Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Основные этапы телефонного консультирования
Выделяются следующие этапы ведения терапевтической беседы по телефону: • начальный этап, предполагающий установление контакта с клиентом через демонстрацию эмоционального принятия, предоставление возможности выговориться и быть выслушанным. Этот этап может занимать большую часть времени, так как многие клиенты телефона доверия хотят просто с кем-нибудь поделиться своим состоянием, проблемой, ситуацией; • второй этап, предполагающий: * интеллектуальное овладение ситуацией консультантом, то есть формирование у него понимания проблемы клиента, состоящее: - из структурирования консультантом ситуации или проблемы клиента; - раскрытия связи конкретной ситуации и проблемы клиента с его жизненным стилем, прошлым опытом, * снятие остроты проблемной ситуации с помощью использования следующих терапевтических приемов и средств: - терапия успехами и достижениями; - поиск ресурсов внутри личности; - переформулировка проблемы; - методы рационально-эмотивной терапии; • третий этап, предполагающий совместное с клиентом планирование действий, необходимых для преодоления возникшей критической ситуации; • четвертый этап, ориентированный на активную психологическую поддержку клиента и формирование у него уверенности в себе и в выполнении намеченных действий. 4. Выделяются следующие параметры психологического анализа деятельности консультанта телефона доверия: • сенсорная деятельность консультанта телефона доверия состоит в том, что ведущим является слуховой анализатор, через который консультант может: - слышать речь абонента, то есть обращать внимание на темп, громкость речи, тембр голоса, особенности лексики, характерные выражения и речевые обороты; - "слушать" абонента, то есть отслеживать его невербальные сигналы: дыхание, паузы, дрожь в голосе, кашель, смех, плачь, смены интонации; - улавливать фон, на котором звучит голос абонента: шум улицы, голоса других людей, бытовые звуки, эфирные помехи и пр.); ограниченность восприятия консультанта, так как в работе не участвуют никакие другие анализаторы; • мышление телефонного консультанта имеет следующие профессиональные особенности: - ориентировано на быстрое оценивание ситуации, принятие адекватного решения и реализацию этого решения в конкретных действиях, в данном случае в речи; - имеет развитое творческое начало, так как консультант использует множество различных приемов, и результативность его работы может зависеть от того, насколько разнообразен его личный "репертуар действий" и насколько хорошо он им владеет; • моторная деятельность имеет следующие профессиональные особенности: - отсутствие двигательной активности, в связи с этим могут развиться различные профессиональные заболевания, такие, как гиподинамия и гипокинезия; - сильная нагрузка на речевой аппарат, который в данном случае выступает единственным инструментом работы консультанта; • внимание имеет следующие отличительные черты: - быстрое распределение, переключение и высокая концентрация; - объектами внимания являются состояния, мысли, чувства собеседника и свои собственные, разнообразные вербальные и невербальные сообщения обоих, сигналы обратной связи; • память, для которой характерны: - высокий уровень развития слуховой оперативной памяти, предполагающий наличие способности к запоминанию, сохранению и воспроизведению большого количества информации на время текущей консультации; - хорошо развитая словесно-логическая память, то есть память на мысли, понятия, словесные формулировки; хорошая эмоциональная память, то есть запоминание пережитых чувств и эмоций; • эмоционально-волевая сфера имеет следующие профессиональные особенности: - высокий уровень эмоционального самоконтроля, исключающий или сводящий до минимума влияние на работу "настроения сегодняшнего дня"; - необходимость овладения специальными техниками, позволяющими справляться со своим настроением и не переносить его на абонента; - умение обеспечивать свое эмоциональное присутствие в ситуации консультирования без эмоциональной вовлеченности в ситуацию и эмоциональная устойчивость; • профессиональная среда, в которой проходит телефонное консультирование, имеет следующие особенности: - бытовой характер микроклиматических условий и расположения рабочего места, которое обычно расположено в небольшой комнате в какой-либо организации, например в психологическом центре; - сменный режим работы, продолжительность смены зависит от режима работы конкретного телефона доверия и составляет обычно не менее 4—6 часов. Многие службы телефона доверия ориентированы на работу в ночную смену; - неравномерность и непланируемость нагрузки в течение рабочего времени. 