Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Общение как обмен информацией.




Коммуникативный процесс – процесс обмена информацией.

В коммуникативном процессе принимают участие субъекты (каждый из них активен, т.е. идет процесс создания совместной деятельности), а не объекты, поэтому важно анализировать их мотивы, цели, установки.

Особую роль играет значимость информацией. Суть коммуникативного процесса — не просто взаимное информирование, но совместное постижение предмета (смысла). Поэтому в каждом коммуникативном процессе реально даны в единстве деятельность, общение и познание.

Коммуникативное влияние – это психологическое воздействие одного коммуниканта на другого с целью изменения его поведения, также происходит изменение самого типа отношений, который сложился между участниками коммуникации.

У общающихся должно быть одинаковое понимание ситуации и должны обладать общим языком (тезаурус – общая система значений, принимаемых всеми членами группы).

Во время общения могут возникают психологические барьеры (застенчевость, неуверенность и пр.).

Все эти особенности человеческого общения говорят о том, что нельяз рассматривтаь его только в рамках теории информации. Но часть понятий заимствуется из этой теории, например, понятие направленности сигналов:

а) аксиальный коммуникативный процесс (от лат. ахis - ось), когда сигналы направлены единичным приемникам информации, т.е. отдельным людям;

б) ретиальный коммуникативный процесс (от лат. rete - сеть), когда сигналы направлены множеству вероятных адресатов.

Распространение информации в обществе происходит через своеобразный фильтр «доверия» и «недоверия». Этот фильтр действует так, что абсолютно истинная информация может оказаться непринятой, а ложная – принятой. Психологически крайне важно выяснить, при каких обстоятельствах тот или иной канал информации может быть блокирован этим фильтром. Фасцинация – средства, помогающие принятию информации и ослабляющие действия фильтров.

Типы информации:

— Побудительная (приказ, совет, просьба). Рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-то действие. Виды стимуляции: активизация, т.е. побуждение к действию в заданном направлении, интердикция, т.е. побуждение, не допускающее определенных действий, запрет нежелательных видов деятельности, дестабилизация — рассогласование или нарушение некоторых автономных форм поведения или деятельности.

— Констатирующая. Не предполагает непосредственного изменения поведения, хотя косвенно способствует этому.

Передача любой информации возможна лишь посредством знаков, точнее знаковых систем (вербальная и невербальная коммуникации используют разные знаковые системы).

Последовательность действий говорящего и слушающего исследована достаточно подробно. С точки зрения передачи и восприятия смысла сообщения схема К - С - Р (коммуникатор - сообщение - реципиент) асимметрична.

Совокупность определенных мер, направленных на повышение эффективности речевого воздействия, получила название «убеждающей коммуникации», на основе которой разрабатывается так называемая экспериментальная риторика — искусство убеждения посредством речи.

В начале 80-х годов в США, независимо друг от друга, появляются две схожие когнитивные модели убеждающей коммуникации Р. Петти и Дж. Каччоппо, а также Ш. Чейкен, в которых эффективность коммуникативного воздействия определялась глубиной анализа информации.

Обе модели выделяют два различных пути переработки убеждающего сообщения: глубокий и поверхностный. Глубокий («центральный» — у Петти и Качоппо, «систематический» — у Чейкен) предполагает тщательный анализ реципиентом убеждающего сообщения. Поверхностный («периферийный» — у Петти и Качоппо и «эвристический» — у Чейкен ) предполагает, что для реципиента главными становятся сопутствующие факторы убеждающей коммуникации. В обеих моделях утверждается, что при использовании более глубокого способа формируются более прочные социальные установки, а при использовании поверхностного они обычно недолговечны. В обеих моделях выделяются схожие факторы, влияющие на выбор реципиентом соответствующего способа переработки информации, — мотивация реципиента, его вовлеченность в проблему, его когнитивные способности и потребности, а также ситуативная обстановка.

Исследования центрального и периферийного путей изменения установок показывают: когда у человека имеется сравнительно сильная мотивация и способность к обдумыванию предложенных ему аргументов, относящихся к данному вопрос, процесс убеждения идет по центральному пути, в противоположном случае процесс идет по переферийному пути.

Вербальная коммуникация.

Передача любой информации возможна лишь посредством знаков, точнее знаковых систем.

Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, т.е. систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический.

Коммуникатор в процессе говорения кодирует, а реципиент в процессе слушания декодирует эту информацию. Термины «говорение» и «слушание» введены И.А. Зимней как обозначение психологических компонентов вербальной коммуникации (Зимняя, 1991).

С точки зрения передачи и восприятия смысла сообщения схема К — С — Р (коммуникатор — сообщение — реципиент) асимметрична.

Коммуникатор: сначала создает замысел (смысл) информации, затем идет процесс кодирвоания информации. процессу кодирования (высказыванию). Реципиент («слущающий») раскрывает смысл принимаемого сообщения одновременно с декодированием.

Диалог – последовательная смена коммуникативных ролей (говорящий может оценить насколько его понял слущающий только тогда, когда тот ответит), в ходе которой выявляется смысл речевого сообщения. Это «активный, двусторонний характер взаимодействия партнеров» (Кучинский, 1988. С. 43).

Посредством речи не просто «движется информация», участники коммуникации особым способом воздействуют друг на друга, ориентируют друг друга , т.е. стремятся достичь определенного изменении поведения. Могут существовать две разные задачи в ориентации партнера по общению. А.А. Леонтьев предлагает обозначать их как личностно-речевая ориентация (ЛРО) и социально-речевая ориентация (СРО) (Леонтьев, 1975. С. 118), что отражает не столько различие адресатов сообщения, сколько преимущественную тематику, содержание коммуникации.

Совокупность определенных мер, направленных на повышение эффективности речевого воздействия, получила название «убеждающей коммуникации», на основе которой разрабатывается так называемая экспериментальная риторика — искусство убеждения посредством речи.

Модель коммуникативного процесса, по Лассуэллу, включает пять элементов.

1) Кто? (передает сообщение) — Коммуникатор

2) Что? (передается) — Сообщение (текст)

3) Как? (осуществляется передача) — Канал

4) Кому? (направлено сообщение) — Аудитория

5) С каким эффектом? — Эффективность

Позиции коммуникатора:

— открытая — коммуникатор открыто объявляет себя сторонником излагаемой точки зрения, оценивает различные факты в подтверждение этой точки зрения;

— отстраненная — коммуникатор держится подчеркнуто нейтрально, сопоставляет противоречивые точки зрения, не исключая ориентации на одну из них, но не заявленную открыто;

— закрытая — коммуникатор умалчивает о своей точке зрения, даже прибегает иногда к специальным мерам, чтобы скрыть ее.

Невербальная коммуникация.

Основные знаковые системы невербальной коммуникации:

1) оптико-кинетическая (жесты, мимика, пантомимика),

2) пара- и экстралингвистическая (паралингвистическая система — это система вокализации, т.е. качество голоса, его диапазон, тональность; экстралингвистическая система — включение в речь пауз, покашливания, плача, смеха, наконец, сам темп речи),

3) организацияпространства и время коммуникативного процесса,

4) визуальный контакт (Лабунская, 1989).

Функции невербальной коммуникации: дополнение речи, замещение речи, репрезентация эмоциональных состояний партнеров по общению.

Проксемика (пространственная психология) – область, занимающаяся нормами пространственной и временной организации общения. Основатель проксемики – Э. Холл.

Холл исследовал первые формы пространственной организации общения у животных.

Нормы организации человеческого пространства, свойственные американской культуре: интимное расстояние (0—45 см); персональное расстояние (45—120 см), социальное расстояние (120—400 см); публичное расстояние (400—750 см).

Ряд исследований в этой области связан с изучением специфических наборов пространственных и временных констант коммуникативных ситуаций. Эти более или менее четко вычлененные наборы получили название хронотопов. (Первоначально этот термин был введен А.А. Ухтомским и позднее использован М.М. Бахтиным). Описаны, например, такие хронотопы, как хронотоп «больничной палаты», «вагонного попутчика» и др. Специфика ситуации общения создает здесь иногда неожиданные эффекты воздействия: например, не всегда объяснимую откровенность по отношению к первому встречному, если это «вагонный попутчик».

В общей теории информации вводится понятие «семантически значимой информации». Это то количество информации, которое дано не на входе, а на выходе системы, т.е. которое только и «срабатывает». Семантически значимая информация — это та, которая влияет на изменение поведения, т.е. которая имеет смысл.

К. Бёрдвистл,  единица телодвижений человека – кинема (аналогия с фонемой). Из кинем образуются кинеморфы (нечто подобное фразам), которые и воспринимаются в ситуации общения.

Существую различные классификации жестов. Выделяют, например, жесты – изображения, жесты – аккомпанементы, жесты – регуляторы разговора, жесты – выразители эмоций, аутокоммуникативные жесты (теребление волос, почесывание носа и т.д.).

Кроме выбора единицы, существует еще и вопрос о «локализации» различных мимических движений, жестов или телодвижений. Нужна тоже более или менее однозначная «сетка» основных зон человеческого лица, тела, руки и т.д. В предложениях Бёрдвистла содержался и этот аспект; все человеческое тело было поделено на 8 зон: лицо, голова, рука правая, рука левая, нога правая, нога левая, верхняя часть тела в целом, нижняя часть тела в целом. Смысл построения словаря сводится при этом к тому, чтобы единицы — кины — были привязаны к определенным зонам, тогда и получится «запись» телодвижения, что придаст ей известную однозначность, т.е. поможет выполнить функцию кода. Однако неопределенность единицы не позволяет считать эту методику записи достаточно надежной.

В литературе отмечается более 20 000 описаний выражения лица. Чтобы как-то классифицировать их и предложена методика, введенная П. Экманом. Принцип тот же самый: лицо делится на три зоны горизонтальными линиями (глаза и лоб, нос и область носа, рот и подбородок). Затем выделяются шесть основных эмоций, наиболее часто выражаемых при помощи мимических средств: радость, гнев, удивление, отвращение, страх, грусть.

Контакт глаз. В первоначальных исследованиях этой проблемы «контакт глаз» был привязан к изучению интимного общения. М. Аргайл разработал даже определенную «формулу интимности», выяснив зависимость степени интимности, в том числе и от такого параметра, как дистанция общения, в разной мере позволяющая использовать контакт глаз. Однако позже спектр таких исследований стал значительно шире: знаки, представляемые движением глаз, включаются в более широкий диапазон ситуаций общения.

Индекс визуального доминирования – соотношение времени смотрения в глаза в момент говорения и в момент слушания.

           










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 278.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...