Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Виды творческой деятельности. Психологическая структура учебно-творческого процесса.Стр 1 из 21Следующая ⇒
Перечень экзаменационных вопросов По дисциплине «Основы творческо-конструкторской деятельности» http://pandia.ru/text/77/488/53769-6.php
Творчество и творческая деятельность. Понятие и признаки. В энциклопедической литературе говорится, что творчество — это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца — субъекта творческой деятельности; в природе происходит процесс развития, но не творчества. Анализируя творчество как вид человеческой деятельности, выделяет ряд необходимых признаков, которые проявляются интегративно, в единстве. Это: а) наличие противоречия проблемной ситуации или творческой задачи; б) социальная и личная значимость и прогрессивность, т. е. она вносит вклад в развитие общества и личности; в) наличие объективных (социальных, материальных) предпосылок условий для творчества; г) наличие субъективных (личностных качеств — знаний, умений, особенно положительной мотивации, творческих способностей личности) предпосылок для творчества; д) новизна и оригинальность процесса или результата. Если из названных признаков исключить хотя бы один, то деятельность не может быть названа творческой, указывает он. Любая деятельность, в том числе и творческая, состоит из этапов. Классификации этапов, предлагаемые различными авторами, в той или иной мере отличаются друг от друга, хотя, в общем виде, все они схожи. Первый этап (сознательная работа) — подготовка (особое деятельное состояние как предпосылка, интуитивного проблеска новой идеи). Второй этап (бессознательная работа) — созревание (бессознательная работа над проблемой, инкубация направляющей идеи). Третий этап (переход бессознательного в сознание) — вдохновение (в результате бессознательной работы в сферу сознания поступает идея решения, первоначально в виде принципа, замысла). Четвертый этап (сознательная работа) — развитие идеи, ее окончательное оформление и проверка. При интерпретации совокупности этапов главные трудности связывались обычно с бессознательной работой. Одни исследователи откровенно относили работу подсознания к числу «мировых загадок», другие придавали ей фантастические либо мифологические оттенки, третьи вообще снимали саму эту проблему, отвергая вообще существование факта бессознательной работы. Недоверие к неосознанному моменту творческого процесса привело к существенному преобразованию содержания представлений о психическом механизме творчества. Это недоверие послужило, например, одной из причин подмены психологического анализа творческого мышления теоретико-познавательным. В нашей психологии это произошло в середине 1930-х годов. Игнорирование неосознаваемого момента длилось довольно продолжительно. В значительной мере оно сохраняется и сейчас. Очевидно, что каждая из упомянутых концепций открывает какую-то часть истины о творческой деятельности человека и может иметь для нас определенное значение, когда мы задумываемся над развитием его творческих способностей. Говоря о специфике учебно-творческой деятельности, необходимо отметить, что в настоящее время нет универсальных критериев для определения этого понятия. Можно выделить некоторую совокупность признаков, раскрывающих ее сущность: — учебно-творческая деятельность ориентирована на решение учебных проблем, творческих задач и заданий; — учебно-творческая деятельность – педагогически управляемая деятельность, — но управление осуществляется преимущественно на основе средств косвенного и перспективного управления; — успешность учебно-творческой деятельности часто зависит не столько от уровня развития осознаваемых, сколько от эвристических, интуитивных процедур интеллектуальной деятельности; — в результате осуществления учебно-творческой деятельности появляются психические новообразования: знания, умения, творческие способности личности. Так, в процессе решения учебных проблем обращается внимание на открытие нового знания, на возникновение новых целей и смыслов, способов деятельности, знаний, которые выступают в качестве ориентированной основы деятельности, познавательных мотивов. Учебно-творческий процесс имеет аналогичную психологическую структуру, которую можно представить в виде следующих этапов: 1. Накопление знаний и навыков, необходимых для четкого усвоения формулировки задачи, т. к. это — половина ее решения. 2. Сосредоточение усилия и поиски дополнительной информации. Если задача не решается, наступает следующий этап. 3. Уход от проблемы, переключение на другие занятия. Этот период называется периодом инкубации. Лучше всего заняться другой умственной работой, требующей сосредоточенности. 4. Озарение, или инсайт. Инсайт может быть как гениальной идеей, так и весьма скромной догадкой. Внешне инсайт выглядит как скачок в мышлении, получение результата, не вытекающего из посылок. В любом акте творчества даже при решении школьником задачи, есть такой логический разрыв, хотя и очень маленьких размеров. 5. Верификация, или проверка. Все эти этапы можно применить при выполнении творческих проектов, при решении различных проблемных задач, а также задач с элементами конструирования и моделирования.
Виды творческой деятельности. Психологическая структура учебно-творческого процесса. Всю творческую деятельность можно разделить на два основных вида: научно-техническое и художественное творчество. Основной задачей научно-технического творчества является создание современных конкурентоспособных объектов техники, которые по своим технико-экономическим показателям и конструктивному исполнению соответствуют последним научно-техническим достижениям. В основе технического творчества лежит проектная деятельность. Вид человеческой деятельности, заключающейся в создании произведений искусства, носит название художественного творчества. Художественное творчество проявляется в избранной художником теме, в характере трактовки тех или других явлений жизни, в оригинальности созданных художественных образов, в использовании новых художественных средств для наиболее адекватного выявления содержания, в обогащении жанров данного вида искусства. Высшей формой выражения художественного творчества является создание произведений, прокладывающих новые пути в искусстве и литературе. Полноценное художественное творчество требует соответствующего развития способностей человека, художественного мастерства, которые формируются и совершенствуются только в процессе реальной художественной практики. Кроме того, многие педагоги выделяют следующие виды творческой деятельности в зависимости от: — преобладания интуитивных или логических процедур — интуитивно-эвристическую и нормативно-логическую деятельность; — специфики содержания творческих задач — исследовательскую деятельность, художественное и прикладное творчество; — соотношения эмпирических и теоретических процедур творческой деятельности: эмпирическую и теоретическую; — степени инициативы при постановке и решении творческой задачи: самостоятельную и вынужденную деятельность; — соотношения логических процедур деятельности: индуктивно—творческую и дедуктивно-творческую деятельность; — сферы деятельности и соотношения объективной или субъективной значимости новизны результата: учебно-творческую и научную; — предметной области: математическую, физическую, графическую, технологическую и т. д.; — формы организации: индивидуальную, групповую, коллективную; — профессии: педагогическую, инженерную и т. д.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 819. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |