Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Предмет педагогической науки и ее основные категории.
Педагогику чаще всего определяют как науку о воспитании, обучении и образовании. Объект педагогики - воспитание как сознательно и целенаправленно осуществляемый процесс. Предметом педагогики является исследование сущности и закономерностей подготовки растущего человека к жизни в обществе (социализация) и его личностного формирования и развития (индивидуализация) в условиях специально организованного воспитания, обучения и образования. Понятие и термин «педагогика» имеют по смыслу и сущности по меньшей мере четыре аспекта: практический инструмент (практика), искусство (педагогическая инженерия), теория и учебная дисциплина (предмет или курс). Теоретический аспект педагогики. Потребность в новых знаниях возникает там и тогда, когда обнаруживается противоречие и разрыв между традиционной педагогической практикой и обобщенным искусством. Мастерство педагога дает сбои, не срабатывает; опыт мастера не дает объяснения новому, нетрадиционному педагогическому явлению: почему не достигнута цель, какие причины обусловили отход результата воспитательной деятельности от привычно ожидаемого? Так начинается поиск нового, ранее не известного, т.е. возникает научно-педагогическое исследование, предметом которого являются законы, закономерности и тенденции учебно-воспитательного процесса. Постепенно складывась наука педагогика. Педагогическая практика - учебно-воспитательная деятельность на основе интуиции, на уровне здравого смысла и традиционных представлений о воспитании. Педагогика как искусство (К. Д. Ушинский). Уже обобщен опыт поколений и он дает положительный результат. В этом случае традиция осознана, деятельность организуется на уровне достигнутого, т.е. воспитательные умения и навыки доводятся до совершенства (мастерства), но новой информации нет. Педагогический процесс - это специально организованное взаимодействие обучающего и обучаемого с целью передачи и освоения социального опыта. Педагогический процесс включает в себя два основных компонента: обучение и воспитание. Любая область научного знания связана с развитием понятий. Основные категории педагогики таковы: педагогический процесс, воспитание, обучение, образование, самообучение, самовоспитание, самообразование. Воспитание (социальное) - целенаправленный и специально организованный процесс формирования личности. Обучение - совместное целенаправленное взаимодействие педагога и обучаемого по усвоению явлений окружающего мира, их закономерностей и определенных способов деятельности, необходимых для труда и жизни в обществе. Образование - процесс обучения и воспитания в интересах человека, государства, направленный на сохранение, приумножение и передачу знаний новым поколениям, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, нравственном, физическом развитии, подготовку квалифицированных кадров для отраслей экономики. Самообучение - освоение и самостоятельное использование механизмов овладения социокупыурными нормами общественного сознания. Самовоспитание - сознательная, целенаправленная деятельности человека по совершенствованию своих положительных качеств и преодолению отрицательных. Самообразование - целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знании в какой-либо области. Формирование - процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов: экологических, социальных, экономических, идеологических, психологических и т.д. Формирование подразумевает достижение личностной зрелости устойчивости. Развитие - процесс и результат количественных и качественных изменений физических и духовных начал человека. Способность к развитию есть важнейшее качество личности на протяжении всей ее жизни. Общие понятия о дидактике. В современном понимании дидактика представляет собой важнейшую отрасль научного знания, которая изучает и исследует проблемы обучения и образования. Впервые это слово появилось в сочинениях немецкого педагога Вольфганга Ратке (Ратихия) для обозначения искусства обучения. В том же значении употребил это понятие и чешский педагог Ян Амос Коменский. Неизменными со времен Ратихия остаются и основные задачи дидактики – разработка проблем: чему учить и как учить; современная наука интенсивно исследует также проблемы: когда, где, кого и зачем учить. Дидактика – теоретическая и одновременно нормативно-прикладная наука. Ее основой является общая теория образования, основы этой теории являются основополагающими для всех воспитательно-образовательных наук. Объектом изучения дидактики являются реальные процессы обучения. Дидактические исследования своим объектом делают реальные процессы обучения, дают знания о закономерных связях между различными его сторонами, раскрывают сущностные характеристики структурных и содержательных элементов процесса обучения. В этом заключается научно-теоретическая функция дидактики. Полученное теоретическое знание позволяет решать многие проблемы, связанные с обучением, а именно: приводить в соответствие с изменяющимися целями содержание образования, устанавливать принципы обучения, определять оптимальные возможности обучающих методов и средств, конструировать новые образовательные технологии и т. д. Все это говорит о нормативно-прикладной (конструктивной) функции дидактики. По ширине охвата изучаемой действительности выделяют общую и частную дидактику. Общая дидактика исследует процесс преподавания и учения вместе с факторами, которые его порождают, условиями, в которых он протекает, а также результатами, к которым он приводит. Частные (конкретные) дидактики называются методиками преподавания. Они изучают закономерности протекания процесса, содержания, формы и методы преподавания различных учебных предметов. Каждый учебный предмет имеет свою методику. Являясь отраслью научного знания, дидактика решает ряд теоретических задач: – установление целей и задач теории; – анализ процесса обучения, установление его закономерностей; – обоснование принципов и правил обучения; – определение содержания и форм организации обучения; – разъяснение методов и средств обучения; – характеристика материальных средств обучения. Прослеживается взаимодействие и взаимосвязь дидактики с другими науками, например с философией, социологией, логикой, психологией, кибернетикой, математикой и т. д. Методологическую основу дидактики составляет философская теория познания. Изучение законов функционирования и развития общества, социальных отношений сближает дидактику с социологий. Развитие современной дидактической системы носит название процесса демократизации и гуманизации. Отличие современной дидактики в том, что целью обучения является общее развитие индивида, процесс обучения рассматривается как двусторонний процесс, управляемый учителем, при этом учитываются интересы и потребности обучаемых. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 184. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |