Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Типы запросов клиентов и способы их трансформации.⇐ ПредыдущаяСтр 26 из 26
1. Локус жалобы: – субъектный (на кого жалуется), – объектный (на что жалуется). Врамках субъектного локусаавторы выделяют пять основных видов жалоб (и их комбинаций): а) на ребенка (его поведение, развитие, здоровье...); б) на семейную ситуацию в целом (в семье все «плохо», «все не так»); в) на супруга (его поведение, особенности) и супружеские отношения («нет взаимопонимания, любви, доверия» и т.д.); г) на самого себя (характер, способности, особенности и т.д.); д) на третьих лиц, в том числе на проживающих в семье или вне семьи родителей партнеров, иных близких. В рамках объектного локуса выделяютсяследующие виды жалоб: а) на нарушение психосоматического здоровья или поведения (энурез, страхи, навязчивости); б) на особенности ролевого поведения (несоответствие таковых полу, возрасту, статусу) мужа, жены, детей, тещи, свекрови и т.п.; в) на поведение с точки зрения соответствия психическим нормам (например, нормам умственного развития ребенка); г) на индивидуальные психические особенности (сверхактивность, медлительность, «безволие» и т.п. ребенка; отсутствие эмоциональности, решительности и т.п. супруга); д) на психологическую ситуацию (потеря контакта, близости, понимания); е) на объективные обстоятельства (трудности с жильем, работой, временем, разлука и т.д.). 2. Самодиагноз - это собственное объяснение клиентом природы того или иного нарушения в семейной жизни, основанное на его представлениях о самом себе, о семье и человеческих взаимоотношениях. Часто самодиагноз выражает отношение клиента к расстройству или его предполагаемому носителю. Самые распространенные самодиагнозы: а) «Злая воля» - негативные намерения лица, выступающего причиной нарушений, или (как вариант) указание на непонимание этим лицом каких-либо истин, правил и нежелание понять их; б) «Психическая аномалия» - отнесение лица, о котором идет речь, к психически больным; в) «Органический дефект» - квалификация лица, о котором идет речь, как врожденно неполноценного; г) «Генетическая запрограммированность» - объяснение тех или иных поведенческих проявлений влиянием негативной наследственности (применительно к ребенку, как правило, наследственности со стороны разведенного супруга или супруга, с которым клиент в конфликтных отношениях; применительно к супругу - со стороны родных, инициирующих конфликтные взаимоотношения); д) «Индивидуальное своеобразие» - понимание тех или иных поведенческих особенностей как проявление устойчивых, сложившихся личностных черт (а не конкретных мотивов в ситуации); е) «Собственные неверные действия» - оценка собственного настоящего или прошлого поведения (в т.ч. как воспитателя, супруга); ж) «Собственная личностная недостаточность» - тревожность, неуверенность, пассивность и т.п., и как следствие - неправильное поведение; з) «Влияние третьих лиц», актуальное и имевшее место в прошлом: родители, супруг, прародители, учителя; и) «Неблагоприятная ситуация» для себя или супруга: развод, школьный конфликт, испуг, перегрузка, болезнь и пр.; к) «Направление или рекомендующее лицо» («Меня к Вам направили...» и далее называется официальный орган, директор школы или иной руководитель). 3. Проблема - это указание на то, что клиент хотел бы, но не может изменить. Наиболее распространенные проблемы клиентов: 1) Неуверен, хочу быть уверенным (в решении, оценке и т.д.). 2) Не умею, хочу научиться (влиять, внушать, гасить конфликты, заставлять, терпеть и т.п.). 3) Не понимаю, хочу понять (ребенка, его поведение; супруга, его родителей и т.д.). 4) Не знаю, что делать, хочу знать (прощать, наказывать, лечить, уйти и т.п.) 5) Не имею, хочу иметь (волю, мужество, терпение, способности и т.п.). 6) Знаю как надо, но не могу сделать, нужны дополнительные стимулы. 7) Не справляюсь сам, хочу изменить ситуацию. Кроме того, возможны и глобальные формулировки: «Все плохо, что делать, как жить дальше?»
49. Арт-терапия как метод основана на применении изобразительного искусства и творчества для помощи клиенту. Она может быть применена с целью диагностики, терапии, коррекции и реабилитации. Арт-терапию можно использовать как самостоятельный метод, однако чаще ее используют в дополнении к другим подходам. Творческое самовыражение оказывается эффективным как в работе со взрослыми, так и с детьми. В процессе работы клиент опосредованно, в символической форме выражает актуальные для него переживания, которые ему тяжело обозначить словами. Арт-терапия ставит перед собой цель способствовать гармоничному развитию личности через самовыражение и самопознание. Техники арт-терапии: Рисование, Лепка, Музыка, Моделирование, Литература, Резьба по дереву и камню, Пение Танцы, Работа с песком, Арт-терапия успешно применяется при любых проблемах и расстройствах, например, таких, как: Депрессивные состояния, Неврозы, Стресс, эмоциональная нестабильность, Проблемы адаптации, Страхи, повышенная тревожность, Низкая самооценка, Различные психические травмы (утрата, насилие), Соматические заболевания (как вспомогательная помощь).
50.Сказкотерапия – это метод, использующий форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. К сказкам обращались в своем творчестве известные и зарубежные и отечественные психологи: Э.Фромм, Э.Берн, Э.Гарднер, Вачков И.В., М. Осорина, Е.Лисина, Т. Зинкевич-Евстигнеева и другие [6]. Сказкотерапия - означает «лечение сказкой». Как пишет Вачков И.В. [1], сказку используют и врачи, и психологи, и педагоги, и каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи. Вовремя рассказанная сказка для ребенка значит столько же, сколько психологическая консультация для взрослого. Отличие только в том, что от ребенка не требуют вслух делать выводы и анализировать, что с ним происходит: работа идет на внутреннем, подсознательном уровне [10]. В понимании Т.Д.Зинкевич-Евстигнеевой, сказкотерапия – это не просто направление психотерапии, а синтез многих достижений психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур [7]. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева пишет: «На семинарах по сказкотерапии нам часто задают вопросы о том, как работать с конкретными проблемами: страхами, энурезом, тиками, агрессивностью и т.д. Часто мы отвечаем старой психологической поговоркой: «Не покупайтесь на симптом, работайте с причиной». Ткач Р.М. [9] в своей книге «Сказкотерапия детских проблем» структурирует сказки по отдельно взятым детским проблемам: 1.Сказки для детей, которые испытывают страхи темноты, страх пред медицинским кабинетом и другие страхи. 2. Сказки для гиперактивных детей. 3. Сказки для агрессивных детей. 4.Сказки для детей, страдающие расстройством поведения с физическими проявлениями: проблемы с едой; проблемы с мочевым пузырем и т.д. 6. Сказки для детей в случае потерь значимых людей или любимых животных
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 384. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |