Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Общение как взаимодействие.
Интерактивность обозначает ту часть взаимодействия людей, которая связана с непосредственной организацией совместной деятельности. Общение в широком смысле слова (реальность межличностных и общественных отношений) включает в себя коммуникацию в узком смысле (обмен информацией) и интеракцию. Коммуникация возникает в процессе совместной деятельности, вследствие ее. В результате люди обмениваются и информацией, и действиями. В рамках подхода интеракционизма выделяют ролевой подход (Мид, Блумер, Кун). Суть этого подхода: взаимодействие ролей в обществе, количество ролей зависит от социального взаимодействия, в которого вволечен субъект. Дж. Мид, интеракция — непосредственная межличностная коммуникация, важнейшей особенностью которой признается способность человека «принимать роль другого», представлять себе, как его воспринимает партнер по общению. Эксперименты: тюремный эксперимент Зимбардо, эксперимент «третья волна» Рона Джонса, эксперимент Шехтера с девушкой и мостами (страх напрямую связан с повышенным восприятием прекрасного). Есть несколько подходов к описанию структуры взаимодействия. Теория социального действия Т. Парнсона. В основе социальной деятельности лежат межличностные взаимодействия, на них строится человеческая деятельность, она – результат единичных действий. Единичное действие есть некоторый элементарный акт; из них впоследствии складываются системы действий. Элементы акта: — деятель — объект, на который направлено действие — нормы взаимодействия — ценности каждого участника — ситуация, в которой происходит действие. Критика: эта схема неприменима на практике, она слишком абстрактная. Невозможно анализировать содержание действий, т.к. оно задается социальной деятельностью в целом. Утрачен социальный контекст, социальная деятельность выводится только из особенностей психологии индивида, а не из общественных отношений. Теория стадий развития взаимодействия Я. Щепаньский (польский социолог). Главное понятие – социальная связь. Социальная связь – это последовательное осуществление: — пространственного контакта — психического контакта (взаимная заинтересованность) — социального контакта (совместная деятельность) — взаимодействия (постоянное осуществление действий с целью вызвать реакцию партнера) — социальных отношений (взаимно сопряженные системы действий). Теория Эрика Берна, транзактный анализ Транзактный анализ – направление, предлагающее регулировать действия участников взаимодействия через регулирование их позиций, учета ситуаций и стиля взаимодействия. Каждый участник взаимодействия может занимать одну из трех позиций: Родитель, Взрослый, Ребенок (это психологическое описание стратегии поведения при взаимодействии). Позиция Ребенка – «хочу!», позиция Родителя – «надо!», позиция Взрослого – «“хочу!” + “надо!”». Типы транзакций: — дополнительные (совпадают) — пересекающиеся (один говорит с одной позиции, другой – с другой). Взаимодействие эффективно, когда транзакции носят «дополнительный» характер, т.е. совпадают: если партнер обращается к другому как Взрослый, то и тот отвечает с такой же позиции. Ситуации взаимодействия: 1) Классификация ситуаций взаимодействий Леонтьева: — социально – ориентированные — предметно – ориентированные — личностно – ориентированные. 2) Классификация ситуаций взаимодействий М. Аргайла: — официальные социальные события — случайные эпизодические встречи — формальные контакты на работы, в быту — ассиметричные ситуации (в быту, руководстве и т.д.). 3) Классификация ситуаций взаимодействий Э. Берна: — ритуалы — полуритуалы — игры. Каждая ситуация диктует свой стиль поведения и действий: в каждой из них человек по-разному «подает» себя. Различают три основных стиля действий: ритуальный, манипулятивный и гуманистический. Стили взаимодействия: 1) Ритуальный стиль. Задан культурой. Цель – подтвердить свое присутствие в данной культуре, ситуации, заявить о своей компетентности в ней, этот стиль не призван изменить другого в общении. Например, в американской культуре на вопрос «Как дела?» принято отвечать «Прекрасно!» вне зависимости от релаьного положения вещей. 2) Мунипулятивный стиль. Цель – намерение управлять, обучать, оказать влияние, навязать свою позицию. Феномен «нога-в-дверях»: сначала человеку предлагают пойти на уступку, а затем незаметно подчиняют его навязанному мнению. 3) Гуманистический стиль. Цель – изменение представлений обоих партнеров относительно объекта взаимодействия. Относительно друг друга целью выступает взаимная поддержка. При использовании каждого типа используются разные приемы самоподачи. Типы взаимодействия 1) Кооперация – взаимосвязь двух индивидов, когда продвижение первого индивида к своей цели не препятствует продвижению второго индивида к его цели. Атрибуты: взаимопомощь, взоимовлияние, степень включенности во взаимодействие. Кооперация – необходимый элемент совместной деятельности. 2) Конкуренция – поведение, максимизирующее преимущество одного субъекта над другим. — Продуктивная конкуренция, гуманная, справедливая (в результате возникает конкурентно – созидательная мотивация); — Конфликт – наличие противоположных тенденций у объектов взаимодействия, проявляющихся в их действиях. Основные типы взаимодействия: кооперация и конкуренция. Типы взаимодействия 1) Кооперация – взаимосвязь двух индивидов, когда продвижение первого индивида к своей цели не препятствует продвижению второго индивида к его цели. Атрибуты: взаимопомощь, взаимовлияние, степень включенности во взаимодействие. Кооперация – необходимый элемент совместной деятельности. Леонтьев, основные черты совместной деятельности: — раздение единого процесса деятельностим между участниками, — изменение деятельности каждого, предмет (цель) и мотив не совпадают (пример с загонщиком). Результат деятельности каждого отдельного участника соединяется с конечным результатом совместной деятельности через развившиеся в зходе совместной деятелньости отношения. 2) Конкуренция – поведение, максимизирующее преимущество одного субъекта над другим. — Продуктивная конкуренция, гуманная, справедливая (в результате возникает конкурентно – созидательная мотивация); Степени продуктивной конкуренции: а) соревнование (партнер не несет угрозы и проигравший не погибнет), б) соперничество (победитель – безусловно выигравший, другой – абсолютно проигравший, возникают элементы конфликта), в) конфронтация (один стремится нанести другому ущерб; легко перерастает в конфликт). — Конфликт – наличие противоположных тенденций у объектов взаимодействия, проявляющихся в их действиях.
Адам Смит считал, что общества успешно функционируют именно потому, что каждый преследует собственный эгоистический интерес, тем самым улучшая положение общества в целом. То есть он отрицал вообще противоречие между интересами конкретного человека и интересами общества. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 345. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |