Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Культура России в 20-е - 30-е годы.




В последние годы в культуре России этого периода различают две культуры: русского зарубежья и советскую.

В результате гражданской войны и исхода из России массы интеллигенции, участников белого движения зарубежом оказалось большое количество наших соотечественников. Они старались проживать компактно во Франции, Чехослова-кии, Сербии, Германии, Эстонии, Польше и др. странах. Эти места стали центрами русской культуры, ибо там открывались свои библиотеки, учебные заведения,газеты, церкви и т.д.

Многие из представителей художественной интеллигенции стали невозвращенцами: Дягилев, Шаляпин, Глазунов, Шагал, Куприн, Бунин, Марк Алданов, Мережковский и Гиппиус, Вертинский и др. В этих центрах стали выходить мемуары Деникина, Милюкова, Керенского, статьи Бердяева, Франка, сына Вернадского - историка и др.

Оставшаяся в России часть интеллигенции в годы гражданской войны разделилась на три направления: против Советской власти, за неё и нейтральную, выжидавшую исхода войны. Когда сталя явной победа Советов, часть её уехала за рубеж, а та, что осталась, вынуждена была либо примириться с новой властью и начать с ней сотрудничество, либо умирать с голоду. Не все приняли идеологию партии большевиков, но явно этого уже не показывали. К началу 30-х г. в СССР уже не осталось несотрудничавшей с новой властью интеллигенции, к тому же стало подрастать её новое поколение, стремившееся занять то привилегированное положение, которое до того занимала дореволюционная интеллигенция.

В культуре 20-х-30-х гг. было достаточно много особенностей, которые можно разделить на несколько периодов:

в 20-е г. в стране возникло массовое движение создания коллективов художественной самодеятельности, открытия изб-читален, библиотек, самых различных кружков;

для ликвидации сплошной неграмотности было создано общество «Долой неграмотность», которое отчитывалось перед центром о количестве обученных грамоте. Существовал лозунг «Грамотный! Обучи неграмотного!».

В структуре Наркомпроса был создан Главполитпросвет, занимавшийся вопросами высших и средне-

специальных учебных заведений, школ, разработкой циркуляров для учреждений культуры. Его возглавляла Н.К.Крупская, жена В.И.Ленина. Она определяла какие книги изъять из библиотек, а какую литературу распространять и т.д.

Наряду с массой всяких учреждений существовал еще и Пролеткульт, отстаивавший право на существование только пролетарской культуры и уничтожение всего того, что ей не соответствовало.

В 1925 г. был принята резолюция РКП(б) «О политике партии в области художественной литературы», стали создаваться различные союзы, ассоциации и объединения творческой интеллигенции; существовали самые разные направления в искусстве.

 В 30-е г. получил свое активное продолжение процесс гонения на творческую интеллигенцию: в 1932 г. вышло Постановление ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций», провозгласившее объединение всех деятелей культуры в четко очерченные творческие союзы писателей, композито-ров, театральных деятелей и др.

В 1934 г. состоялся Первый съезд писателей, которым руководил А.М.Горький, объявивший о создании Союза советских писателей.

В эти годы получили свое признание произведения М.Шолохова,А.Гайдара, К.Паустовского,К.Чуковского,Б.Пастернака и др.; огромную популярность была у Утесова, В.Козина, И.Юрьевой, постановки в театрах Вахтангова, Мейерхольда, Станиславского и Немировича-Данченко и т.д.

Важно понять одно, Советское государство в силу причин и объективного и субъективного характера с первого дня носило двойственный характер, так как решало задачи порой совпадающие, а порой противоречащие друг другу. Истори и жизнь страны протекала в двух сложно соприкасавшихся и взаимопроникающих пространствах.

В одном шли преобразования и события, объективно отвечающие вековым и глубинным интересам страны, народа, общества, а в другом -0 только эгоистичным интересам правящей элиты.

В одном пространстве возникали новые отрасли, достигали расцвета литерату-ра и искусство, просвещение, в другом неслыханная тирания, расстрелы сотен тысяч неповинных людей, ГУЛАГ, голодомор и т.д

Все это было в одном государстве и с одним народом.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 259.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...