Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Консультативная работа с созависимыми клиентами
При консультировании созависимого клиента консультант имеет дело с человеком, который считает, что его проблемы — следствие разрушительного поведения другого, а поэтому видит цель работы в изменении партнера, кого- то из детей или даже родителей. Чаще всего обратившийся не подозревает, что является созависимым и сам нуждается в психотерапии. Соответственно, он редко берет на себя ответственность за участие в проблеме и прилагает активные усилия для ее разрешения. Оказавшись в трудной ситуации «запроса по изменению другого», консультант не может «заставить» такого клиента пройти полный курс семейной или хотя бы индивидуальной психотерапии, хотя и должен использовать любую возможность подробно объяснить клиенту, почему это необходимо. Но точно так же он не может согласиться менять «другого». Одни чувствуют себя беспомощными жертвами и передают ответственность за изменение ситуации «проблемному» члену семьи, а затем психологу, ожидая, что: «проблемный» член семьи «сам все поймет и исправится» (психолог необходим для получения сочувствия и внимания); психолог окажет воздействие на «проблемного близкого» в нужном направлении. Другие чувствуют себя всемогущими и берут на себя ответственность за судьбы близких, но именно за изменение ситуации и свое благополучие предлагают отвечать вначале «проблемному» члену семьи, а затем психологу. «Заказчик» — это человек, который заказывает консультанту изменение другого человека в нужном направлении и не видит своей роли в происхождении проблемы. Он считает, что необходимо изменить другого человека так, чтобы его («заказчика») это устраиваю. Почти всегда такой человек стремится переложить на психолога ответственность за решение проблемы. Консультант может прямо сказать клиенту, что его запрос невыполним. И это вполне приемлемый способ для того, чтобы исключить «зависание» и приостановить деструктивные попытки изменить другого. Но опыт показывает, что ничего, кроме разочарования и усилившегося отчаяния созависимого, такой ответ не дает. Поэтому конструктивнее предложить сначала исследовать ситуацию, чтобы затем сообща поискать возможности достижения целей. Тут консультант может применять следующий алгоритм работы. Перевести «заказчика» в «клиенты». Необходимо выяснить, что хочет получить обратившийся в результате влияния на своего близкого. При ответе на этот вопрос полезно остановиться на том, уверен ли клиент, что ожидаемый результат действительно достижим именно с помощью его влияния на «проблемного» партнера или члена семьи (для краткости тут мы будем обозначать его аббревиатурой ПП). Лучше всего постараться убедить его в том, что никто не меняется по чужой воле. Но именно по той же причине у консультанта это может не получиться. 39.Проблемы психологического консультирования пожилых и старых людей. В отечественной возрастной психологии, как подчеркивает А.Г. Лидерс, отсутствует общепризнанное определение и понимание ведущей деятельности позднего (пожилого) возраста и определение основных личностных новообразований этого возраста (Краснова О.В., Лидерс А.Г. Социальная психология старости. – М., 2002). Поэтому, несмотря на вариативность так называемых «здоровых типов старости», в каждом из которых основным содержанием жизнедеятельности пожилого человека становится разная, на первый взгляд, деятельность (общественная работа, деятельность внутри семьи, художественная самодеятельность, путешествия и пр.), ведущей для пожилого возраста является особая внутренняя деятельность, направленная на принятие своего жизненного пути. Начать процесс консультирования можно, предложив клиентам несколько диагностических методик, которые, с одной стороны, позволят получить сведения о жизни испытуемых, с другой - позволят установить контакт. Для этого удобно использовать методику "автопортрета" П. Ржичана и шкалу самооценки Ч. Д. Спилбергера, Ю. Л. Ханина. Процесс самой консультативной беседы заключается в следующем. Первое, что необходимо сделать - это по возможности повысить общий фон настроения человека. Понижение настроения - достаточно распространенное явление в старости. Для этого можно предложить пожилому человеку принести альбом своих фотографий. Как известно, у пожилых людей наблюдается особая позитивная окрашенность воспоминаний прошлого. Поэтому рассматривание фотографий, рассказы о событиях, запечатленных на фотографиях, не только поднимут настроение, но и позволят консультанту довольно быстро установить контакт. Кроме того, при правильно расставленных акцентах консультант может подвести человека к осознанию значимости прожитого, важности сделанного, ценности достигнутого. Иногда пожилой человек может и поплакать над фотографиями близких, ушедших из жизни, но, как известно, слезы - это уже проявление сильного чувства. Но в целом, как показывает практика, так называемая альбомная терапия приносит положительный эффект.
40. Применение метафор в психологическом консультировании по различным вопросам. 1. Под метафорой в психологическом консультировании понимается способ метафорической репрезентации (выражения) проблемы, опыта, личности самого клиента с целью их терапевтической проработки. Под терапией с помощью метафор понимается использование терапевтической истории, которая может быть составлена как консультантом, так и клиентом или стать результатом их совместного творчества и при этом обладающей важным качеством: в этой истории содержатся советы или по учительные сообщения о способах решения какой-то специфической проблемы. Метафора имеет следующие характеристики: • представляет собой иносказательный вариант презентации психологических затруднений и способов их разрешения; • рассматривается как способ решения психологической проблемы через термины, принадлежащие другой области; • используется и как разовый терапевтический прием, и как устойчивый образ, сопровождающий весь процесс психотерапии; • ориентирована в первую очередь на бессознательное клиента; • связана с механизмами идентификации и ассоциации, когда клиент идентифицирует себя с героем метафоры, и ситуация, рассказанная в метафоре, имеет ассоциативную связь с реальной проблемой или затруднением клиента, то есть с его опытом; • может успешно использоваться как в работе со взрослыми клиентами, так и в коррекционной работе с детьми, причем в последнем случае применение специальных детских психотерапевтических сказок может существенно повысить эффективность коррекционного воздействия, так как у детей гораздо лучше развито воображение и они очень восприимчивы к такого рода воздействию; • отличается по следующим видовым признакам: - уже существующая история (сказка, новелла, притча, созданная в культуре), которая имеет ряд сходных признаков с проблемой клиента; - созданная конкретно для этого клиента исходя из специфики его проблематики и жизненной ситуации. 2. Выделяются следующие функции метафоры: - снижает влияние привычной предметной определенности мира, его причинно-следственной взаимосвязи; - снимает привычные внешние ограничения, которые каким-то образом могли влиять на восприятие и мышление клиента; расширяет восприятие клиентом своих затруднений, так как, имея ряд сходств с предъявляемой проблемой, демонстрирует клиенту относительность страдания и снижает значимость привычных паттернов долженствования; - снимает запрет на выражение клиентом агрессивных, негативных чувств, блокированных ранее чувством вины, тревожностью и т. п., так как позволяет сделать это в метафорической форме; - имеет диагностическую функцию: часто клиент сам использует метафору, образ или какое-либо метафорическое сравнение, чтобы выразить беспокоящее его переживание, ситуацию, проблему и т. п., и консультанту в этом случае необходимо уточнить и понять значение этого образа; - метафора выступает как средство изменения идей и убеждений клиента и способ воздействия на его поведение. 3. В психологическом консультировании метафоры могут использоваться в различных целях. Существует следующая классификация видов метафор: • ресурсные; • встроенные; • поведения; • эмоциональные; • эриксоновский транс. Ресурсные метафоры представляют собой такие образы внутри или вне сознания клиента, которые помогают создать ресурсность его личности, способствующую как решению какой-то конкретной проблемы или конфликта, так и усилению личности в целом. Формирование ресурсной метафоры предполагает: • знание консультантом индивидуального позитивного (ресурсного) опыта клиента, так как метафора формируется именно на прошлом личном опыте клиента; • обращение к детству клиента и ресурсным воспоминаниям из детства (это может быть игра в песок на море и т. п.); • использование для построения метафоры ведущих модальностей клиента; • если ресурсная метафора ориентирована на расширение сознания клиента и увеличение способов его восприятия мира, то консультант может использовать все три модальности и строить визуальные, аудиальные и кинестетические образы; • создание атмосферы безопасности, которая позволила бы клиенту расслабиться и насладиться образами; • подведение клиента к легкому трансу, предполагающему релаксацию, расслабление и успокоение, используя следующие приемы: • владение своим голосом, его тембром, спокойствие, небыстрая речь, отсутствие резких интонаций и т. п.; • использование специальных речевых конструкций; • использование специальной релаксационной музыки; • удобное кресло или кушетка для клиента; • работа с дыханием клиента. Встроенные метафоры предполагают внесение ресурсности внутри консультационного диалога и помогают расширению взгляда клиента на его проблему. Суть встроенных метафор заключается в том, что консультант, с помощью внесения какого-либо образа, рассказа, притчи или истории помогает клиенту увидеть и другие — позитивные — стороны своей проблемы или понять истинную причину затруднения и найти решение. Формирование встроенной метафоры предполагает: • максимально точное соответствие метафоры (сказки, истории, притчи и т. п.) проблематике клиента, иначе цель — расширение взгляда на проблему — не будет достигнута; • более простые способы внедрения метафоры, не предполагающие введения клиента в состояние легкого транса; • построение метафоры в атмосфере безопасности и доверия со стороны клиента. Метафоры поведения представляют собой "рецепты" решения проблемы или конфликта на "примере других", когда консультант в форме сказки или притчи рассказывает о том, как похожая на проблему клиента ситуация была успешно разрешена. Построение метафоры поведения имеет следующие правила: • история, которую рассказывает консультант, должна полностью соответствовать индивидуальным особенностям клиента: черты личности героя, специфика проблемной ситуации и сопутствующие ей явления, поведение героя и т. п. должны совпадать с соответствующими особенностями клиента; • подчеркивать связь между событиями в истории и реальностью клиента необходимо очень тонко, не нарушая представлений клиента о себе как об уникальном феномене, имеющем уникальные особенности и проблемы. Можно использовать фразы типа: "Возможно, ваша ситуация несколько отличается от рассказанного мною, но..."; • запрещено давать открытые, прямые советы, облекая их в форму типа "Один мой друг (клиент) решил эту проблему вот так, и у него все получилось, поэтому вам следует попробовать", а необходимо в первую очередь создать у клиента положительную мотивацию для решения проблемы. Эмоциональны метафоры представляют собой описание физиологического и эмоционального состояния героя в момент переживаний и помогают клиенту понять свои чувства и эмоции. Существуют следующие правила при построении эмоциональной метафоры: • вначале описываются негативные состояния и ощущения героя, возникшие при каком-либо переживании или в результате какой-либо ситуации, то есть что он чувствовал, что видел, ощущал и слышал в этот момент; • далее происходит переход в описании от негативных состояний к позитивным, также через подробный рассказ обо всех трех модальностях, и закрепление позитивных ощущений в конце рассказа; • усиление метафоры может достигаться через описание природных явлений в соответствии с тем же принципом перехода от негативных к позитивным явлениям. 4. Метафора при правильном ее построении и использовании может стать очень мощным средством психотерапевтического воздействия, так как она ориентирована на бессознательные слои личности клиента. В то же время неумелое и неправильное использование этого приема может привести к негативным результатам консультирования и утрате доверия клиента к консультанту. Существуют следующие правила построения метафор: • консультанту, чтобы найти или создать наиболее эффективную метафору, необходимо понять картину мира клиента, определить, как клиент видит, слышит и ощущает окружающий мир, то есть понять специфику работы его модальностей, какие способы реагирования он использует и т. п.; • консультант при подборе материала для построения метафоры должен быть уверен в ресурсности этого материала для данного конкретного клиента, так как для разных людей одно и то же явление может нести противоположные эмоции. Например, у одного клиента могут быть связаны с водой положительные, ресурсные воспоминания, а у другого — отрицательные и травмирующие, так как этот клиент мог оказаться в ситуации переживания смерти себя или близкого человека, которая была связана с водой (море, озеро, река); • для построения метафоры любого характера (ресурсная, поведенческая, эмоциональная и т. п.) консультант может использовать различные сказки, притчи, истории, новеллы, мифы и т. п., ориентируясь при этом на мировую культуру и литературу, а также используя опыт психотерапии в этой области, в русле которой создано множество психотерапевтических сказок и притч. При построении метафоры консультант должен следовать определенной схеме, включающей в себя следующие шаги: • этап анализа запроса клиента; • этап выбора персонажей, имеющих проблемную ситуацию, схожую с проблематикой клиента, и вступающих в аналогичные реальным взаимодействия; • этап кульминации действия, когда проигрывается конфликтная составляющая реальной ситуации и подчеркивается безвыходность последней; • заключительный этап, в котором формируется выход из проблемной ситуации, что должно нацелить клиента на решение своей реальной проблемы. Заключительный этап должен соответствовать следующим требованиям: • выход из сложившейся проблемной ситуации в метафоре должен быть похожим на то поведение, которое демонстрирует клиент в других ситуациях, то есть должен соблюдаться принцип невнесения советов и веры в то, что клиент сам знает решение; • рекомендации, выраженные в метафорической форме, должны иметь очень обобщенный характер, чтобы клиент мог воспользоваться своим уникальным опытом и средствами в решении проблемной ситуации; • выход из проблемной ситуации, описанный в метафоре, в большей степени должен побуждать клиента к решению проблемы через формирование оптимистического взгляда на сложившуюся ситуацию и видение ее возможного позитивного исхода, чем предлагать какой-то конкретный способ решения.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 438. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |