которые благо уже потому, что существуют. В противовес ему некоторые политологи (Дж.Блондел, Д.Истон, С.Липсет) попытались сформулировать теорию политической стабильности, найти те рычаги, которые способны поддерживать общество в состоянии покоя.

Конфликтологическая практика.

Становление конфликтологической практики происходит в 1980-е годы ХХ столетия. В этот период Горовиц и Бордман создают программу конфликтологического тренинга, направленного на обучение конструктивному поведению в конфликтном взаимодействии. Ч. Освуд разработал методику ПОИР (Постепенные и обоюдные инициативы по разрядке напряженности), предназначенную для разрешения международных конфликтов. Сегодня за рубежом теория и практика конфликта растут большими темпами. В 1986 году Австралийская ассоциация содействия ООН основала организацию по разрешению конфликтов – Программу Мира. Задача организации – разрабатывать и внедрять навыки по разрешению конфликта для их эффективного применения в личной жизни, на работе и в международных отношениях. Сегодня западная конфликтология распространяет значительное влияние и на Россию.

 

2. Определение понятия «конфликт».

Конфликт (от латинского — confliktus) означает столкновение сторон, мнений, сил. Причинами столкновений могут быть самые разные проблемы жизни: материальные ресурсы, важнейшие жизненные установки, властные полномочия, статусно-ролевые различия в социальной структуре, личностные (эмоционально-психологические) различия и т. д. Конфликты охватывают все сферы жизнедеятельности людей, всю совокупность социальных отношений, социального взаимодействия. Конфликт, по сути, является одним из видов социального взаимодействия, субъектами и участниками которого выступают отдельные индивиды, большие и малые социальные группы и организации. Конфликтное взаимодействие предполагает противоборство сторон, т. е. действия, направленные друг против друга.

В основе конфликта лежат субъективно-объективные противоречия, но эти два явления (противоречия и конфликт) не следует отождествлять. Противоречия могут существовать длительный период и не перерастать в конфликт. Поэтому необходимо иметь в виду, что в основе конфликта лежат лишь те противоречия, причиной которых являются несовместимые интересы, потребности и ценности. Такие противоречия, как правило, трансформируются в открытую борьбу сторон, в реальное противоборство.

Противоборство может быть более или менее интенсивным и более или менее насильственным. «Интенсивность означает вкладываемую участниками энергию, и вместе с тем социальную важность отдельных конфликтов»1. Форма столкновений — насильственная или ненасильственная — зависит от множества факторов, в том числе и от наличия реальных условий и возможностей (механизмов) ненасильственного разрешения конфликта и целей, преследуемых субъектами противоборства.

Итак, конфликт — это открытое противоборство, столкновение двух и более субъектов и участников взаимодействия, причинами которого являются несовместимые потребности, интересы и ценности.

в конфликте могут участвовать от 2 и больше человек

 

Признаки конфликта -

-1- наличие конфликтной ситуации (по восприятию участников);

-2- неделимость объекта конфликта;

-3- желание участников продолжить конфликтное взаимодействие для достижения своих целей.

Субъект — это активная сторона, способная создать конфликтную ситуацию и влиять на ход конфликта в зависимости от своих интересов. Участник конфликта может сознательно (или не вполне сознавая цели и задачи противостояния) принять участие в конфликте, а может случайно или помимо своей воли быть вовлеченным в конфликт. В ходе развития конфликта статусы участников и субъектов могут меняться местами.

 

Структура конфликта.

СТРУКТУРА КОНФЛИКТА.

Может быть от 2 и более участников конфликта, которые борются за желаемый предмет или точку зрения (объект), происходит инцидент – в результате получается конфликт.

Конфликт – это действия направленные друг против друга. Причиной столкновения являются противоречия, которые носят объективно-субъективный характер. Неразрешимое противоречие ведет к конфликту.

Участники конфликта – это те, которые по той или иной причине оказались вовлеченными в конфликт.

Ранги оппонентов. Косвенная сторона конфликта – это сила, которая способствует успеху в конфликте одной из сторон.

Посредники, арбитры, наблюдатели.

Жертва (пострадавшие)в структуре конфликта.

Объект конфликта – это конкретная причина конфликта. Безобъектный конфликт – причина в психологическом состоянии человека.

Среда развития конфликта: физическая ( географическая, биологическая, временные факторы, экологические факторы, климатические), социальная среда.

