Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Сущность, типология педагогического общения и педагогической культуры.
Педагогическая культура – совокупность достижений в области обучения и воспитания. Названный комплекс включает три основные составляющие: общую культуру, как меру освоения достижений человечества; профессионализм, складывающийся из активного владения предметом и технологией обучения; профессионально-личностные качества – морально-этические и социальные особенности, присущие педагогу. Педагогическое общение является проявлением коммуникативной культуру преподавателя. Под педагогическим общением понимают многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности. Отметим, что для успешного осуществления своей профессиональной деятельности преподаватель обязан обладать такими коммуникативными умениями как: а) умение устанавливать эмоциональный контакт, завоевывать инициативу в общении; б) умение управлять своими эмоциями; в) наблюдательность и переключаемость внимания; г) социальная перцепция, т.е. понимание психологического состояния по внешним признакам; д) умение «подавать себя» в общении; е) обладание речевыми (вербальными) и неречевыми (невербальными) умения коммуникации. Высокий уровень педагогического общения предполагает: 1) наличие экспрессивных умений и способностей: выразительность речи, жестов, мимики, внешнего облика; 2) наличие перцептивных умений и способностей: умение понять состояние учащегося, установить контакт, умение и способность составить адекватный образ учащегося. Основными компонентами коммуникативной культуры является содержательный, мотивационный и личностно-деятельностный. Содержательный компонент состоит из таких знаний как: знание возрастных и индивидуально-психологических особенностей личности; психологических приемов привлечения и удержания внимания; атрибутов общения; стандартов коммуникативного поведения; особенностей монологической и диалогической форм общения; соблюдение норм современного литературного языка; учет функциональных стилей общения; знания в области межкультурного общения. Мотивационный компонент включает в себя мотивы и потребности. Личностно-деятельный компонент включает коммуникативные, информационные, аналитические, конструктивные, прогностические, организаторские, рефлексивные и перцептивные умения. Коммуникативные умения и позиции развивают важные психологические качества, которые являются составляющими компетентности специалиста. К ним относятся педагогический такт, педагогическая эмпатия, педагогическая общительность, обладание педагогической этикой. Педагогическая эмпатия включает понимание другого человека, опирающееся на анализ его личности; эмоциональное сопереживание другому человеку, отклик на чувства другого человека и выражение своих чувств; стремление содействовать, помогать другому человеку. Преподаватель при осуществлении своей профессиональной деятельности должен обладать таким качеством, как толерантность. Этотпринцип связан с осознанной невозможностью преодолеть немедленно многие слабости и несовершенства человеческого рода (высокомерие, стресс, несовместимость характеров). Толерантность, как правило, рождает взаимное доверие, понимание, откровенность, помогает преодолевать конфликтные ситуации. Коммуникативнаякультура выражается в умении установить гуманистические, личностно-ориентированные взаимоотношения с учащимися и коллегами, что предполагает наличие у специалиста: 1) ориентации на признание положительных качеств, сильных сторон, значимости другого; 2) способности к эмпатии, пониманию и учету эмоционального состояния другого; 3) умения давать положительную обратную связь другому; 4) умения мотивировать других на деятельность и достижения в ней; 5) конкретных коммуникативных умений: приветствовать, общаться, задавать вопросы, отвечать, активно слушать, оценивать, просить, поддерживать, отказывать; 6) уважения к самому себе, знания собственных сильных сторон, умения использовать их в собственной деятельности; 7) способности осуществлять педагогическую поддержку организации совместной деятельности и межличностного общения учащихся. Существует реальная потребность современного общества в специалистах, способных к постоянному развитию своих личностных качеств, духовного мира, профессионализма, умеющих с максимальным эффектом развивать общую и коммуникативную культуру. Общепринятой классификацией стилей педагогического общения является их деление на авторитарный, демократический и попустительский, также выделяют такие стили педагогического общения, как общение, основанное на увлеченности совместной творческой деятельностью педагогов и учащихся; общение, в основе которого лежит дружеское расположение; общение-дистанция; общение-устрашение; общение-заигрывание. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 198. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |