Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Воспитательная компонента в профессиональном образовании.




Воспитание, обучение и развитие являются равноценными составляющими образования. Последняя компонента, будучи пограничной между двумя предыдущими, сочетает в себе присущие им характеристики, поскольку в процессе развивающего обучения воспитываются новые личностные качества обучаемых. Это разделение условно, ибо на практике все сферы образования тесно переплетены. Но поскольку организация, формы, методы обучения и воспитания имеют свою специфику, для объяснения сущности воспитания следует рассмотреть отдельно эту педагогическую категорию, уяснить ее смыслы, цели и задачи в контексте современных социально-экономических преобразований в нашей стране.

Воспитание– социально-организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса.

Образованиеесть процесс систематического и целенаправленного воздействия на формирование различных сторон личности и трансформации культуры.

В связи с реформированием образования и сменой образовательной парадигмы проблема воспитания на всех образовательных уровнях стоит особенно остро. Современные реалии вузовской жизни свидетельствуют о том, что в постсоветском образовательном пространстве воспитательная компонента как рудиментарный орган старой системы утратила свою значимость, новая же парадигма воспитания еще только складывается и обретает новые аксиологические смыслы. В этой пограничной ситуации воспитательные процессы пущены как бы на самотек и зависят от воли и мастерства педагогов, кураторов, инициативы администрации и традиций конкретного учебного заведения.

В процессе развития общества изменяется содержание воспитания, но всегда в качестве субъекта воспитания педагогика рассматривает человека, а воспитательное воздействие направлено на его совершенствование. Это дает основание определить феномен воспитания как своеобразную деятельность педагогов-воспитателей, направленную на изменение сознания, мировоззрения, психологии, ценностных ориентаций, знаний и способов деятельности личности, способствующую ее качественному росту и совершенствованию.

Цели воспитания –это ожидаемые изменения в коллективе или личности, осуществляемые в процессе реализации системы воспитательных действий.

Главная цель воспитания– формирование гармонично и всесторонне развитой личности, подготовленной к инициативной, социальной и профессиональной деятельности в современном обществе, личности, способной разделить и преумножать его ценности.

Цели воспитания определяют его содержание, методы и средства, оптимальное взаимодействие которых должно обеспечивать искомый результат.

Воспитание – многофакторный процесс, зависящий от ряда объективных и субъективных факторов.

К объективным факторам следует отнести социально-исторические особенности, культурные традиции страны, принятую систему образования, к субъективным – личностные качества педагогов, уровень их педагогического мастерства и ценностные ориентации участников воспитательного процесса.

Будучи двухсторонним процессом воспитание предполагает смещение акцентов инициативы от воспитателя через партнерство к самовоспитанию, когда становится плодотворной инициатива субъекта или субъектов воспитания через акт самовоспитания.

В педагогической науке выделяется умственное, нравственное, эстетическое, трудовое, физическое воспитание, которое сегодня дополняется его гражданским, правовым, экономическим направлениями.

Процессы воспитания в рамках отдельного направления могут быть реализованы на следующих уровнях: на уровне социума, социальных институтов, социальных групп, межличностном и интраперсональном (самовоспитание) уровнях.

Исторически сложившиеся типы воспитания развивались внутри соответствующих типов культуры. Становление цивилизации обусловило тип воспитания, детерминированный социальным и экономическим неравенством, разделением труда, а следовательно разными педагогическими задачами.

Восточный тип культурыопределил восточный тип воспитания, основанный на примате общества над личностью, жестком следовании традициям и канонам, ограничении индивидуальной свободы.

Западный тип культуры, возникший в Античную эпоху, породил педагогические традиции, характеризующие следующими чертами: ориентация на развитие человеческой воли и разума, утверждение в человекеиндивидуального и творческого начал, гармонизация отношений личности и общества.

Традиции российского воспитанияскладывались под влиянием западной культуры, наслаиваясь на национальные особенности и социально- историческую специфику, что не помешало формированию в России одной из лучших образовательных систем в мире.

Воспитательные задачи решаются посредством определенных методов воспитания, составляющих инструментарий педагогов-воспитателей. Классификация методов воспитания условна и зависит от модели воспитания, его видов и направлений, воспитательной среды, возраста воспитуемых, личности воспитателя.

Воспитание в условиях государственного реформирования образования может осуществляться на социетарном уровне. Воспитание на институциональном уровне реализуется в рамках профессионального образования.

В процессе обучения в вузе могут быть реализованы практически все направления воспитательного воздействия, особенно в университетском профессиональном образовании. Блоки дисциплин, достаточно полно представленных в учебных планах специальности, дают возможность получения:

1. Нравственного, эстетического воспитания; гражданского, правового, экономического воспитания(гуманитарный блок).

2. Умственного (блок научных дисциплин).

3. Трудового – во время производственной практики и непосредственно в учебном процессе.

Как бы ни была установлена классификация воспитательных методов, среди них можно выделить три основные группы:

методы, формирующие мировоззрение и ценностные ориентации студентов;

методы, стимулирующие мотивацию;

методы, способствующие раскрытию творческого потенциала личности и ее качественному приросту.

Процессуальные характеристики дисциплин часто служат одновременно для достижения дидактических и воспитательных целей.

Ценностные приоритеты воспитательной компоненты образования, которые в равной степени касаются преподавателей и студентов:

1. Ориентированность личности на общечеловеческие гуманистические ценности.

2. Демократизм и толерантность.

3. Сочетание космизма и национальной идеи.

4. Раскрытие сущностных креативных способностей личности.

5. Региональный характер воспитания, направленный на формирование потребностей реализовывать свой творческий потенциал в «обустройстве» малой Родины.

Личностно-ориентированное развивающееся обучениележитвоснове гуманизации образования и неразрывно связанное с воспитанием, является тем всеобъемлющем процессом, который пронизывая все стороны жизни студента, и будет способствовать гармоничному развитию его личности. Большую роль в воспитании играет личность педагога, его педагогическое мастерство, знание психологии студентов.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 222.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...