Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Причины возникновения, типологии, структура и функции педагогических конфликтов
Конфликты могут возникать : • между администрацией (разного уровня руководством в системе образования) с одной стороны и учителями (преподавателями) с другой; • между администрацией и родителями; • между администрацией учебных заведений и учащимися.
Разделяют конфликты по уровням противоречий: «учитель — ученик» , «родитель — ученик», «учитель — родитель», «учитель — учитель», «родитель — родитель», «ученик — ученик».
Также выделяют : 1. Конфликты типа «общество — вуз»; 2. Конфликты типа «ректорат — вузовский коллектив»; 3. Конфликты типа: «студент — преподаватель», «преподаватель — Промежуточными (более частными) вариантами конфликтного взаимодействия «ректорат — вузовский коллектив» могут быть конфликты типа «ректорат — деканат», «ректорат — кафедра», «кафедра — деканат», «деканат — коллектив факультета» и др.
Для учительских коллективов средней школы наиболее характерными являются следующие причины конфликтов: • нетактичное отношение друг к другу; • неудобное расписание занятий; • непродуманные нововведения в школе; • перекладывание чужих обязанностей на учителей; • неравномерное распределение педагогической нагрузки; административные и финансовые злоупотребления
Наибольшее число конфликтов в учительской среде вызывает проблема учебной нагрузки.
Причинами роста напряженности и конфликтов в учительской среде является также незащищенность учителя от несправедливых обвинений со стороны других участников социально-педагогического процесса: администрации школы, работников вышестоящих органов образования, родителей школьников, школьников.
Напряженную обстановку и конфликты в школьных коллективах также создают необоснованные, по мнению значительной части учителей, льготы и привилегии, которыми пользуются определенные категории сотрудников.
Если обобщить все перечисленные причины конфликтов, имеющих место в учительской среде, то их можно свести к двум основаниям: 1. Проблемы общения, например, отсутствие такта, вспыльчивость, 2. Устаревшая административная система управления школьными заведениями, построенная по принципу «начальник-подчиненный», в которой почти не остается места для нормального человеческого общения.
На линии взаимодействия «учитель — родитель» главным объектом возникновения конфликтов является ученик. Учителя обвиняют родителей в самоустранении от процесса обучения и воспитания детей, а родители, в свою очередь, обвиняют учителей в предвзятом отношении к их ребенку и/или в некомпетентности. Конфликты типа «ученик — родители» в основном сводятся к следующим причинам: • плохая учеба детей: мало занимаются уроками дома, много гуляют или смотрят телевизор, прогуливают уроки в школе и т. д.; • взаимное непонимание детей и родителей; • грубость, несдержанность в отношениях; • борьба ребенка за самостоятельность, расцениваемая родителями, как непослушание; • невыполнение детьми просьб и поручений родителей; • неблагоприятная социально-психологическая обстановка в семье (пьянство, конфликты между родителями).
Конфликты типа «учитель — ученик» возникают (по мнению самих учителей) по следующим причинам: • нарушение дисциплины на уроке; • плохое выполнение домашних заданий; • нездоровые отношения между учениками. С точки зрения учеников причинами конфликтов с учителями являются: • оскорбления со стороны учителя, грубость, несдержанность; • неинтересное ведение урока учителем; неподготовленное домашнее задание; • пропуск уроков.
Причиной многих конфликтов также является неуважительное отношение учителей к своим ученикам, нежелание или неспособность увидеть в ученике союзника и партнера по совместной деятельности.
Главные причины конфликтов по линии взаимодействия «вуз — общество» обусловлены недостаточностью и нерегулярностью государственного финансирования вузовского образования. Другая группа конфликтов по линии взаимодействия «вуз — общество» непосредственно связана с процессом обучения и его результатами.
Конфликты по линии взаимодействия «ректорат — вузовский коллектив» в основном сводятся к двум причинам: стилю руководства учебным заведением и социально-психологическому климату в вузовском коллективе.
Конфликты типа «преподаватель — преподаватель» в основном связаны с социально-профессиональной иерархией и индивидуально-психологическими особенностями профессорско-преподавательского коллектива. По мнению преподавателей-респондентов, причины конфликтов в вузовских коллективах имеют следующие основания: • различия в ценностных ориентациях • различия в уровне профессионализма • нетерпимость, бестактность в общении друг с другом разногласия между старшими и младшими поколениями преподавателей на кафедре
Специфика конфликтов типа «преподаватель — студент» и «студент — преподаватель» (в отличие от конфликтов типа «учитель — ученик») заключается в том, что студент в значительно большей степени является самостоятельным субъектом педагогического процесса. По сути, он выступает «заказчиком» типа образования и способен осознанно оценивать «предлагаемый ему товар». Другая особенность во взаимодействии «преподаватель — студент» (характерная, прежде всего, для российского высшего образования) заключается в том, что преподаватель, обладая высоким профессиональным статусом в вузовской среде, в повседневной жизни низведен до самого низкого уровня. Во взаимодействиях студентов и преподавателей наиболее характерными являются следующие причины конфликтов: • различия в ценностных ориентациях; • бестактность в общении; • различия во взаимных ожиданиях; • уровень профессионализма преподавателя и успеваемость студентов. • |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 353. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |