Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Реформы Ивана Грозного. Становление самодержавия.




Посол империи Габсбургов Сигизмунд Гербенштейн, посетивший Московскую Русь в 1517 и 1526 годах был удивлен могуществом Великого князя Василия III. Императору Фердинанду он писал: «Властью, которую он имеет над своими подданными, он далеко превосходит всех монархов целого мира…Всех одинаково гнетет он жестоким рабством…». О подданных русского князя он писал так: «Все они зазывают себя холопами, то есть рабами государя… Этот народ находит больше удовольствия в рабстве, чем в свободе». И этот взгляд на Россию и ее народ был столетиями традиционен. До сего дня многие политики говорят о том, что нам необходимо выдавливать из себя раба. Насколько это остается верным для нас? Поговорим об этом на семинаре. А пока вернемся к истории.

Быстрота, с которой произошло политическое объединение русских земель, привели к тому, что старое, связанное с удельными временами, причудливо стало переплетаться с новым, общегосударственным. Характерным стало сочетание единства страны и разнообразия укладов, социальных отношений в прежде независимых землях.

Московские великие князья вели самую разнообразную политику в отношении собирания русских земель. Одним они предлагали высокие посты в боярской думе, другим – деньги за их удел и право проживания в Москве, третьих – либо прямым завоеванием, либо хитростью присоединяли к Московскому государству. Многие из удельных князей сохраняли свою долю власти в своих прежних княжествах, были наместниками московского государя, имели своих вассалов и даже право на выдачу им жалованных грамот. Но при этом они должны были нести и общегосударственные повинности: собирать и платить налоги, поставлять отряды в армию московского князя в случае военных действий и др.

Иосиф Волоцкий, церковный писатель времен Василия III, называл его «всея Руськии земля государя государь», что означало его власть над другими государями – удельными.

Политический строй Русского государства XV-XVI вв. развивался в сторону централизации, а во власти Великого князя уже проявлялись черты самодержца. Даже во внешнем виде он должен был отличаться от своих подданных. Во время торжественных церемоний в руках у него должен был быть скипетр и держава, а на голове т.н. «Шапка Мономаха». О ее появлении в Москве существует множество преданий. По официальной версии она перешла в наследство киевскому великому князю Владимиру Мономаху от его деда – византийского императора Константина как знак царского достоинства и принадлежности к императорскому дому. Наиболее вероятной версией является то, что это выкованная из золота и опушенная мехом тюбетейка была подарена Ивану Калите золотоордынским ханом Узбеком. В Москве ее потом увенчали крестом и она стала символом верховной власти Московии.

Эту традицию принесла в Москву византийская царевна Софья Палеолог, вышедшая замуж в 1472 г. за овдовевшего Московского князя Ивана III. Она была племянницей последнего византийского императора, оказавшегося в изгнании в Риме после захвата в 1453 г. Византии и Константинополя турками-сельджуками. Именно Софья ввела многие традиции представления верховной власти, чтобы усилить ее влияние на людей. Она же сделала все для изменения престолонаследия. У Ивана III от первого брака был сын Иван «Молодой», но в 1490 г. он умер. Наследником престола был назначен его сын Дмитрий, женой которого была дочь молдавского господаря Елена Стефановна. Дмитрий был торжественно венчан великокняжеским венцом самим Иваном III. Однако этому стремились воспрепятствовать Софья и ее сын Василий Иванович. Вскоре по доносу якобы за вольнодумство и еретизм Иван III арестовал внука и сноху и бросить в темницу. Он дал такое объяснение своим действиям «Чи не волен яз, князь великий, в своих детях и в своем княжении? Кому хочу, тому дам княжение!» Так основой великокняжеской власти стало не законность, а личное желание самодержца, принцип деспотизма, при котором правитель считал государство своей вотчиной, своей собственностью.

При Василии III великокняжеская власть еще больше усилилась. Один из придворных Берсень Беклемишев жаловался монаху, иконописцу и писателю Максиму Греку, что если Иван III любил несогласие с ним, то Василий III все вопросы решает «сам-третей у постели» со своим личным окружением. За эти разговоры Беклемишев был казнен. Тот же Сигизмунд Гербенштейн, чье сочинение отличается достаточно объективными и спокойными оценками, писал, что ни один из советников Василия не решается ему противоречить, что его подданные считают, «что воля государя есть воля Божия, и что ни сделает государь, он делает по воле Божией». По-моему, беззаконие, начавшееся в период татаро-монгольского ига, продолжившееся в Московском государстве, не прекращается до сих пор. А ваше мнение?

Если на Западе в это время шло формирование как гражданского и правового общества, то на Руси коллегиальным органом совещательного характера была Боярская Дума. Своими истоками она уходит во времена Древнерусского государства, когда князь «думал» со своими дружинниками о делах «земли», правителем которой он был. Такие совещания сохранялись и в период монголо-татар. К тому же боярские думы действовали не только у Великого князя, но и во всех удельных княжествах. Дума была как правило по численности невелика – от 5 до 12 бояр и не более 12 окольничих. Состав думы менялся время от времени, все были знатными, но сидели по рангу и возрасту. Позднее в думу вошли и князья бывших независимых княжеств, что свидетельствовало о превращении их из вассалов с определенной свободой в подданных без свободы действий. Так менялся их социальный статус, зато приближал их к верховной власти. В основном, в думу входили люди, на чью лойяльность Великий князь мог твердо рассчитывать. При Иване III появились две государственные структуры – Дворец и Казна, отвечавшие 1-я за личными, княжескими землями, позднее рассматривавшая тяжбы по земельным делам, земельной собственности; 2-я была хранилищем доходов, архива, государственной печати, ведала внешней политикой, по сути была государственной канцелярией. Служащими были дьяки как самые грамотные люди на Руси.

При Иване III в 1497 г. был принят Судебник – первый свод законов единого государства, где были сделаны попытки определить компетенцию должностных лиц, установить процессуальные нормы, наказания за особо опасные преступления: убийства, разбои, кражи и т.д. После смерти Ивана III Судебник был забыт и с начала XV в. в России установилась самодержавная власть.

При Василии III увеличилась опасность династических смут. Связано это было с тем, что у него не было детей от первого брака с Соломонией Сабуровой, которую он отправил в монастырь и постриг в монахини. Этот его поступок взбудоражил все общество. Василий женился на Елене Глинской, которая родила ему в 1530 г. сына Ивана (будущего Грозного) и слабоумного Юрия. В 1533 г. Василий III умер, оставив своим наследником Ивана при регентстве матери Елены Глинской, которая была отравлена в 1538 г.

XVI век вошел в нашу историю как век Ивана Грозного и начинавшейся Смуты. Основными важными моментами в этот период были следующие:

· В 1547 г. Иван IV объявил себя царем и короновался как Государь всея Руси.

· Была создана Избранная Рада под руководством Алексея Адашева;

· В годы его правления в системе управления государством появились Приказы как органы отраслевого, а затем и территориального управления вместо наместничества.

· Страна была поделена на уезды, границы которых определялись рубежами бывших княжеств. Уезды в свою очередь делились на станы и волости.

· В 1549 г. Иван IV созвал первый Земский собор, состоявший из Боярской Думы, представителей духовенства и бояр, а также крупных землевладельцев. На нем Иван Грозный еще больше утвердил свою власть.

· В 1550 г. был принят новый Судебник, в котором были уточнены нормы перехода крестьян в Юрьев день, усилены наказания для «лихих людей»,

· В 70-е годы он создал опричнину в борьбе со старым боярством. В ходе опричнины родилось новое сословие – дворянство.

· В годы его правления была присоединена Сибирь усилиями Ермака, появилось уральское казачество, были присоединены Казанское и Астраханское ханства, было нанесено поражение и Крымскому ханству –вассалу Османской империи.

· Более двадцати пяти лет велась Ливонская война, которая обескровила Россию, выпотрошила ее казну.

Общепризнанным итогом развития России XV века является формирование сословно-представительной монархии (Земские соборы) с самодержавным управлением Ивана Грозного, преодоление раздробленности, изменение структуры управления государством.

В 1584 г. умер ИванIV и так как после него остался слабоумный сын Федор и малолетний Дмитрий, то конец XV в. стал периодом ожидания смены власти. Царем стал Федор Иоаннович, а его главным советником стал брат жены боярин Борис Годунов. Федор Иоаннович умер в 1698 г., еще раньше в 1691 г. был убит царевич Дмитрий.

Борис Годунов был умным и хитрым политиком, сумевшим организовать среднее боярство на выкрик его имени на Красной площади при избрании новым царем. С этого времени в русском государстве началась Великая Смута.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 242.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...