Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Творческие способности учащихся, их компоненты. Понятие творческой личности.




В бытовой лексике, в научном и учебном процессе очень часто встречаются слова «творческая личность», «творческий человек», «творец». Эти понятия в какой-то мере применимы к каждому из нас. Родители и учителя хотят видеть в своих детях, учениках и воспитанниках творчески одаренных и творчески способных людей.

Понятие «творческая личность», несмотря на свою кажущуюся простоту, может быть отнесено к категории необычных, исключительных. В бытовом обиходе, в общении, а также при обучении под творческой личностью упрощенно понимается человек, который может успешно решать оригинальные, нестандартные (творческие), умеющий высказывать или генерировать новые идеи, вырабатывать новые технические или организационные решения, а также обладающий и некоторыми особыми качествами.

В широком понятии творческая личность — это такой тип личности, для которой характерна устойчивая, высокого уровня направленность на творчество, мотивационно-творческая активность, которая проявляется в органическом единстве с высоким уровнем творческих способностей и которые позволяют ей достигнуть прогрессивных, социально и лично значимых творческих результатов в одном или нескольких видах деятельности. Чаще всего творческая личность достигает успеха в одном каком-либо виде деятельности, например, музыке, спорте, математике и т. д. Но история знает немало примеров высоких творческих достижений в нескольких областях человеческой деятельности (, Микеланджело). В связи с этим правомерно говорить о всесторонне развитой творческой личности.

Раньше творческие способности считали чем-то исключительным, уделом избранных людей. Однако исторический опыт человечества и исследования психологов показали, что на самом деле задатки творческих способностей присущи каждому нормальному человеку, любому ребенку и ученику. Нужно лишь суметь найти и раскрыть их, а затем и развить. Поскольку сущность творческого процесса для всех людей одинакова, то разницу в проявлении индивидуальной талантливости надо искать в его личностных психологических характеристиках, в той среде, в которой живет и учится ребенок, во времени, в содержании и методиках его приобщения к творческой деятельности.

Как уже говорилось, творческая личность характеризуется большой совокупностью свойств, каждое из которых определяет не только уровень творческого потенциала, но и темпы его нарастания во времени. Причем, значимость того или иного свойства для каждого из индивидуумов оказывается разной. Именно благодаря этому каждый отдельный человек по-своему талантлив, умен, оригинален и интересен.

Творческие способности — это синтез свойств и особенностей личности, характеризующих степень их соответствия требованиям определенного вида творческой деятельности и обусловливающих уровень ее результативности.

 выделяет следующие укрупненные компоненты («блоки») творческих способностей личности ученика, студента:

1. Мотивационно-творческая активность и направленность личности.

2. Интеллектуально-логические способности.

3. Интеллектуально-эвристические, интуитивные способности.

4. Мировоззренческие свойства (качества), способствующие успешности учебно-творческой деятельности.

5. Нравственные свойства личности.

6. Эстетические свойства.

7. Коммуникативно-творческие способности личности.

8. Способности к самоуправлению в учебно-творческой деятельности.

9. Особенности личности, проявляющиеся в учебно-творческой деятельности и способствующие ее успешности.

Единство творческого процесса у детей и взрослых, характеристика его одними и теми же состояниями и качествами позволяет за аналог творческой личности учащегося принять творческого работника — создателя новой техники. В связи с этим рассмотрим три опорных свойства технических творческих способностей.

Наблюдательность — заключается в умении подмечать характерные, но малозаметные особенности предметов и явлений. Наблюдательность приобретается в процессе систематических занятий любимым делом и поэтому связана с развитием интересов личности. Наблюдение — особая форма восприятия, отличающаяся повышенной активностью, целенаправленностью, организованностью и осмысленностью. В технической деятельности большое значение имеет восприятие пространственных отношений — расстояний, величины, фигуры, формы. Специфическим характером наблюдательности является направленность на восприятие принципов построения технического объекта, основных узлов, их взаимодействия.

Техническая наблюдательность отличается гибкостью, легко переключается с одного объекта на другой, помогает критически воспринимать, видеть недостатки и на этой основе определять задачи по их устранению и совершенствованию технических объектов. Было бы неправильным делать вывод о том, что наблюдательность свойственна только людям с техническими способностями. Она необходима во всех сферах деятельности, но в технических способностях ее роль особенно заметна. Эксперименты подтверждают предположения о том, что у учащихся, способных к технике, наблюдательность развита достаточно высоко. Следовательно, наблюдательность — неотъемлемое свойство личности, успешно занимающейся технической деятельностью.

Пространственное воображение — важнейший компонент технических творческих способностей. В работе конструктора — создателя новой техники, велика роль пространственного воображения. Особенность его творчества состоит в том, что свои замыслы он излагает своеобразным языком чертежа. Конструктор сохраняет в своем сознании основные, наиболее существенные и решающие элементы конструкции и далее начинается процесс, состоящий из аналитических расчетов и графического выполнения различных чертежей. В процессе конструирования пространственное воображение и выполняемый чертеж находятся во взаимодействии, причем первое всегда опережает второе.

Техническое мышление — важнейший компонент технических творческих способностей. Мыслительная деятельность человека, связанная с созданием и обслуживанием разнообразной техники, отличается от других видов деятельности тем, что она всегда носит теоретико-практический характер. Техническое мышление происходит как оперирование техническими образами предметов, находящихся не только в статическом, но и в динамическом положении в пространстве. Техническое мышление человека формируется в основном в процессе решения производственно-технических задач.

В процессе обучения оно проявляется также при усвоении инструкций, рассматривании образцов, ознакомлении с отдельными деталями этих конструкций, при чтении чертежей, схем, проектов, карт технологических процессов и др. Процессы понимания в практическом мышлении проявляются в поиске и нахождении ответов на вопросы: «Из чего это сделано?», «Как сделано?», «Почему сделано так, а не иначе?». Степень понимания техники на определенных этапах обучения представлено непосредственным воспроизведением усвоенных объяснений преподавателя и прочитанного в учебных пособиях об устройстве и действии машин, механизмов, приборов и др. Необходимо отметить, что двоякое проявление мышления в технической деятельности — понимание и самостоятельное решение задач — неразрывно связаны между собой. Понимание техники — это основное условие успешного самостоятельного решения технических задач. Необходимо отметить, что целесообразная деятельность человека, в которой проявляется практическое мышление, требует предварительных теоретических знаний о качестве предметов, изменяемых в практике.

Практические занятия при рациональной подготовке дела должны служить не только средством для овладения трудовыми умениями и навыками, но и способом познания свойств и закономерностей в вещах и явлениях окружающей действительности, средством развития конструкторско-технологического мышления. Будут ли технические способности проявляться на уровне репродуктивном или творческом определяется развитием технического мышления.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 936.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...