Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Вопрос 3 ЗАКОНЫ И КАТЕГОРИИ ТЕОРИИ КОММУНИКАЦИИ
Законы теории коммуникации. Конечная цель исследования коммуникации — выявление и формулирование ее законов. Специфика законов, определяется ее предметом и характеризуется спецификой сложившихся информационных связей в природе и обществе. 1) всякая коммуникация представляет собой взаимодействие, характеризующееся обменом разного рода информацией, следовательно, должно быть не менее двух сторон - участников коммуникационного взаимодействия. Этот закон может быть проиллюстрирован любой моделью коммуникативного акта в каждом из которых присутствуют две стороны: источник и приемник, коммуникатор и коммуникант, оратор и слушатель 2) всякая коммуникация как информационное взаимодействие основана на принципе обратной связи, которая выступает необходимым условием осуществления коммуникативного акта («закон обратной связи»); 3) всякая коммуникация имеет знаковый характер. Не существует коммуникации без определенной системы знаков, которые могут быть самой разной природы. 4) «закон минимального основания»: для осуществления коммуникации необходимо наличие хотя бы одного общего для источника и приемника основания в виде системы знаков или правил приема и передачи, кодирования и декодирования информации. 5) «закон гетерогенности коммуникативных систем» - коммуникация возможна лишь при несовпадении (неполном совпадении) информационных потенциалов взаимодействующих систем. Это означает, что полное совпадение информационных потенциалов коммуникантов совершенно обесценивает какой-либо обмен информацией между ними. Категории теории коммуникации. Всякая теория оперирует своим понятийным (категориальным) аппаратом. Теория коммуникации не исключение. У нее достаточно разработанный категориальный аппарат, свидетельствующий о высокой степени развитости самой теории. Система категорий, которыми оперирует теория коммуникации, включает понятия, используемые на различных уровнях коммуникативного знания: чем выше уровень теоретического обобщения, тем более общие понятия он включает. В переводе с латыни коммуникация означает «делать общим, связывать, общаться». При таком отождествлении коммуникации и социальной коммуникации неизбежно возникает проблема соотношения понятий «коммуникация» и «общение». Естественно, возникает проблема, не обозначает ли термин «коммуникация» тот же круг явлений, что и понятие «общение». Подходы к рзрешению этой проблемы: Первый подход состоит в отождествлении двух понятий. В ряде энциклопедических словарей термин «коммуникация» трактуется как «путь сообщения, общение». На основании историко-лингвистических исследований исконных и современных значений этих терминов приходит к выводу, что этимологически и семантически термины «общение» и «коммуникация» — тождественны. Поэтому и как претенденты на номинацию исходного понятия, обозначающего «информационный обмен в обществе», они равноправны. Второй подход связан с разделением понятий «коммуникация» и «общение». Такую точку зрения высказывает отечественный философ М.С. Каган. Он считает, что коммуникация и общение различаются по крайней мере в двух главных отношениях. Во-первых, «общение имеет и практический, материальный, и духовный, информационный, и практически-духовный характер, тогда как коммуникация является чисто информационным процессом». Во-вторых, они различаются по характеру самой связи вступающих во взаимодействие систем. Третий подход основан на понятии информационного обмена. К нему склоняются те, кто считает, что общение не исчерпывает все информационные процессы в обществе.
Вопрос 4 Коммуникация в природе и обществе: общее и особенное Биокоммуникации системы коммуникации в животном мире более первичны и примитивны по сравнению с человеческими, и определенно как биологически и целесообразное совместное поведение, направленное на адаптацию в среде и регулируемое сигнализацией. Биокоммуникация – общение животных с помощью различного рода сигналов, которые генерируются специальными органами: голосовой аппарат, пахучие железы и др., или форма тела или поза, окраска и поведение. Различные сигналы специфические (звук, оптические) и не специфические, которые сопутствуют жизнедеятельности. Всем животным приходится защищаться, поиск брачных партнеров, добыча пищи и т.п. в биокоммуникации. Коммуникация в животном мире имеет место, в котором животное или группа животных подают сигналы, вызывающие ответную реакцию. Обычно, хотя и не всегда, те кто подают сигналы принадлежат к одному виду. Большинство животных не понимает наш разговор, их состоит из основных сигналов в отличии от человеческой коммуникации, эти сигналы не несут никакой информации о будущем или прошлом или о каких-то абстрактных понятиях. Сигналы передаются звуком или системой звуков, жестами или телодвижениями, положением, окраской, выделением пахучих веществ и др. Принимают сигналы с помощью физических: зрения, слуха, осезания и химических: обоняние, и вкус. Приматы могут принимать и передавать информацию с помощью комбинации разных сигналов. Чем выше положение животного в эволюционной иерархии, тем сложнее его органы чувств. Человек и многие животные передают звуки с помощью голосовых связок, а насекомые издают звуки потирая одну часть тела о другую. Органы обоняния у человека находятся в носовой полости, вкусы в ротовой, а у насекомых органы обоняния на усиках, а вкус на конечностях. У животных первые средства коммуникации появляются из инстинктивного поведения.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 888. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |