Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Анализ деятельности СМИ двух различных форм собственности по характеру дифференциации.




ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ - по законодательству РФ имущество может находится в частной, государственной, муниципальной собственности, а также всобственности общественных объединений (организаций). Установление государством в какой бы то ни было форме ограничений или преимуществ в осу ществлении права собственности в зависимости от нахождения имущества в частной, государственной, муниципальной собственности, в собственности общественных объединений (организаций) - не допускается.

7.1. Понятие духовного производства как основная категория журналистской деятельности. Формы духовного производства.Духовное производство - деятельность общества по производству, сохранению, обмену, распределению и потреблению идей, представлений, идеалов, научных знаний и других духовных ценностей. В сфере распределения и освоения духовных ценностей духовное производство охватывает образование, нравственное и эстетическое воспитание и другие формы приобщения к духовной культуре. Типы поддержания обществом духовного производства - по Б.С.Ерасову - типология поддержания духовного производства и художественной культуры на протяжении развития общества: -1- государственный; -2- церковный; -3- меценатский (патронажный); -4- ремесленный; -5- коммерческий; -6- самообеспечение культуры через самостоятельные институты.Культурные организации и учреждения - -1- социальные институты, осуществляющие духовное производство: издательства, кино- и телестудии, профессиональные и любительские организации, творческие коллективы и т.д.; -2- театрально-зрелищные учреждения культуры; -3- организации и учреждения, регулирующие, планирующие и осуществляющие руководство культурным процессом: министерства, комитеты, творческие союзы, учебные и научно-исследовательские учреждения и т.д.; -4- научная и художественная критика, формирующая духовные потребности общества, а также эстетический вкус потребителей культуры.Журналистика как общественный феномен определяет и особый тип духовного производства - производство массовой информации, социальных смыслов. Основными участниками этого производства выступают журналисты и журналистские сообщества, которые осуществляют творческо-преобразовательную и массово-информационную деятельность. Продуктом этой деятельности может быть массовая информация, журналистские произведения и т. п. Потребителями этой продукции выступает - массовая аудитория. Журналистика как вид духовного производства определяет различные разновидности творческо-преобразонательной деятельности людей: любительская деятельность (внештатные сотрудники редакции), профессиональная деятельность журналистов (авторская, редакторская, организаторская); публицистическая, ориентированная на рациональное и эмоциональное освоение действительности.Журналистика как социальный институт, или целостный комплекс средств массовой информации (газеты, журналы, радио, телевидение, рекламные и информационные агентства, сеть Интернет), собирающих, обрабатывающих и распространяющих публицистическую информацию в рамках действующих в обществе законов, занимает особое место в системе социального воспроизводства. Журналистика относится к тому его сектору, который занимается непрерывной выработкой общественного, группового и индивидуального сознания и называется «духовным производством». Журналистика, наряду с наукой (этикой), вычленяет нравственность из сознания и действий реальных живых людей, систематизирует и классифицирует непрерывно образующиеся и распадающиеся «молекулы» общественной, групповой и индивидуальной морали в соответствии с этическими ранжирами; в этом смысле она является мобильным производителем, а также интерпретатором нравственности как исторически меняющихся форм общественной связи между людьми. Отправление журналистикой важнейшей инструментально-экспертной функции по отношению к нравственной синергетике, постоянная необходимость аналитически разбирать факты, события, явления действительности по принципу «что такое хорошо и что такое плохо» постоянно ставит самого журналиста в ситуацию морального выбора; на всех стадиях профессионального творчества (выбор темы, сбор и обработка материала, литературное оформление) журналисту приходится соотносить свои действия с образцами высокой морали. Вся публицистика как проблемно-тематический наполнитель журналистики, за исключением хроникальной информации, пронизывается токами императивной нравственности, способной принуждать гражданина, чиновника, политика - не силой власти, а силой примера - поступать с учетом норм и правил социально разумного поведения. В идеальном смысле журналистика (вместе с публицистикой), запускающая в обществе массово-информационный процесс и поддерживающая его в заданном режиме, является «движущейся этикой» (на эмпирическом, моментальном, фрагментарном уровне гуманитарного знания), которая выполняет своеобразную «разведывательную» роль для науки; нравственные основы журналистской деятельности в современных отечественных теориях прессы (в отличие от западных аналогов) считаются определяющими. Массово-информационный процесс, экстенсивно и интенсивно воспроизводящий (корректирующий) моральный климат в стране (регионе), осуществляет взаимодействие воли общества с волей индивида (журналиста); это взаимодействие может быть не только согласительно-партнерским, но и конфликтно-противоборствующим - по этой причине важная роль в развязке спорных «узлов» отводится журналистской этике. Журналистика, как и любой общественно необходимый род деятельности, обладает базовым профессионально-этическим комплексом, без которого она просто не существует как профессия; в этой связи для общества, особенно в переходный период его развития, крайне необходим постоянный профессионально-этический мониторинг масс-медийной ситуации в стране и дальнейших ее перспектив. Профессиональная этика журналиста аккумулирует два деятельностных аспекта: а) поведенческий (инструментальный), связанный с технологической стадией творческого процесса - сбором и обработкой фактического материала и характером используемых для этой цели приемов и способов; б) вербальный (содержательный), связанный с собственно творческой стадией названного процесса - литературным оформлением собранного и обработанного фактического материала и характером используемых для этой цели понятий и образов, а также лексических, стилистических и композиционных средств.       Поведенческий и вербальный аспекты деятельности могут быть, в зависимости от выбора журналистом приемов и способов действий, позитивно-моральными (нравственными) и негативно-моральными (безнравственными); позитивно-моральный выбор на поведенческом уровне логично сопровождается позитивно-моральным выбором на вербальном уровне, что приводит, в конечном счете, к позитивно-моральному содержанию публикации (и наоборот). Непосредственная взаимосвязь между снижением уровня общественной морали в переходном социуме и переизбытком переступающих нравственные границы публикаций в прессе объясняется: * - во-первых, низким уровнем информационной культуры потребителей медиа-сферы, всеядность и неразборчивость которых позволяет преуспевать в рыночных условиях низкопробной публицистике, поставляемой низкосортной журналистикой; * - во-вторых, значительным ослаблением контрольных систем и защитных механизмов общества и государства, способных законным путем управлять (регулировать) массово-информацион-ным процессом в Центре и на Периферии с целью непрерывной санации медиа-сферы от вредных для сознания и поведения граждан явлений.Обязанность устранения названных причин, следствием которых часто становятся нравственно-регрессивные явления, в одинаковой степени возлагается на управленческие органы и общественные институты. В случае игнорирования ими указанной выше обязанности, как это происходит в сегодняшней российской действительности, бесконтрольная медиа-сфера в большом количестве поставляет в общественную жизнь в качестве дезорганизующих ее актов самые различные нарушения правового и этического характера.

