Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Система свойств человеческого действия




В ходе исследований проведенных П. Я. Гальпериным по теории планомерно-поэтапного формирования умственных действий, изучения феномена интериоризации внешних действий и создания модели, воспроизводящей искомый феномен, возникла объективная необходимость дальнейшей оценки качества сформированного действия. Для этого П. Я. Гальпериным была создана система свойств человеческих действий. Все свойства действия делятся две группы:

Первичные параметры действия, характеризующие любое человеческое действие):

1. полнота свойств звеньев

2. мера дифференцировки существенных отношений от несущественных

3. уровень осуществления

4. энергетические свойства (временные и силовые характеристики)

Вторичные параметры действия, представляющие собой результат интеграции первичных свойств:

1. разумность — ориентация на полный состав действия и дифференциация существенных признаков от несущественных;

2. осознанность — разумность и вербализованность действия;

3. критичность — разумность действия, его осознанность и ориентировка на критерии качества действия;

4. мера освоения — помимо первых трех вторичных свойств учитывает требуемую скорость и энергозатратность действия.

Метод планомерно-поэтапного формирования умственных действий

Так как в процессе своего формирования умственное действие значительно преобразуется, невозможно исследовать результат этого формирования — раскрытие психологических механизмов возможно только в процессе его осуществления. Это стало основной для формулировки П. Я. Гальпериным идеи формирующего эксперимента на основе метода поэтапного формирования — не искать то, что уже сформировано, а формировать это в контролируемых условиях. Метод планомерно-поэтапного формирования умственных действий представляет собой концепцию получения действия с определенными, заранее заданными свойствами. Данный метод позволяет раскрыть связи между содержанием деятельности, условиями его усвоения и характеристиками получаемого действия.
Позднее П. Я. Гальперин написал, что метод поэтапного формирования «впервые обнаруживает «синюю птицу» психологии — собственно психологические механизмы». Данный метод открывает широкие возможности для практического применения данной теории в целях обучения.

Теоретическое значение

1. П.Я.Гальперин предложил единицу анализа психической жизни человека — целенаправленное осмысленное развивающееся человеческое действие.

2. Созданный П.Я.Гальпериным метод планомерно-поэтапного формирование умственного действия с заранее заданными свойствами стал орудием развития душевной жизни.

3. Создал новый подход к методу исследования – формирующий эксперимент.

4. Создал систему контроля качества выполнения действия.

Практическое значение

1. Использование метода планомерно-поэтапного формирования значительно сокращает время формирования навыков при повышении их качества (способствует автоматизации действий на высшем уровне).

2. Данная теория может быть использована на практике на всех уровнях образования.

3. На основании положений данной теории учениками и последователями П.Я.Гальперина было осуществлено множество прикладных проектов по совершенствованию содержания и процесса обучения.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 239.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...