Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Сущность, типология педагогического общения и педагогической культуры.




Педагогическая культура – совокупность достижений в области обучения и воспитания. Названный комплекс включает три основные составляющие:

общую культуру, как меру освоения достижений человечества;

профессионализм, складывающийся из активного владения предметом и технологией обучения;

профессионально-личностные качества – морально-этические и социальные особенности, присущие педагогу.

Педагогическое общение является проявлением коммуникативной культуру преподавателя.

Под педагогическим общением понимают многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности.

Отметим, что для успешного осуществления своей профессиональной деятельности преподаватель обязан обладать такими коммуникативными умениями как:

а) умение устанавливать эмоциональный контакт, завоевывать инициативу в общении;

б) умение управлять своими эмоциями;

в) наблюдательность и переключаемость внимания;

г) социальная перцепция, т.е. понимание психологического состояния по внешним признакам;

д) умение «подавать себя» в общении;

е) обладание речевыми (вербальными) и неречевыми (невербальными) умения коммуникации.

Высокий уровень педагогического общения предполагает:

1) наличие экспрессивных умений и способностей:

выразительность речи, жестов, мимики, внешнего облика;

2) наличие перцептивных умений и способностей:

умение понять состояние учащегося, установить контакт, умение и способность составить адекватный образ учащегося.

Основными компонентами коммуникативной культуры является содержательный, мотивационный и личностно-деятельностный.

Содержательный компонент состоит из таких знаний как: знание возрастных и индивидуально-психологических особенностей личности; психологических приемов привлечения и удержания внимания; атрибутов общения; стандартов коммуникативного поведения; особенностей монологической и диалогической форм общения; соблюдение норм современного литературного языка; учет функциональных стилей общения; знания в области межкультурного общения.

Мотивационный компонент включает в себя мотивы и потребности.

Личностно-деятельный компонент включает коммуникативные, информационные, аналитические, конструктивные, прогностические, организаторские, рефлексивные и перцептивные умения.

Коммуникативные умения и позиции развивают важные психологические качества, которые являются составляющими компетентности специалиста. К ним относятся педагогический такт, педагогическая эмпатия, педагогическая общительность, обладание педагогической этикой.

Педагогическая эмпатия включает понимание другого человека, опирающееся на анализ его личности; эмоциональное сопереживание другому человеку, отклик на чувства другого человека и выражение своих чувств; стремление содействовать, помогать другому человеку.

Преподаватель при осуществлении своей профессиональной деятельности должен обладать таким качеством, как толерантность. Этотпринцип связан с осознанной невозможностью преодолеть немедленно многие слабости и несовершенства человеческого рода (высокомерие, стресс, несовместимость характеров). Толерантность, как правило, рождает взаимное доверие, понимание, откровенность, помогает преодолевать конфликтные ситуации.

Коммуникативнаякультура выражается в умении установить гуманистические, личностно-ориентированные взаимоотношения с учащимися и коллегами, что предполагает наличие у специалиста:

1) ориентации на признание положительных качеств, сильных сторон, значимости другого;

2) способности к эмпатии, пониманию и учету эмоционального состояния другого;

3) умения давать положительную обратную связь другому;

4) умения мотивировать других на деятельность и достижения в ней;

5) конкретных коммуникативных умений: приветствовать, общаться, задавать вопросы, отвечать, активно слушать, оценивать, просить, поддерживать, отказывать;

6) уважения к самому себе, знания собственных сильных сторон, умения использовать их в собственной деятельности;

7) способности осуществлять педагогическую поддержку организации совместной деятельности и межличностного общения учащихся.

Существует реальная потребность современного общества в специалистах, способных к постоянному развитию своих личностных качеств, духовного мира, профессионализма, умеющих с максимальным эффектом развивать общую и коммуникативную культуру.

Общепринятой классификацией стилей педагогического общения является их деление на авторитарный, демократический и попустительский, также выделяют такие стили педагогического общения, как общение, основанное на увлеченности совместной творческой деятельностью педагогов и учащихся; общение, в основе которого лежит дружеское расположение; общение-дистанция; общение-устрашение; общение-заигрывание.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 198.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...