Понятие духовноего производства как осн.категория жур-ой деят.формы дух.производства.

Духовное производство-деят-ть общества по производству,сохранению,обмену,распределению и потреблению идей,представлений,идеалов, научных знаний и др.дух.цен. В сфере распред и освоения дух.цен.дух.производство охватывает образование, нравственное и эстетич волспитание и др.фрмы приобщ.к дух.культуре. типология поддержания дух.производства и худ-ой культуры:1)госуд-й,2)церковный.3)меценатский.4)ремеслянные,5)коммерческий,6)самообеспечение культуры через самостоятельные институты.

Культурные организации и учреждения-1)соц.институты,осущ-е духовное производство:издательства.кино- и телестудии,профессинальные и любительские организации,творческие коллективы.2)театрально-зрелищные учреждения культуры.3)организации и учреждения,регулирующие,планирующие и осущ. Руководство культурным процессом:минстерства.комитеты,творческие союзы. Учебные и научно-исследовательские учреждения.4)научная и худ критика,формирующая духовные потребности об-ва,также эстетический вкус потребителей культ-ы.
Духовное производство и духовное потребление.
Под духовным производством обычно понимается производство сознания в особой общественной форме, осуществляемое специализированными группами людей, которые профессионально заняты квалифицированным умственным трудом. Продуктом духовного производства являются идеи, теории, понятия, законы, духовные ценности, а также сами индивиды и складывающиеся между ними общественные связи. Отличительная особенность духовного производства состоит в том, что его продуктом являются идеальные образования, которые не могут быть отчуждены от их непосредственного производителя. Ученые выделяют три вида духовного производства: 1) наука; 2) искусство; 3) религия.

 Некоторые философы склонны добавлять к ним еще и мораль, политику и право. Однако мораль создается самим обществом, а не изобретается профессионалами, а общественные связи, возникающие между индивидами в результате политической и правовой деятельности отдельных членов общества, вряд ли могут быть названы духовными. Однако этот вопрос до сих пор остается дискуссионным.
Важнейшим видом духовного производства является наука. Наукой принято называть теоретически систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны в абстрактно-логической форме и основанные на данных научных исследований.
На начальных этапах своего существования наука не оказывала сколько-нибудь заметного влияния на развитие общества. Однако с течением времени положение изменилось. Примерно с XIX в. наука начинает играть заметную роль, опережая развитие материального производства, которое в свою очередь изменяется в соответствии с логикой развития науки. Наука становится особым видом духовного производства, продукция которого предопределяет появление новых отраслей материального производства (химии, радиотехники, ракетостроения, электроники, атомной промышленности и т. д.). Огромную роль приобретают так называемые научные модели общественного развития, с помощью которых общество получает возможность, не прибегая к таким методам познания, как эксперимент, определять цели и направление своего развития. Другим важнейшим видом духовного производства является искусство. Искусство есть специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, которая представляет собой отражение окружающей действительности в художественных образах. Создавая художественные образы, которые с известной долей условности могут быть приравнены к научным моделям, экспериментируя с ними при помощи собственного воображения, люди могут лучше познать себя и мир, в котором они живут. При помощи искусства художники, писатели, скульпторы воспроизводят часто скрытые, незаметные, однако весьма существенные стороны окружающей действительности.
Что же касается религии как вида духовного производства, то создаваемые с ее помощью теории и идеи играли большую роль в развитии общества прежде всего на ранних, донаучных этапах его развития, формируя у людей абстрактное мышление, способность вычленять общее и особенное в окружающем мире. Однако возникающие в рамках религиозных воззрений духовные ценности и складывающиеся на их основе общественные связи играют важную роль в жизни многих обществ и отдельных индивидов.
Духовное потребление представляет собой удовлетворение духовных потребностей человека: познавательной, эстетической потребности в обмене идеалами и ценностями.
Основным свойством духовного потребления, отличающим его от материального, является его всеобщий характер. В отличие от материальных ценностей, размер которых ограничен, ценности духовные не уменьшаются пропорционально количеству людей, ими овладевающими, и потому они доступны всем, являются достоянием всего человечества.

7.2. Структура журналистики как системы СМИ.1.Журналистика как система и ее элементы. Понятия. Структура. Системные характеристики современной прессы.
Термин «журналистика» произошел от французского слова «journal», что в переводе означает “дневник”. Этот термин имеет ряд синонимов более узких по смыслу. Мы говорим «средства массовой информации» или, на западный манер — «mass media», когда подразумеваем совокупность печатных изданий, телевизионных каналов, радиостанций.
Журналистика — общественная деятельность по сбору, обработке, интерпретации и распространению массовой информации.
В систему журналистики вовлечены разнообразные элементы:
1. Учредитель, в качестве которого могут выступать государственные и общественные организации, группы граждан, отдельные лица..
2. Руководящие органы — государственные институты, которые в соответствии с конституционными нормами правомочны принимать, изменять и отменять законы, регламентирующие деятельность СМИ, контролировать их выполнение, заниматься вопросами лицензирования органов СМИ. Это Президент, Государственная Дума, Министерство культуры и массовой коммуникации, Федеральная комиссия по телерадиовещанию.
3. Журналисты
4. Тексты — произведения журналистов, сообщения агентств, рекламные и другие информационные материалы, обнародованные в СМИ. Понятие текст может обозначать не только публикацию в прессе, но и теле-, радиопередачу.
5. Каналы используемые журналистами для передачи текстов их адресатам — печать, телевидение, радио и недавно примкнувший к ним интернет.
6. Массовая аудитория — та часть общества, на которую ориентировано то или иное издание или программа
7. Социальные институты — государственные и хозяйственные органы, различные партии, союзы, деятельность которых обсуждается в СМИ с целью повлиять на принимаемые ими решения.
8. И, наконец, сама действительность, которая выступает, как источником журналистики, так и конечным объектом ее воздействия.
Журналистика – явление однозначное, но многоаспектное. Под журналистикой мы понимаем и систему средств массовой информации, и социальный институт, и систему видов деятельности, и совокупность профессий, и систему произведений.
Журналистика как система средств массовой информации представляет собой чрезвычайно разветвленную структуру. Каждый из каналов передачи информации СМИ — печать, радио, телевидение — включает большое количество разнообразных типов — изданий, радиостанций, телекомпаний. Их классификация ведется по таким признакам, как территориальная принадлежность, форма собственности, предметно-тематическая и аудиторная направленность.
Журналистика как социальный институт включает в себя собственно журналистские учреждения: газетные и журнальные редакции, теле- и радиокомпании, информационные агентства, пресс-центры, а так же обслуживающие их предприятия: службы связи, полиграфические комбинаты, распространители, образовательные центры.
В систему журналистских видов деятельности входят: творческая деятельность (труд журналистов по созданию текстов), организаторская деятельность (создание коллективов редакций и руководство ими, проведение научных исследований, подготовка кадров), пропагандистская деятельность (стремление выработать у массовой аудитории определенную идеологическую модель).
Журналистика как совокупность профессий представлена набором сугубо журналистских специализаций (репортер, обозреватель, комментатор, рецензент, очеркист, фельетонист). В то же время, современные СМИ во многом зависят от специалистов в области менеджмента, рекламы, юриспруденции, программирования, инженерно-технического обеспечения.
Журналистика как система произведений включает в себя не только опубликованные тексты, но и внутриредакционные материалы (сценарные и режиссерские планы, сетки вещания, обзоры писем), а также обращения в различные социальные институты (запросы информации и разъяснений, просьбы об аккредитации и т.п.).
Суть ее деятельности — оценка актуального и внедрение этой оценки в массовое сознание. Отсюда — конкуренция, особенно в области так называемой новостийной журналистики, кредо которой хорошо описано в известной песенке журналиста:
Жив ты или помер,
Главное, чтоб в номер
Матерьял успел ты передать.
И чтоб, между прочим,
Был “фитиль” всем прочим,
А на остальное — наплевать.
Сфера деятельности журналистики — сфера актуального. Ее задача (функция) — внесение в массовое сознание оценок на материале конкретных актуальных событий.
Средства массовой информации как сложно организованный объект должны отвечать требованиям системного подхода:
1. сохранять целостный характер, несмотря на существование разнообразных, отличающихся друг от друга СМИ, формируя единое информационное пространство для всех членов общества, постоянное информационное взаимодействие в общественной системе

2. располагать совокупностью компонентов, каждый из которых активно взаимодействует со своей средой и друг с другом на основе присущих СМИ закономерностей. Формируются и развиваются под воздействием окружающей среды. Они являются активными факторами, влияющими на функционирование системы. Техническая база СМИ. Является их материальной основой

3. иметь необходимый набор функций и так их реализовывать, чтобы удовлетворить информационные потребности личности, различных групп населения, общества в целом

4. структура как способ связи компонентов должна располагать такой совокупностью различных газет, журналов, программ телерадио, которые могут способствовать выполнению этих функций

5. СМИ должны быть организованной системой, действующей в соответствии с развитием условий жизни общества, иметь для этого необходимые организационные отношения между участниками массовой информационной деятельности (отношения координации, дисциплины, ответственности и др.). Для осуществления организационных процессов необходимы соответствующие административно-управленческие структуры в составе редакций, издательств и др.
Целостность системы СМИ. Формируемые в масштабе всего общества массовые коммуникации, информационные отношения являются основанием целостности системы СМИ:
- удовлетворяют информационные потребности личности, различных общественных групп и организаций, содействуя их активному участию в процессах экономической, политической и культурной жизни общества

- обеспечивают взаимодействие, сотрудничество, координацию и разделение труда между ними на основе совместно формируемых моделей поведения каждого социального субъекта

- объективно и полно отражают условия жизни общества

- собирают, производят и распространяют информацию в соответствии с динамикой общественного развития

- привлекают к производству информации все творчески активные силы, которые служат общественному прогрессу, создают и обогащают духовный потенциал общества

- используют для массового информационного процесса современные информационные и коммуникационные технологии

- обеспечивают реализацию многообразных функций СМИ в соответствии с процессами их актуализации, ростом информационных потребностей членов общества.
В современных условиях целостность системы СМИ подвергается серьезным испытаниям. Происходят значительные разрывы в информационном пространстве, нарушаются информационные связи между членами общества, различными категориями населения, между обществом и личностью, государством и его гражданами, регионами и центром и т. п.
Компоненты системы СМИ. Формируются и развиваются под воздействием окружающей среды. Они являются активными факторами, влияющими на функционирование системы.
Техническая база СМИ. Является их материальной основой. Вместе с тем состояние полиграфии, телерадиокоммуникаций и другие технические проблемы сдерживают развитие позитивных перемен в инфосфере России.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 466.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...