Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методы обучения конструированию.




На занятиях по техническому конструированию применяют различные методы и приемы обучения. Чем сложнее занятие и обширнее деятельность педагога и обучаемых, тем разнообразнее методы и приемы его проведения.

Сведения о процессе, принципах и правилах конструирования педагог дает в виде объяснения, рассказа, беседы. Для создания чувственной основы приобретаемых знаний применяют методы демонстраций. Формированию конструкторских умений и навыков способствуют методы практической работы: инструктаж, упражнения в решении задач, коллективное обсуждение, манипулятивный метод, самостоятельная работа, подведение итогов. Выбор методов и их сочетаний на занятии зависит от содержания изучаемого материала и цели занятия. Остановимся на специфических методах обучения конструированию.

Манипулятивный метод. Суть этого метода в том, что техническое устройство конструируется в процессе изготовления его упрощенного макета. Он позволяет сконцентрировать умственные усилия на решении конструкторской задачи до ее графического оформления. При графическом оформлении тратятся значительные силы, чтобы выразить мысль с помощью чертежа или рисунка. Манипулятивный метод освобождает от этих усилий для решения собственно конструкторской задачи. При этом для облегчения разработки и уточнения пространственных форм деталей обращаются к легко обрабатываемым материалам: пластилину, картону, бумаге, пластмассам. Изготовив макет, уточняют эскизы и, продолжая конструирование, вносят изменения и дополнения. Макет служит важным ориентиром для уточнения формы и размеров как отдельных деталей и узлов, так и объекта в целом.

Самостоятельная работа учащихся. Основной вид самостоятельной работы учащихся — выполнение технического задания на моделирование или конструирование. При этом учащимся приходится самостоятельно работать с технической литературой, решать конструкторские, технологические и организационные задачи, выполнять эскизы, чертежи, схемы, делать различного рода расчеты, изготавливать детали и собирать из них техническое устройство или модель, испытывать их в работе и вносить коррективы.

Педагогическая эффективность самостоятельной работы учащихся во многом зависит от качества руководства ею на всех этапах выполнения заданий со стороны учителя. Он должен заранее продумать порядок выполнения технического задания на каждом его этапе, обучить рациональным приемам умственного труда, инструктировать перед выполнением очередной работы, наблюдать за ее ходом, своевременно оказывать учащимся помощь в преодолении возникающих трудностей, в исправлении допущенных ошибок и т. п.

При изготовлении модели или технического устройства учащимся нередко приходится выполнять незнакомые им ранее операции или виды работ. Особенно часто это бывает в кружках, укомплектованных школьниками разного возраста. Чтобы постоянно не отвлекаться для сообщения теоретических сведений и проведения инструктажа по выполнению практических работ, полезно иметь краткие методические указания. Основой их могут быть либо инструкционно-технологические карты на выполнение наиболее распространенных операций или изготовление деталей, встречающихся в моделях и технических устройствах, либо справочные таблицы, графики, расчетные формулы.

Например, в кружке моделирования сельскохозяйственной техники полезно иметь указания по оконцовыванию, пайке и укладке монтажных проводов, расчету и изготовлению редукторов, подбору двигательной установки, выбору и установке источников питания, изготовлению колес из различных конструкционных материалов и др. Кроме того, нужны руководства и пособия по использованию на занятиях приспособлений, механизированного инструмента, станков. Все это облегчит работу руководителя, ускорит приобретение технических знаний и практических умений вновь прибывшими кружковцами, создаст наиболее благоприятные условия для развития самостоятельности и инициативы.

Параллельно с основными занятиями желательно предусмотреть и дополнительные ― в форме консультаций. Они особенно важны при разработке учащимися задания в графической форме и в процессе изготовления объекта. Консультации могут быть общими и индивидуальными и проводиться по графику или плану и без плана, по просьбе кружковцев. К проведению консультаций целесообразно привлекать специалистов — учителей физики, математики, черчения, родителей, шефов. Специалисты — родители и шефы могут оказать помощь в приобретении недостающих материалов, инструментов, подсказать темы для творческой работы учащихся, разработка которых полезна предприятию.

Наблюдая за самостоятельной работой каждого ученика на всех этапах разработки технического задания, руководитель делает записи в своем журнале о затруднениях ученика в выполнении той или иной работы, о пробелах в знаниях, намечает меры по оказанию ему помощи, пути стимулирования познавательной деятельности кружковцев, развития их самостоятельности, волевых качеств и вносит коррективы в ход занятий. Это дает возможность руководителю стимулировать познавательную деятельность кружковцев, развивать самостоятельность и волевые качества учащихся.

Подведение итогов. После каждого практического занятия необходимо анализировать результаты работы учащихся: выявлять отступления от намеченных планов, устанавливать причины и определять пути устранения недостатков, вносить коррективы в план работы. В конце учебного года формой подведения итогов работы может быть участие кружковцев в массовых мероприятиях — соревнованиях, выставках, показательных выступлениях и т. д.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 812.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...