Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Управление инновационными проектами. Инвестирование




 инновационных проектов

В стандартах Института управления проектами США под проектом понимается временное усилие (действие), предпринятое для создания уникального продукта или услуги. И. И. Мазур, В. Д. Шапиро, Г. Ольдероге дают следующее определение: проект – это целенаправленное, заранее проработанное и запланированное со­здание или модернизация физических объектов, технологических процессов, тех­нической и организационной документации для них, материальных, финансовых, трудовых и иных ресурсов, а также управленческих решений и мероприятий по их выполнению.

Резюмируя различные подходы к пониманию сущности и содержания проекта можно определить, что:

- проект– это идея и действияпо ее реализации с целью создания продукта, услуги или другого полезного результата;

- реализация проекта– это комплекс мер, дел и действий, направленных на достижение целей проекта;

- результат созданный продукт, услуга, соответствующая требованиям, указанным в проекте;

- управление проектамиэто процесс применения зна­ний, навыков, методов, средств и технологий к проектной деятельности с целью воплощения замыслов участников проекта.

Современные инновационные проекты почти всегда имеют смешанныйхарактер. Принято выделять социальный и культурологический, а также технический и технологический аспекты управления проектами. Рациональное сочетание этих аспектов определяет результат и экономические показатели проекта.

Группа взаимосвязанных проектов и различных мероприятий, объединенных общей целью и условиями выполнения, называется программой. Программаможет быть представлена как совокупность проектов, объеди­ненных общей целью, выделенными ресурсами, временем выполнения, техноло­гией, организацией и др. Выполнение отдельного проекта в составе программы может не давать ощутимого результата, в то время как осуществление всей про­граммы обеспечивает максимальную эффективность.

Программы могут носить макроэкономический характер и затрагивать инте­ресы значительной части населения. По содержанию они могут быть экономическими, социальными, организационными, техническими и смешанными. В рамках программ рассматриваются мега- и мультипроекты.

Мегапроекты это целевые программы, содержащие множество взаимосвязанных проектов, объединенных общей целью, выделенными ресурсами и временем на их выполнение. Такие программы могут быть международными, государственными, нацио­нальными, региональными, межотраслевыми, отраслевыми и смешанными. Как правило, программы формируются, поддерживаются и координируются на верх­них уровнях управления: государственном (межгосударственном), региональном, муниципальном.

Мультипроекты–это комплексные программы или проекты, осуществляемые в рамках крупных предприятий.Они связаны с определением концепций и направлений стратегического развития компаний и превращением их в прибыльные, конкурентоспособные предприятия.

Определение цели проекта – важный этап в разработке его концепции. Пос­ле определения цели приступают к поиску и оценке альтернативных способов ее достижения. Для каждого проекта может быть построено множество взаимосвя­занных целей, которые должны быть четко определены и иметь ясный смысл. Результаты, получаемые при достижении цели, должны быть измеримы, а задан­ные ограничения и требования – выполнимы. При управлении проектами область допустимых решений обычно ограничивается временем, бюджетом, ресурсами и требуемым качеством получаемых результатов. Все цели проекта можно разделить на явные(указанные в официальных доку­ментах) и неявные(конфиденциальные или даже нелегальные, которые формально нигде не записываются, но которым следуют в процессе управления проектом).

Следующей важной составляющей управления проектами является стра­тегия проекта,в которой определяются процессы, действия, результаты достижения целей и миссии проекта.

Часто требуется специальный механизм координации исполнения проекта, для чего в организационной структуре предприятия формируют координирую­щий орган.

Понимание проекта как структурированного информационного объекта, под­чиняющегося логическим суждениям и формальным правилам, является основой профессиональных методов управления проектом. Структура проекта– это основные его части (элементы), необходимые и достаточные для эффективного осуществления процесса.

Процессы управления проектамиреализу­ются на протяжении их жизненного цикла посредством прямых и обратных свя­зей между субъектами и объектами управления с помощью функций управления. Рассмотрим основные процессы управления проектами.

1. Инициация –зарождение и продвижение проекта и его частей, а также подготовительная работа для последующего планирования и проекти­рования.

2. Разработка и планирование – выработка на­правления и объема действий для успешной реализации проекта. Определение ключевых событий (вех) и учет возможных внутренних и внешних сил воздей­ствия на проект - неотъемлемая часть планирования. Наиболее успешно плани­рование происходит при непосредственном участии всех сторон, вовлеченных в реализацию проекта. Для эффективного руководства проектом на всех этапах жизненного цикла разрабатывают планы его реализации.

Основные задачи инвестирования инноваций:

- создание необходимых предпосылок для быстрого и эффективного внедрения технических новинок;

- сохранение и развитие научно-технического потенциала;

- создание необходимых материальных условий для сохранения кадрового потенциала науки и техники, предотвращения его утечки за рубеж;

- рост количества и эффективности инноваций и повышение за счет этого благосостояния людей.

В настоящее время в качестве основных источников средств, используемых для инвестирования инновационной деятельности, выступают следующие.

1. Финансовые ресурсы, образуемые за счет собственных средств:

- доходы (прибыль от реализации товарной продукции, научно-технической продукции, финансовых операций и др.);

- поступления (амортизационные отчисления, выручка от реализации имущества, устойчивые пассивы, целевые поступления и др.).

2. Бюджетные ассигнования:

- средства федерального бюджета (например, из статьи бюджета на развитие науки и техники);

- ассигнование проекта из регионального, городского бюджета.

3. Финансовые ресурсы, поступающие в порядке перераспределения:

- дивиденды и проценты по ценным бумагам;

- финансовые ресурсы, поступающие от отраслевых и региональных структур.

4. Финансовые ресурсы, полученные от кредитных организаций или внешних инвесторов:

- кредитные инвестиции;

- спонсорские средства;

- средства российских и международных фондов и программ научного и технологического развития.

Каким бы ни был источник инвестирования инновационного проекта, работа с ним начинается с экспертизы бизнес-плана проекта.

Суть венчурного (рискового) инвестирования состоит в том, что фонд инвестирует свой капитал в акции предприятия и становится, таким образом, его совладельцем. Фонд не претендует на контрольный пакет акций, но принимает участие в управлении и выработке стратегии развития предприятия. Успех финансовой деятельности венчурного капиталиста не гарантирован – в случае неудачи он рискует, как и другой держатель акций. В случае же успеха основным результатом является не только прибыль венчурного фонда, но и успешное развитие предприятия.

 

3.    Влияние отрасли на эффективность функционирования национальной экономики.

Одним из основных условий эффективного функционирования национальной экономики является сбалансированность ее отраслевой структуры и наличие конкурентной среды. Следовательно, отраслевая политика государства должна быть направлена на развитие этих факторов.

К целям государственной отраслевой политики относятся три главные концепции воздействия государства на деятельность фирмы:

1) Содействие экономической эффективности. Предполагается, что достижение экономической эффективности общества возможно при наличии конкуренции, в результате которой достигается эффективное распределение ресурсов. Конкуренция является средством создания среды, способствующей снижению издержек, созданию новых продуктов, новых фирм, новых видов деятельности, новых методов производства и реализации, технического прогресса и инноваций.

2) Оптимизация поведения экономических агентов. Создание конкурентной среды это процесс, позволяющий фирмам самостоятельно оптимизировать свое поведение. Так как рынки постоянно эволюционируют, отраслевая политика должна создавать условия благоприятные для конкуренции (свобода выхода и входа, стимулы к инновациям, поддержка определенной степени соперничества между фирмами).

3) Содействие лучшему функционированию общества в целом. Отраслевая политика государства отражает общественные интересы:

- защита национальной промышленности,

- помощь фирмам и отраслям в трудных ситуациях,

- развитие регионов,

- защита занятости,

- стимулирование фирм лидеров,

- защита от иностранного капитала,

- развитие мелкого и среднего бизнеса,

- защита прав потребителей,

- установление правил добросовестной конкуренции,

Важным направлением государственного регулирования развития отраслей является антимонопольная политика, целью которой являются:

• обеспечение эффективности производства и распределения ресурсов в экономике;

• предотвращение или ликвидация нежелательных рыночных структур и нежелательного поведения экономических агентов - то есть таких ситуаций, которые рассматриваются как нарушающие общественное благосостояние;

• помощь одним группам экономических агентов за счет других (например, содействие малым фирмам в их конкуренции с крупными, независимо от их эффективности, или фирмам одних отраслей по сравнению с другими).

Разные страны уделяют разное значение целям в своих антимонопольных законодательствах, что отражает те или иные предпочтения стран в стимулировании конкуренции. Все же большинство стран стоит на позиции препятствования определенной деятельности фирм, которая рассматривается как незаконная.

Большое влияние на характер отраслевой структуры национальной экономики оказывает научно-технический прогресс. Он приводит к тому, что некоторые отрасли исчезают или же стагнируют, а другие, например атомная энергетика, активно развиваются. Отличительной особенностью является возникновение смежных отраслей экономики - нефтехимической, ракетно-космической и т.д.

Изменение отраслевой структуры идет по следующим основным направлениям: принципиальное изменение технологий производства; доминирование обрабатывающей отрасли по сравнению с добывающей; развитие наукоемких отраслей национальной экономики; смещение центра тяжести в сторону непроизводственных отраслей.

Современная отраслевая структура национальной экономики России характеризуется преобладанием топливно-энергетического комплекса (ТЭК). Он является одной из наиболее капиталоемких отраслей, в связи с чем происходит отток капитала от других отраслей. Ориентация ТЭК на международный рынок делает Россию зависимой от мирового колебания цен. В результате чего более половины ВВП страны формируется от продажи ресурсов. Преобладание добывающих отраслей экономики негативным образом сказывается на общих темпах развития национальной экономики. Доминирование ТЭК препятствует развитию наукоемких отраслей экономики.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 188.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...