Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Управление инновационными проектами. Инвестирование⇐ ПредыдущаяСтр 24 из 24
инновационных проектов В стандартах Института управления проектами США под проектом понимается временное усилие (действие), предпринятое для создания уникального продукта или услуги. И. И. Мазур, В. Д. Шапиро, Г. Ольдероге дают следующее определение: проект – это целенаправленное, заранее проработанное и запланированное создание или модернизация физических объектов, технологических процессов, технической и организационной документации для них, материальных, финансовых, трудовых и иных ресурсов, а также управленческих решений и мероприятий по их выполнению. Резюмируя различные подходы к пониманию сущности и содержания проекта можно определить, что: - проект– это идея и действияпо ее реализации с целью создания продукта, услуги или другого полезного результата; - реализация проекта– это комплекс мер, дел и действий, направленных на достижение целей проекта; - результат – созданный продукт, услуга, соответствующая требованиям, указанным в проекте; - управление проектами – это процесс применения знаний, навыков, методов, средств и технологий к проектной деятельности с целью воплощения замыслов участников проекта. Современные инновационные проекты почти всегда имеют смешанныйхарактер. Принято выделять социальный и культурологический, а также технический и технологический аспекты управления проектами. Рациональное сочетание этих аспектов определяет результат и экономические показатели проекта. Группа взаимосвязанных проектов и различных мероприятий, объединенных общей целью и условиями выполнения, называется программой. Программаможет быть представлена как совокупность проектов, объединенных общей целью, выделенными ресурсами, временем выполнения, технологией, организацией и др. Выполнение отдельного проекта в составе программы может не давать ощутимого результата, в то время как осуществление всей программы обеспечивает максимальную эффективность. Программы могут носить макроэкономический характер и затрагивать интересы значительной части населения. По содержанию они могут быть экономическими, социальными, организационными, техническими и смешанными. В рамках программ рассматриваются мега- и мультипроекты. Мегапроекты – это целевые программы, содержащие множество взаимосвязанных проектов, объединенных общей целью, выделенными ресурсами и временем на их выполнение. Такие программы могут быть международными, государственными, национальными, региональными, межотраслевыми, отраслевыми и смешанными. Как правило, программы формируются, поддерживаются и координируются на верхних уровнях управления: государственном (межгосударственном), региональном, муниципальном. Мультипроекты–это комплексные программы или проекты, осуществляемые в рамках крупных предприятий.Они связаны с определением концепций и направлений стратегического развития компаний и превращением их в прибыльные, конкурентоспособные предприятия. Определение цели проекта – важный этап в разработке его концепции. После определения цели приступают к поиску и оценке альтернативных способов ее достижения. Для каждого проекта может быть построено множество взаимосвязанных целей, которые должны быть четко определены и иметь ясный смысл. Результаты, получаемые при достижении цели, должны быть измеримы, а заданные ограничения и требования – выполнимы. При управлении проектами область допустимых решений обычно ограничивается временем, бюджетом, ресурсами и требуемым качеством получаемых результатов. Все цели проекта можно разделить на явные(указанные в официальных документах) и неявные(конфиденциальные или даже нелегальные, которые формально нигде не записываются, но которым следуют в процессе управления проектом). Следующей важной составляющей управления проектами является стратегия проекта,в которой определяются процессы, действия, результаты достижения целей и миссии проекта. Часто требуется специальный механизм координации исполнения проекта, для чего в организационной структуре предприятия формируют координирующий орган. Понимание проекта как структурированного информационного объекта, подчиняющегося логическим суждениям и формальным правилам, является основой профессиональных методов управления проектом. Структура проекта– это основные его части (элементы), необходимые и достаточные для эффективного осуществления процесса. Процессы управления проектамиреализуются на протяжении их жизненного цикла посредством прямых и обратных связей между субъектами и объектами управления с помощью функций управления. Рассмотрим основные процессы управления проектами. 1. Инициация –зарождение и продвижение проекта и его частей, а также подготовительная работа для последующего планирования и проектирования. 2. Разработка и планирование – выработка направления и объема действий для успешной реализации проекта. Определение ключевых событий (вех) и учет возможных внутренних и внешних сил воздействия на проект - неотъемлемая часть планирования. Наиболее успешно планирование происходит при непосредственном участии всех сторон, вовлеченных в реализацию проекта. Для эффективного руководства проектом на всех этапах жизненного цикла разрабатывают планы его реализации. Основные задачи инвестирования инноваций: - создание необходимых предпосылок для быстрого и эффективного внедрения технических новинок; - сохранение и развитие научно-технического потенциала; - создание необходимых материальных условий для сохранения кадрового потенциала науки и техники, предотвращения его утечки за рубеж; - рост количества и эффективности инноваций и повышение за счет этого благосостояния людей. В настоящее время в качестве основных источников средств, используемых для инвестирования инновационной деятельности, выступают следующие. 1. Финансовые ресурсы, образуемые за счет собственных средств: - доходы (прибыль от реализации товарной продукции, научно-технической продукции, финансовых операций и др.); - поступления (амортизационные отчисления, выручка от реализации имущества, устойчивые пассивы, целевые поступления и др.). 2. Бюджетные ассигнования: - средства федерального бюджета (например, из статьи бюджета на развитие науки и техники); - ассигнование проекта из регионального, городского бюджета. 3. Финансовые ресурсы, поступающие в порядке перераспределения: - дивиденды и проценты по ценным бумагам; - финансовые ресурсы, поступающие от отраслевых и региональных структур. 4. Финансовые ресурсы, полученные от кредитных организаций или внешних инвесторов: - кредитные инвестиции; - спонсорские средства; - средства российских и международных фондов и программ научного и технологического развития. Каким бы ни был источник инвестирования инновационного проекта, работа с ним начинается с экспертизы бизнес-плана проекта. Суть венчурного (рискового) инвестирования состоит в том, что фонд инвестирует свой капитал в акции предприятия и становится, таким образом, его совладельцем. Фонд не претендует на контрольный пакет акций, но принимает участие в управлении и выработке стратегии развития предприятия. Успех финансовой деятельности венчурного капиталиста не гарантирован – в случае неудачи он рискует, как и другой держатель акций. В случае же успеха основным результатом является не только прибыль венчурного фонда, но и успешное развитие предприятия.
3. Влияние отрасли на эффективность функционирования национальной экономики. Одним из основных условий эффективного функционирования национальной экономики является сбалансированность ее отраслевой структуры и наличие конкурентной среды. Следовательно, отраслевая политика государства должна быть направлена на развитие этих факторов. К целям государственной отраслевой политики относятся три главные концепции воздействия государства на деятельность фирмы: 1) Содействие экономической эффективности. Предполагается, что достижение экономической эффективности общества возможно при наличии конкуренции, в результате которой достигается эффективное распределение ресурсов. Конкуренция является средством создания среды, способствующей снижению издержек, созданию новых продуктов, новых фирм, новых видов деятельности, новых методов производства и реализации, технического прогресса и инноваций. 2) Оптимизация поведения экономических агентов. Создание конкурентной среды это процесс, позволяющий фирмам самостоятельно оптимизировать свое поведение. Так как рынки постоянно эволюционируют, отраслевая политика должна создавать условия благоприятные для конкуренции (свобода выхода и входа, стимулы к инновациям, поддержка определенной степени соперничества между фирмами). 3) Содействие лучшему функционированию общества в целом. Отраслевая политика государства отражает общественные интересы: - защита национальной промышленности, - помощь фирмам и отраслям в трудных ситуациях, - развитие регионов, - защита занятости, - стимулирование фирм лидеров, - защита от иностранного капитала, - развитие мелкого и среднего бизнеса, - защита прав потребителей, - установление правил добросовестной конкуренции, Важным направлением государственного регулирования развития отраслей является антимонопольная политика, целью которой являются: • обеспечение эффективности производства и распределения ресурсов в экономике; • предотвращение или ликвидация нежелательных рыночных структур и нежелательного поведения экономических агентов - то есть таких ситуаций, которые рассматриваются как нарушающие общественное благосостояние; • помощь одним группам экономических агентов за счет других (например, содействие малым фирмам в их конкуренции с крупными, независимо от их эффективности, или фирмам одних отраслей по сравнению с другими). Разные страны уделяют разное значение целям в своих антимонопольных законодательствах, что отражает те или иные предпочтения стран в стимулировании конкуренции. Все же большинство стран стоит на позиции препятствования определенной деятельности фирм, которая рассматривается как незаконная. Большое влияние на характер отраслевой структуры национальной экономики оказывает научно-технический прогресс. Он приводит к тому, что некоторые отрасли исчезают или же стагнируют, а другие, например атомная энергетика, активно развиваются. Отличительной особенностью является возникновение смежных отраслей экономики - нефтехимической, ракетно-космической и т.д. Изменение отраслевой структуры идет по следующим основным направлениям: принципиальное изменение технологий производства; доминирование обрабатывающей отрасли по сравнению с добывающей; развитие наукоемких отраслей национальной экономики; смещение центра тяжести в сторону непроизводственных отраслей. Современная отраслевая структура национальной экономики России характеризуется преобладанием топливно-энергетического комплекса (ТЭК). Он является одной из наиболее капиталоемких отраслей, в связи с чем происходит отток капитала от других отраслей. Ориентация ТЭК на международный рынок делает Россию зависимой от мирового колебания цен. В результате чего более половины ВВП страны формируется от продажи ресурсов. Преобладание добывающих отраслей экономики негативным образом сказывается на общих темпах развития национальной экономики. Доминирование ТЭК препятствует развитию наукоемких отраслей экономики.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 248. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |