Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Пути формирования творческих способностей.




Основными путями формирования указанных способностей в процессе технического творчества являются:

— ознакомление с актуальными направлениями научно-технического прогресса;

— усвоение научных основ современной техники и технологии, их применение в реализации творческих технических задач;

— осуществление политехнической направленности в процессе технического творчества;

— формирование общетрудовых умений;

— постановка творческих и исследовательских задач.

Успешность формирования технических творческих способностей учащихся в большой мере зависит от уровня подготовки учителей, их перспективно значимых профессиональных качеств, педагогического мастерства, содержания программы, используемых организационных форм и методов.

 

Понятие технических объектов, систем и технологий.

Творческая изобретательская деятельность человека чаще всего проявляются при разработке новых, более совершенных по конструкции и наиболее эффективных в эксплуатации, технических объектов и технологий их изготовления.

В официальной патентной литературе термины «технический объект» и «технология» получили, соответственно, наименования «устройство» и «способ». Какое же понятие несет в себе термин «технический объект»? Слово «объект» обозначает то, с чем взаимодействует человек (субъект) в своей познавательной или предметно-практической деятельности (компьютер, термометр, пила, кофемолка, автомобиль и т. д.). Техника — это совокупность средств человеческой деятельности, создаваемых как для осуществления процессов производства, так и для обслуживания непроизводственных потребностей общества. Основное назначение техники — облегчение и повышение эффективности условий труда человека, расширение его возможностей в процессе трудовой деятельности; частичное или полное освобождение человека от работы в условиях, опасных или вредных для здоровья.

Средства техники (технические объекты) применяются для воздействия на предметы труда (металл, древесина, хлопок) при создании материальных или культурных ценностей, для получения, передачи и преобразования энергии; исследования законов развития природы и общества; сбора, хранения, обработки и передачи информации; управления технологическими процессами; создания материалов с заранее заданными свойствами; бытового и культурного обслуживания и т. д.

Технический объект — широчайшее понятие, поэтому к числу технических объектов можно отнести и космический корабль, и утюг, компьютер и ботинок, завод и выпускаемые на этом заводе болты и гайки. Более того, к техническим объектам можно отнести любой из элементов (агрегат, блок, узел, деталь), из которых состоят машины, аппараты, приборы.

Человек любых наклонностей, любой профессии, любого возраста и в любых условиях может совершенствовать, творить и изобретать технические объекты в любой сфере жизнедеятельности.

Наряду со словом и понятием «технический объект», широко используется термин «техническая система». По сути дела, эти два термина являются синонимами, так как выражают одно и то же понятие, но с разными оттенками при использовании. Понятие «технический объект» — это более широкое понятие, поскольку технические системы являются лишь их разновидностью. В самом деле, существуют элементарные технические объекты, состоящие всего лишь из одного материального (конструктивного) элемента. Например, столовая ложка, литая чугунная гантель, пластмассовая или металлическая шайба. Ни один из них никак нельзя отнести к понятию «техническая система», поскольку техническая система — это определенная совокупность упорядоченно связанных между собой элементов, предназначенных для удовлетворения определенных потребностей, для выполнения определенных полезных функций. Важно отметить, что техническая система обладает совокупными свойствами, не только суммирующими свойства входящих в ее структуру элементов, но и другими качественно новыми свойствами, не присущими системообразующим элементам. Например, автомобиль обладает свойством передвижения по твердым дорожным покрытиям, в то время как ни один из его отдельно взятых элементов (кузов, шасси, мотор) таким свойством не обладает. Но, конечно же, не только такой сложный технический объект как автомобиль, можно назвать технической системой.

Таким образом технический объект предпочтительно называть собственным именем тогда, когда речь ведется вообще, без всякой структурной, функциональной и конструктивной конкретизации, в то время как термин «техническая система» используется при обсуждении его внутреннего содержания, при изучении, анализе, синтезе и конструировании.

Важно иметь в виду, что любая техническая система состоит из ряда конструктивных элементов (звеньев, блоков), называемых подсистемами. В то же время, у большинства технических систем существуют и надсистемы — технические объекты более высокого конструктивного уровня, в которые они включены как функциональные элементы.

В общем случае, для того, чтобы любой объект можно было рассматривать как систему, необходимо определить его системные характеристики: функцию, структуру, свойства и связи с окружающей средой.

В задачу системного анализа объектов входят:

— разработка формализованных моделей, описывающих структуру, функцию и свойства систем;

— характеристика иерархического строения систем и взаимосвязей элементов различного уровня;

— определение интегральной функции системы на основе функций отдельных элементов;

— определение общих свойств системы, исходя из свойств системы, исходя из свойств составляющих ее элементов.

Системный подход к творческой деятельности ориентирует на применение научных методов там, где силы воображения и опыта недостаточно. Такой подход является предпосылкой изобретательской деятельности и эффективного проектирования и конструирования, а также позволяет отойти от устаревших традиций и шаблонов.

Технические объекты выполняют определенные функции (операции) по преобразованию вещества, энергии или информационных сигналов. Обработка вещества и т. д. производится путем выполнения ряда технологических операций, следующих друг за другом в определенной последовательности. Под технологией понимается способ, метод или программа преобразования вещества, энергии или информационных сигналов из заданного начального состояния в заданное конечное с помощью соответствующих технических систем (объектов).

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 690.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...