Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Причины возникновения, типологии, структура и функции педагогических конфликтов




Конфликты могут возникать :

• между администрацией (разного уровня руководством в системе образования) с одной стороны и учителями (преподавателями) с другой;

• между администрацией и родителями;

• между администрацией учебных заведений и учащимися.

 

Разделяют конфликты по уровням противоречий:

 «учитель — ученик» , «родитель — ученик», «учитель — родитель», «учитель — учитель», «родитель — родитель», «ученик — ученик».

 

Также выделяют :

1. Конфликты типа «общество — вуз»;

2. Конфликты типа «ректорат — вузовский коллектив»;

3. Конфликты типа: «студент — преподаватель», «преподаватель —
преподаватель», «студент — студент» (рис. 5).

Промежуточными (более частными) вариантами конфликтного взаимодействия «ректорат — вузовский коллектив» могут быть конфликты типа «ректорат — деканат», «ректорат — кафедра», «кафедра — деканат», «деканат — коллектив факультета» и др.

 

Для учительских коллективов средней школы наиболее характерными являются следующие причины конфликтов:

• нетактичное отношение друг к другу;

• неудобное расписание занятий;

• непродуманные нововведения в школе;

• перекладывание чужих обязанностей на учителей;

• неравномерное распределение педагогической нагрузки;

административные и финансовые злоупотребления

 

Наибольшее число конфликтов в учительской среде вызывает проблема учебной нагрузки.

 

Причинами роста напряженности и конфликтов в учительской среде является также незащищенность учителя от несправедливых обвинений со стороны других участников социально-педагогического процесса: администрации школы, работников вышестоящих органов образования, родителей школьников, школьников.

 

Напряженную обстановку и конфликты в школьных коллективах также создают необоснованные, по мнению значительной части учителей, льготы и привилегии, которыми пользуются определенные категории сотрудников.

 

Если обобщить все перечисленные причины конфликтов, имеющих место в учительской среде, то их можно свести к двум основаниям:

1. Проблемы общения, например, отсутствие такта, вспыльчивость,
нетерпимость к недостаткам других, завышенная самооценка, психологическая несовместимость и др.;

2. Устаревшая административная система управления школьными заведениями, построенная по принципу «начальник-подчиненный», в которой почти не остается места для нормального человеческого общения.

 

На линии взаимодействия «учитель — родитель» главным объектом возникновения конфликтов является ученик. Учителя обвиняют родителей в самоустранении от процесса обучения и воспитания детей, а родители, в свою очередь, обвиняют учителей в предвзятом отношении к их ребенку и/или в некомпетентности.

Конфликты типа «ученик — родители» в основном сводятся к следующим причинам:

• плохая учеба детей: мало занимаются уроками дома, много гуляют или смотрят телевизор, прогуливают уроки в школе и т. д.;

• взаимное непонимание детей и родителей;

• грубость, несдержанность в отношениях;

• борьба ребенка за самостоятельность, расцениваемая родителями, как непослушание;

• невыполнение детьми просьб и поручений родителей;

• неблагоприятная социально-психологическая обстановка в семье (пьянство, конфликты между родителями).

 

Конфликты типа «учитель — ученик» возникают (по мнению самих учителей) по следующим причинам:

• нарушение дисциплины на уроке;

• плохое выполнение домашних заданий;

• нездоровые отношения между учениками.

С точки зрения учеников причинами конфликтов с учителями являются:

• оскорбления со стороны учителя, грубость, несдержанность;
•необъективность при оценке знаний;

• неинтересное ведение урока учителем; неподготовленное домашнее задание;

• пропуск уроков.

 

Причиной многих конфликтов также является неуважительное отношение учителей к своим ученикам, нежелание или неспособность увидеть в ученике союзника и партнера по совместной деятельности.

 

Главные причины конфликтов по линии взаимодействия «вуз — общество» обусловлены недостаточностью и нерегулярностью государственного финансирования вузовского образования.

Другая группа конфликтов по линии взаимодействия «вуз — общество» непосредственно связана с процессом обучения и его результатами.

 

Конфликты по линии взаимодействия «ректорат — вузовский коллектив» в основном сводятся к двум причинам: стилю руководства учебным заведением и социально-психологическому климату в вузовском коллективе.

 

Конфликты типа «преподаватель — преподаватель» в основном связаны с социально-профессиональной иерархией и индивидуально-психологическими особенностями профессорско-преподавательского коллектива.

По мнению преподавателей-респондентов, причины конфликтов в вузовских коллективах имеют следующие основания:

• различия в ценностных ориентациях

• различия в уровне профессионализма

• нетерпимость, бестактность в общении друг с другом

разногласия между старшими и младшими поколениями преподавателей на кафедре

 

Специфика конфликтов типа «преподаватель — студент» и «студент — преподаватель» (в отличие от конфликтов типа «учитель — ученик») заключается в том, что студент в значительно большей степени является самостоятельным субъектом педагогического процесса. По сути, он выступает «заказчиком» типа образования и способен осознанно оценивать «предлагаемый ему товар».

Другая особенность во взаимодействии «преподаватель — студент» (характерная, прежде всего, для российского высшего образования) заключается в том, что преподаватель, обладая высоким профессиональным статусом в вузовской среде, в повседневной жизни низведен до самого низкого уровня.

Во взаимодействиях студентов и преподавателей наиболее характерными являются следующие причины конфликтов:

• различия в ценностных ориентациях;

• бестактность в общении;

• различия во взаимных ожиданиях;

• уровень профессионализма преподавателя и успеваемость студентов.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 302.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...