Структура конфликта (ДЕМЧУК):

1. Предконфликтная стадия

2. Инцидент

3. Эскалация конфликта

4. Кульминация конфликта

5. Разрешение конфликта

6. Постконфликтная стадия

Конфликт вырастает из конфликтной ситуации, которая составляет базу

конфликта. Конфликтной ситуацией называют такую ситуацию, в которой

проявилась и осознана сторонами несовместимость действий одной стороны с

нормами и ожиданиями другой.

Конфликтная ситуация включает прежде всего объект конфликта. Объект конфликта

– то, из-за чего возник конфликт между оппонентами, на что претендует каждый

из его участников. Объект конфликта может быть материальным (например, какая-

нибудь престижная вещь), так и идеальными (например, правила поведения,

статус в коллективе и т.п.).

В конфликтную ситуацию входят и участники конфликта (оппоненты). Участники

конфликта обладают разной «силой», имеют разный ранг в зависимости от того,

кого они представляют (например, человек говорит только от своего имени или

выражает мнение большинства людей).

В структуре конфликта также выделяют внутреннюю и внешнюю позицию участников. 

Во внутренней позиции участников можно выделить цели, интересы и мотивы

участников; она непосредственно влияет на течение конфликтной ситуации,

находится как бы за кадром и часто не проговаривается в ходе конфликтного

взаимодействия. Внешняя позиция проявляется в речевом поведении

конфликтующих, она отражается в их мнениях, точках зрения, пожеланиях.

Различать внутреннюю и внешнюю позиции участвующих в конфликте людей

необходимо, чтобы увидеть за внешним и ситуативным – внутреннее и

существенное.

Оппоненты и объект конфликта, со всеми их отношениями и характеристиками,

составляют конфликтную ситуацию, которая всегда предшествует собственно

конфликту и может существовать задолго до его возникновения, никак не

проявляясь.

Чтобы из конфликтной ситуации вырос конфликт, должен возникнуть инцидент, то

есть действия участников конфликта, притязающих на объект. При этом люди

могут начать инцидент, когда реального противоречия нет (конфликт иллюзорен).

Либо, напротив, конфликтная ситуация может существовать задолго до начала

инцидента (конфликт «тлеющий»).

Структура конфликта по мере своего развития может измениться: в нем может

происходить (преднамеренно или стихийно) подмена объекта конфликта, могут

изменяться и участники (некто может дирижировать конфликтом). Подмена

участников может быть вымышлена (один представляет участников так, как ему

хочется). Все эти реальные и воображаемые изменения сути конфликта надо

учитывать.

Динамика конфликта складывается из трех основных стадий: предконфликтную

(нарастание), конфликтную (реализация) и послеконфликтную (затухание).

     

•   Первая стадия - накопление обострения противоречий из-за

резкого расхождения интересов, ценностей, установок; фрустрация,

неудовлетворенность, угрозы.

•   Вторая стадия - острые разногласия, разрушение прежней

структуры, нормальных связей; атака одной из сторон своего противника через

открытое противоборство.

•   Третья стадия - тенденция к нормализации конфликта и

ликвидации его как такового. Однако настроение участников некоторое время еще

подогревается воспоминаниями о причиненных друг другу неприятностях. Отсюда -

необходимость профилактических мер для снятия стресса.

На первой стадии нарастает напряженность между двумя участниками.

Конфликт разгорелся (стадия 2): страсти бушуют, участники возбуждены и

всячески демонстрируют «силовые приемы».

Конфликтная ситуация реализовалась, конфликт исчерпал свои силы и энергию,

наступает стадия затухания (стадия 3).

Конфликт считается завершенным, если устранена его причина – конфликтная

ситуация; устранение инцидента еще не означает ликвидации конфликта.

Конфликт может закончиться или субъективно (по инициативе одного из

оппонентов), или объективно (в результате изменения конфликтной ситуации).

 

Классификация конфликтов

Если за основание берутся особенности сторон, то можно выделить конфликты: межличностные, между личностью и группой, внутригрупповые, между малыми и большими социальными общностями, межэтнические и межгосударственные. Если за основание классификации берутся сферы общественной жизни, то можно говорить о политических, экономических, идеологических, социальных, юридических, семейно-бытовых, социокультурных и т. д. конфликтах.

В зависимости от мотивации конфликта, исследователи выделяют три блока социальных конфликтов:

1) возникающих в связи с распределением властных полномочий и позиций;

2) по поводу материальных ресурсов;

3) по поводу ценностей важнейших жизненных установок.

Интересную схему перекрестного анализа движущих сил конфликта и сфер жизнедеятельности предложил

 

Существуют также сложные конфликты, в которых одновременно взаимодействуют интересы разных сторон и разных типов конфликтов. При этом одна сторона может быть в содружестве с другой стороной, в коалиции с третьей, в жестком конфликте с четвертой, в нейтралитете с пятой, в антагонизме с шестой, а шестая в антагонизме со второй и т. д.

Социальные конфликты в зависимости от форм, методов и интенсивности противодействия, подразделяют на насильственные и ненасильственные, более интенсивные и менее интенсивные, открытые и закрытые (латентные). В зависимости от времени протекания — затяжные и быстротечные. В зависимости от масштабов распространения — локальные и широкомасштабные.

С учетом мотивации конфликта и субъективных восприятий ситуации выделяют виды конфликтов:

1. Ложный конфликт — субъект воспринимает ситуацию как конфликтную, хотя реальных причин нет;

2. Потенциальный конфликт — существуют реальные основания

для возникновения конфликта, но пока одна из сторон или обе в силу

тех или иных причин (например, из-за недостатка информации) еще

не осознали ситуацию как конфликтную;

3. Истинный конфликт — реальное столкновение между сторонами. В свою очередь, истинный конфликт можно разделить на следующие подвиды:

• конструктивный — возникший на основе реально существующих между субъектами противоречий;

• случайный — возникший по недоразумению или случайному стечению обстоятельств;

• смещенный — возникший на ложном основании, когда истинная

причина скрыта. Например, студент, недовольный низкой оценкой своих знаний, ищет любой повод, чтобы вступить в конфронтацию с экзаменующим преподавателем;

• неверно приписанный конфликт — это конфликт, в котором истинный виновник, субъект конфликта, находится за «кулисами» противоборства, а в конфликте задействованы участники, не имеющие к нему отношение. Например, человека обвиняют в преступлении, которое он не совершал.

Если за основание классификации берется психическое состояние сторон и соответствующее этому состоянию поведение людей в конфликтных ситуациях, то конфликты делят на рациональные и эмоциональные. В зависимости от целей конфликта и его последствий, конфликты подразделяют на позитивные и негативные, конструктивные и деструктивные.

(структурно-функциональная модель- устойчивая структура, где каждый элемент способствует поддержанию устойчивости системы; диалектико-созидательная модель- общество динамично, социальные изменения всеобщи)

 

5. Механизм функционирования и динамика развития конфликта.

 

       (уровень напряженности, время)

                      Рис.2. Динамика конфликта.                          

•   Первая стадия - накопление обострения противоречий из-за

резкого расхождения интересов, ценностей, установок; фрустрация,

неудовлетворенность, угрозы.

•   Вторая стадия - острые разногласия, разрушение прежней

структуры, нормальных связей; атака одной из сторон своего противника через

открытое противоборство.

•   Третья стадия - тенденция к нормализации конфликта и

ликвидации его как такового. Однако настроение участников некоторое время еще

подогревается воспоминаниями о причиненных друг другу неприятностях. Отсюда -

необходимость профилактических мер для снятия стресса.

На первой стадии нарастает напряженность между двумя участниками.

Конфликт разгорелся (стадия 2): страсти бушуют, участники возбуждены и

всячески демонстрируют «силовые приемы».

Конфликтная ситуация реализовалась, конфликт исчерпал свои силы и энергию,

наступает стадия затухания (стадия 3).

Конфликт считается завершенным, если устранена его причина – конфликтная

ситуация; устранение инцидента еще не означает ликвидации конфликта.

Конфликт может закончиться или субъективно (по инициативе одного из

оппонентов), или объективно (в результате изменения конфликтной ситуации).

 

6. Функции конфликта.

Конфликт положительные и отрицательные социальные функции. Существуют объективные и субъективные оценки последствий конфликта.

Рассмотрим некоторые позитивные функции конфликта, характерные для открытых социальных структур.

1. Конфликт вскрывает и разрешает противоречия и тем самым способствует общественному развитию. Своевременно выявленный и разрешенный конфликт может предотвратить более серьезные конфликты, ведущие к тяжелым последствиям.

2. В открытом обществе конфликт выполняет функции стабилизации и интеграции внутригрупповых и межгрупповых отношений, снижает социальное напряжение.

3. Конфликт многократно увеличивает интенсивность связей и отношений, стимулирует социальные процессы, придает обществу динамичность, поощряет творчество и инновации, способствует общественному прогрессу.

4. В состоянии конфликта люди более четко осознают как свои, так и противостоящие им интересы, полнее выявляют существование объективных проблем и противоречий общественного развития.

5. Конфликт способствует получению информации об окружающей социальной среде, соотношении силового потенциала конкурирующих формирований.

6. Внешний конфликт способствует внутригрупповой интеграции и идентификации, укрепляет единство группы, нации, общества, мобилизует внутренние ресурсы. Он также помогает находить друзей и союзников, выявляет врагов и недоброжелателей.

7. Внутренние конфликты (в группе, организации, обществе) выполняют следующие функции:

• создание и поддержание баланса сил (в том числе и власти);

• социальный контроль за соблюдением общепринятых норм, правил, ценностей;

• создание новых социальных норм и институтов, обновление существующих;

• адаптация и социализация индивидов и групп;

• группообразование, установление и поддержание нормативных и физических границ групп;

• установление и поддержание относительно стабильной структуры внутригрупповых и межгрупповых отношений;1

• установление неформальной иерархии в группе и обществе, в

том числе выявление неформальных лидеров.

8. Конфликт выявляет позиции, интересы и цели участников и тем самым способствует сбалансированному решению возникающих проблем. В открытой социальной системе конфликт выполняет роль «предохранительного клапана», своевременно выявляя возникающие противоречия и сохраняя социальную структуру в целом.

Конфликт несет в себе негативные функции, когда:

• ведет к беспорядку и нестабильности;

• общество не в состоянии обеспечить мир и порядок;

• борьба ведется насильственными методами;

• следствием конфликта являются большие материальные и моральные потери;

• возникает угроза жизни и здоровью людей.

К негативным можно отнести большинство эмоциональных конфликтов и, в частности, конфликты, возникающие вследствие социально психологической несовместимости людей. Негативными считаются также конфликты, затрудняющие принятие необходимых решений. Негативные последствия может иметь и затянувшийся позитивный конфликт.

ФУНКЦИИ КОНФЛИКТА.

Конфликты:

(1) Функциональные

(2) Конструктивные (решают проблему)

(3) Деструктивные (усугубляют)

(4) Десфункциональные

(5) Позитивные (определяют субъект)

(6) Негативные

Позитивные:

- конфликт вскрывает и разрешает проблему, предотвращает эскалацию;

- стабильные отношения в группе, в обществе, снижает напряжение;

- увеличивает интенсивность связей и отношений, придает обществу динамичность.

В состоянии конфликта люди осознают свои и чужие интересы. Конфликт способствует разработке и принятию назревших управленческих решений. Вырабатывает умения и навыки защищать свои интересы. Внешний конфликт способствует групповому сплочению. Конфликт способствует созданию баланса сил, создает новые нормы и институты. В ходе конфликта ускоряется адаптация людей в группе. Конфликт в группе способствует смене лидера, устанавливает иерархию и т.д.

Конфликт имеет и негативные последствия: он ведет к беспорядку и нестабильности, борьба ведется насильственными методами, возникает угроза жизни и здоровью людей, следствием конфликта являются моральные и материальные потери.

Существуют также и эмоциональные конфликты, за исключением конфликтов между людьми.

Функции конфликта имеют двойственный характер. Один и тот же конфликт может играть положительную и отрицательную роль в жизни противоположных, конфликтующих сторон, от может быть конструктивен и деструктивен в разные моменты своего развития.

 

7. Стратегия поведения сторон в конфликте.

Способы поведения:

1)соперничество

2)компромисс (взаимные уступки)

3)избегание от конфликта (уход от конф-та)

4)уступка

5)сотрудничество

Эти способы поведения выделили в 70-е гг Томас и Килман. Эти стратегий исчерпывают все многообразие чел-го поведения. Они предложили расположить по вертикали интересы по степени важности своих интересов, а по горизонтали - интересы др стороны (рис 9)

 

Когда уход от конфликта, явл-ся полезным - когда эмоции затмили голову, лучше выждать, успокоиться.

Уступку оптимально исп-ть, когда отнош-я гораздо важнее сохранить, чем добиться своих интересов, когда ваши интересы не очень важны для вас (пример Кипр (Турция). Но уже 40 лет сев Кипр окупирован турецкими войсками, т.е уступка обернулась негативно.

Компромисс - хорош тем, что это мирное решение, но он лишь временное решение проблемы. Используется, когда нет времени, это более экономично (Напр, Брестский мир. Когда Россия заключила мир с Герм, отдала большие тер-и, надеясь, что когда в Герм будет револ-я, то пролетариат поймет, что это был нечестный мир и вернет России земле. России в рез-те вернули земли.) Компромисс подходит, чтобы сохранить отношения и не остаться за бортом, но сохраняется основа для следующего конфликта. Т.к стороны удовлетворяют желания на 50%, и хочется потом удов-ть их еще на 50%. Потом возник-т опять конф-т, либо надо переходить к сотруд-ву

Сотруд-во - когда реш-е очень важно для сторон и нужно найти принципиальное реш-е, т.к эта сит-ция может повторится, когда создались тесные отношения, и не хочется их терять. Возможно, когда есть время (когда долгосрочный проект). Исп-ся когда все стороны знают интересы др др, когда стороны готовы слушать др др.

6)Метод сценариев (один из инструментов анализа конф)

Уклонение (избегание, уход). Данная форма поведения выбирается тогда, когда индивид не хочет отстаивать свои права, сотрудничать для выработки решения, воздерживается от высказывания своей позиции, уклоняется от спора.

Этот стиль предполагает тенденцию ухода от ответственности за решения.

Такое поведение возможно, если исход конфликта для индивида не особенно важен, либо, если ситуация слишком сложна и разрешение конфликта потребует много сил у его участников, либо у индивида не хватает власти для решения конфликта в свою пользу.

 

Противоборство, конкуренция характеризуется активной борьбой индивида за свои интересы, применением всех доступных ему средств для достижения поставленных целей: применением власти, принуждения, других средств давления на оппонентов, использованием зависимости других участников от него. Ситуация воспринимается индивидом как крайне значимая для него, как вопрос победы или поражения, что предполагает жесткую позицию по отношению к оппонентам и непримиримый антагонизм к другим участникам конфликта в случае их сопротивления.

 

Уступчивость, приспособление. Действия индивида направлены на сохранение или восстановление благоприятных отношений с оппонентом путем сглаживания разногласий за счет собственных интересов. Данный подход возможен, когда вклад индивида не слишком велик или когда предмет разногласия более существен для оппонента, чем для индивида. Такое поведение в конфликте используется, если ситуация не особенно значима, если важнее сохранить хорошие отношения с оппонентом, чем отстаивать свои собственные интересы, если у индивида мало шансов на победу, мало власти.

Сотрудничество означает, что индивид активно участвует в поиска решения, удовлетворяющего всех участников взаимодействия, но не забывая при этом и свои интересы. Предполагается открытый обмен мнениями, заинтересованность всех участников конфликта в выработке общего решения.

Данная форма требует положительной работы и участия всех сторон. Если у оппонентов есть время, а решение проблемы имеет для всех важное значение, то при таком подходе возможно всестороннее обсуждение вопроса, возникших разногласий и выработка общего решения с соблюдением интересов всех участников.

При компромиссе действия участников направлены на поиски решения за счет взаимных уступок, на выработку промежуточного решения, устраивающего обе стороны, при котором особо никто не выигрывает, но и не теряет. Такой стиль поведения применим при условии, что оппоненты обладают одинаковой властью, имеют взаимоисключающие интересы, у них нет большого резерва времени на поиск лучшего решения, их устраивает промежуточное решение на определенный период времени.

Стили избегания и уступчивости не предполагают активного использования конфронтации при решении конфликта. При противоборстве и сотрудничестве конфронтация является необходимым условием выработки решения. Учитывая, что решение конфликта предполагает устранение причин, его породивших, можно сделать вывод, что только стиль сотрудничества реализует данную задачу полностью. При избегании и уступчивости решение конфликта откладывается, а сам конфликт переводится в скрытую форму. Компромисс может принести лишь частичное разрешение конфликтного взаимодействия, так как остается достаточно большая зона взаимных уступок, а полностью причины не устранены.

В некоторых случаях считается, что конфронтация в разумных, контролируемых пределах более продуктивна с точки зрения решения конфликта, чем сглаживание, избегание и даже компромисс, хотя данного утверждения придерживаются не все специалисты. Вместе с тем встает вопрос о цене победы и что представляет собой поражение для другой стороны. Это крайне сложные вопросы при управлении конфликтами, так как важно, чтобы поражение не явилось базой формирования новых конфликтов и не привело бы к расширению зоны конфликтного взаимодействия.

еще стратегии поведения:

- пассивная конфронтация

- дебаты(спор,маневры)

- схватка(целью становится нанесение урона противнику)

- игра(несерьезный конфликт,который обычно не доходит до разрешения)

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 221.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...