5. Требования, предъявляемые к профессиональным и личностным качествам консультанта телефона доверия, такие же, как и у психолога, так как оба они придерживаются одних и тех же принципов консультативной работы. Выделяются следующие необходимые для успешной работы качества личности консультанта телефона доверия: • познавательная сфера должна включать в себя следующие способности и качества мышления, восприятия, внимания, речи: - четкую грамотную речь, хорошо поставленный голос, знание точного выражения словесных значений; - высокий уровень интеллектуальных способностей, способность комбинировать подвижность и непостоянство мышления, понимания отношений, обстоятельность мышления; - высокую способность к запоминанию, сохранению в условиях помех и логическому, осмысленному воспроизведению; - хорошую сосредоточенность внимания; - хорошо развитый слух, воспринимающий звуковые колебания; - преобладающий аудиальный тип репрезентативной системы; • психофизиологические качества личности должны быть хорошо развиты, и важнейшими из них являются: - высокая способность к адаптации, приспособлению к окружающим условиям: замкнутому пространству, одиночеству, различным психическим и физическим реакциям на стрессовые ситуации; - высокая толерантность (терпение), то есть отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию; - эмоциональная устойчивость, то есть минимальное эмоциональное реагирование, на различные стимулы; • социальные личностные качества консультанта включают в себя: - ярко выраженный интерес к людям, доброжелательность, альтруизм; - доступность, открытость (общительность), дипломатичность, гибкость; - умение оказывать психологическое воздействие на окружающих; - конгруэнтность, самоконтроль. 6. Проблема эффективности телефонного консультирования представляет собой спектр задач, направленных на выяснение причин и условий, а также оценку эффективности работы телефонного консультанта. Выделяются следующие условия успешности процесса телефонного консультирования: • консультант должен испытывать внутреннюю заинтересованность, теплоту и принятие абонента; • консультант должен сделать так, чтобы абонент почувствовал его заинтересованное и принимающее отношение, вследствие чего он сам начинает принимать себя, переживает чувство собственной ценности; • консультант должен иметь высокий уровень профессионализма телефонного консультанта, предполагающий наличие у него требуемых для данного вида консультирования знаний, способностей и качеств личности; • должны быть обеспечены приемлемые внешние условия консультирования, предполагающие: - хорошее качество связи; - удобные средства работы консультанта. Оценка эффективности беседы ограничена рамками самой беседы. Выделяются следующие ограничения в психологической беседе по телефону. • невозможность проведения полной диагностики; • трудности в отслеживании изменений состояния клиента на протяжении достаточно длительного времени от его исходного уровня, то есть эмоционального состояния клиента в начале консультации до конечного уровня, когда консультация уже завершена, включающего в себя: - эмоциональное состояние клиента; - степень осознавания им своей проблемы; - возможность планирования и оценки действий, способных потенциально привести к выходу из создавшейся ситуации, проблемы, личностного кризиса; - уровня адаптации в целом. Оценка эффективности деятельности консультанта телефона доверия может осуществляться следующими способами: • через использование объективных средств контроля, включающих: - непосредственное прослушивание на параллельной линии; - прослушивание и анализ магнитофонных записей (метод экспертных оценок); - мониторинг, • супервизию, цель которой — улучшение личных качеств консультанта, а также качества работы службы, для того чтобы абонент смог получить лучшую помощь. Супервизия может осуществляться следующими способами: - дисциплинированной самооценкой; - наблюдением за работой консультанта эксперта-супервизора; - наблюдением и оценкой работы групповым лидером в случае - использования групповой формы супервизии.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 645. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |