Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Общение как взаимодействие.




Интерактивность обозначает ту часть взаимодействия людей, которая связана с непосредственной организацией совместной деятельности.

Общение в широком смысле слова (реальность межличностных и общественных отношений) включает в себя коммуникацию в узком смысле (обмен информацией) и интеракцию. Коммуникация возникает в процессе совместной деятельности, вследствие ее. В результате люди обмениваются и информацией, и действиями.

В рамках подхода интеракционизма выделяют ролевой подход (Мид, Блумер, Кун). Суть этого подхода: взаимодействие ролей в обществе, количество ролей зависит от социального взаимодействия, в которого вволечен субъект.

Дж. Мид, интеракция — непосредственная межличностная коммуникация, важнейшей особенностью которой признается способность человека «принимать роль другого», представлять себе, как его воспринимает партнер по общению.

Эксперименты: тюремный эксперимент Зимбардо, эксперимент «третья волна» Рона Джонса, эксперимент Шехтера с девушкой и мостами (страх напрямую связан с повышенным восприятием прекрасного).

Есть несколько подходов к описанию структуры взаимодействия.

Теория социального действия Т. Парнсона.

В основе социальной деятельности лежат межличностные взаимодействия, на них строится человеческая деятельность, она – результат единичных действий. Единичное действие есть некоторый элементарный акт; из них впоследствии складываются системы действий.  

Элементы акта:

— деятель

— объект, на который направлено действие

— нормы взаимодействия

— ценности каждого участника

— ситуация, в которой происходит действие.

Критика: эта схема неприменима на практике, она слишком абстрактная. Невозможно анализировать содержание действий, т.к. оно задается социальной деятельностью в целом. Утрачен социальный контекст, социальная деятельность выводится только из особенностей психологии индивида, а не из общественных отношений.

Теория стадий развития взаимодействия Я. Щепаньский (польский социолог).

Главное понятие – социальная связь.

Социальная связь – это последовательное осуществление:

— пространственного контакта

— психического контакта (взаимная заинтересованность)

— социального контакта (совместная деятельность)

— взаимодействия (постоянное осуществление действий с целью вызвать реакцию партнера)

— социальных отношений (взаимно сопряженные системы действий).

Теория Эрика Берна, транзактный анализ

Транзактный анализ – направление, предлагающее регулировать действия участников взаимодействия через регулирование их позиций, учета ситуаций и стиля взаимодействия.

Каждый участник взаимодействия может занимать одну из трех позиций: Родитель, Взрослый, Ребенок (это психологическое описание стратегии поведения при взаимодействии). Позиция Ребенка – «хочу!», позиция Родителя – «надо!», позиция Взрослого – «“хочу!” + “надо!”».

Типы транзакций:

— дополнительные (совпадают)

— пересекающиеся (один говорит с одной позиции, другой – с другой).

Взаимодействие эффективно, когда транзакции носят «дополнительный» характер, т.е. совпадают: если партнер обращается к другому как Взрослый, то и тот отвечает с такой же позиции.

Ситуации взаимодействия:

1) Классификация ситуаций взаимодействий Леонтьева:

— социально – ориентированные

— предметно – ориентированные

— личностно – ориентированные.

2) Классификация ситуаций взаимодействий М. Аргайла:

— официальные социальные события

— случайные эпизодические встречи

— формальные контакты на работы, в быту

— ассиметричные ситуации (в быту, руководстве и т.д.).

3) Классификация ситуаций взаимодействий Э. Берна:

— ритуалы

— полуритуалы

— игры.

Каждая ситуация диктует свой стиль поведения и действий: в каждой из них человек по-разному «подает» себя. Различают три основных стиля действий: ритуальный, манипулятивный и гуманистический.

Стили взаимодействия:

1) Ритуальный стиль. Задан культурой. Цель – подтвердить свое присутствие в данной культуре, ситуации, заявить о своей компетентности в ней, этот стиль не призван изменить другого в общении. Например, в американской культуре на вопрос «Как дела?» принято отвечать «Прекрасно!» вне зависимости от релаьного положения вещей.

2) Мунипулятивный стиль. Цель – намерение управлять, обучать, оказать влияние, навязать свою позицию. Феномен «нога-в-дверях»: сначала человеку предлагают пойти на уступку, а затем незаметно подчиняют его навязанному мнению.

3) Гуманистический стиль. Цель – изменение представлений обоих партнеров относительно объекта взаимодействия. Относительно друг друга целью выступает взаимная поддержка.

При использовании каждого типа используются разные приемы самоподачи.

Типы взаимодействия

1) Кооперация – взаимосвязь двух индивидов, когда продвижение первого индивида к своей цели не препятствует продвижению второго индивида к его цели. Атрибуты: взаимопомощь, взоимовлияние, степень включенности во взаимодействие. Кооперация – необходимый элемент совместной деятельности.

2) Конкуренция – поведение, максимизирующее преимущество одного субъекта над другим.

— Продуктивная конкуренция, гуманная, справедливая (в результате возникает конкурентно – созидательная мотивация);

— Конфликт – наличие противоположных тенденций у объектов взаимодействия, проявляющихся в их действиях.

Основные типы взаимодействия: кооперация и конкуренция.

Типы взаимодействия

1) Кооперация – взаимосвязь двух индивидов, когда продвижение первого индивида к своей цели не препятствует продвижению второго индивида к его цели. Атрибуты: взаимопомощь, взаимовлияние, степень включенности во взаимодействие. Кооперация – необходимый элемент совместной деятельности.

Леонтьев, основные черты совместной деятельности:

— раздение единого процесса деятельностим между участниками,

— изменение деятельности каждого, предмет (цель) и мотив не совпадают (пример с загонщиком).

Результат деятельности каждого отдельного участника соединяется с конечным результатом совместной деятельности через развившиеся в зходе совместной деятелньости отношения.

2) Конкуренция – поведение, максимизирующее преимущество одного субъекта над другим.

— Продуктивная конкуренция, гуманная, справедливая (в результате возникает конкурентно – созидательная мотивация);

Степени продуктивной конкуренции:

а) соревнование (партнер не несет угрозы и проигравший не погибнет),

б) соперничество (победитель – безусловно выигравший, другой – абсолютно проигравший, возникают элементы конфликта),

в) конфронтация (один стремится нанести другому ущерб; легко перерастает в конфликт).

— Конфликт – наличие противоположных тенденций у объектов взаимодействия, проявляющихся в их действиях.

 

Адам Смит считал, что общества успешно функционируют именно потому, что каждый преследует собственный эгоистический интерес, тем самым улучшая положение общества в целом. То есть он отрицал вообще противоречие между интересами конкретного человека и интересами общества.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 345.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...