Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос 3  ЗАКОНЫ И КАТЕГОРИИ ТЕОРИИ КОММУНИКАЦИИ




Законы теории коммуникации.

Конечная цель исследования коммуникации — выявление и формулирование ее законов. Специфика законов, определяется ее предметом и характеризуется спецификой сложившихся информационных связей в природе и обществе.

1) всякая коммуникация представляет собой взаимодействие, ха­рактеризующееся обменом разного рода информацией, следова­тельно, должно быть не менее двух сторон - участников коммуникацион­ного взаимодействия. Этот закон может быть проиллюстрирован любой моделью коммуникативного акта в каждом из ко­торых присутствуют две стороны: источник и приемник, коммуни­катор и коммуникант, оратор и слушатель

2) всякая коммуникация как информационное взаимодействие основана на принципе обратной связи, которая выступает необходи­мым условием осуществления коммуникативного акта («закон об­ратной связи»);

3) всякая коммуникация имеет знаковый характер. Не существует коммуникации без определен­ной системы знаков, которые могут быть самой разной природы.

4) «закон минимального основания»: для осуществления коммуни­кации необходимо наличие хотя бы одного общего для источника и прием­ника основания в виде системы знаков или правил приема и передачи, ко­дирования и декодирования информации.

5) «закон гетерогенности коммуникативных систем» - коммуни­кация возможна лишь при несовпадении (неполном совпадении) информа­ционных потенциалов взаимодействующих систем. Это означает, что полное совпадение информационных потенциалов коммуникантов совершенно обесценивает какой-либо обмен информацией между ними.

Категории теории коммуникации.

Всякая тео­рия оперирует своим понятийным (категориальным) аппаратом. Теория коммуникации не исключение. У нее достаточно разрабо­танный категориальный аппарат, свидетельствующий о высокой степени развитости самой теории. Система категорий, которыми оперирует теория коммуникации, включает понятия, используе­мые на различных уровнях коммуникативного знания: чем выше уровень теоретического обобщения, тем более общие понятия он включает.

В перево­де с латыни коммуникация означает «делать общим, связывать, общаться». При таком отождествлении коммуникации и социальной комму­никации неизбежно возникает проблема соотношения понятий «коммуникация» и «общение». Естественно, возникает проблема, не обозначает ли термин «коммуникация» тот же круг явлений, что и понятие «об­щение». Подходы к рзрешению этой проблемы:

Первый подход состоит в отождествлении двух понятий. В ряде энциклопедических словарей термин «коммуникация» трактуется как «путь сообщения, общение». На ос­новании историко-лингвистических исследований исконных и со­временных значений этих терминов приходит к выводу, что этимо­логически и семантически термины «общение» и «коммуника­ция» — тождественны. Поэтому и как претенденты на номинацию исходного понятия, обозначающего «информационный обмен в об­ществе», они равноправны.

Второй подход связан с разделением понятий «коммуника­ция» и «общение». Такую точку зрения высказывает отечественный философ М.С. Каган. Он считает, что коммуни­кация и общение различаются по крайней мере в двух главных от­ношениях. Во-первых, «общение имеет и практический, материаль­ный, и духовный, информационный, и практически-духовный характер, тогда как коммуникация является чисто информацион­ным процессом». Во-вторых, они различаются по характеру самой связи вступающих во взаимо­действие систем.

Третий подход основан на понятии информационного обмена. К нему склоня­ются те, кто считает, что общение не исчерпывает все информаци­онные процессы в обществе.

 

Вопрос 4 Коммуникация в природе и обществе: общее и особенное

Биокоммуникации системы коммуникации в животном мире более первичны и примитивны по сравнению с человеческими, и определенно как биологически и целесообразное совместное поведение, направленное на адаптацию в среде и регулируемое сигнализацией. Биокоммуникация – общение животных с помощью различного рода сигналов, которые генерируются специальными органами: голосовой аппарат, пахучие железы и др., или форма тела или поза, окраска и поведение. Различные сигналы специфические (звук, оптические) и не специфические, которые сопутствуют жизнедеятельности. Всем животным приходится защищаться, поиск брачных партнеров, добыча пищи и т.п. в биокоммуникации. Коммуникация в животном мире имеет место, в котором животное или группа животных подают сигналы, вызывающие ответную реакцию. Обычно, хотя и не всегда, те кто подают сигналы принадлежат к одному виду. Большинство животных не понимает наш разговор, их состоит из основных сигналов в отличии от человеческой коммуникации, эти сигналы не несут никакой информации о будущем или прошлом или о каких-то абстрактных понятиях. Сигналы передаются звуком или системой звуков, жестами или телодвижениями, положением, окраской, выделением пахучих веществ и др.

Принимают сигналы с помощью физических: зрения, слуха, осезания и химических: обоняние, и вкус. Приматы могут принимать и передавать информацию с помощью комбинации разных сигналов. Чем выше положение животного в эволюционной иерархии, тем сложнее его органы чувств. Человек и многие животные передают звуки с помощью голосовых связок, а насекомые издают звуки потирая одну часть тела о другую. Органы обоняния у человека находятся в носовой полости, вкусы в ротовой, а у насекомых органы обоняния на усиках, а вкус на конечностях. У животных первые средства коммуникации появляются из инстинктивного поведения.  

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 888.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...