Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Принципы избирательного права и их реализация в зарубежных странах.




Одним из элементов демократии являются выборыв различного рода центральные и местные представительные учреждения. Эти учреждения создаются правоспособными гражданами посредством голосования за кандидатов, выдвигаемых в соответствии с установленными законом правилами. В зарубежных странах существуют и иные органы, которые также избираются либо населением страны, либо населением субъектов федерации или административно-территориальных единиц. Во всех этих случаях проводятся всеобщие, федеральные, местные и т.д. выборы, представляющие собой массовые политические кампании.

Принципы избирательного права - это обязательные требования и условия, без соблюдения которых любые выборы не могут быть признаны легитимными. Эти принципы сформулированы в международно-правовых актах, Конституциях зарубежных стран.

Всеобщее избирательное право - принадлежность права участия в выборах всех совершеннолетних граждан государства и отсутствие дискриминации по каким-либо основаниям. Исключена возможность отстранения от выборов каких-либо граждан и групп населения: все взрослые граждане мужского и женского пола имеют право принимать участие в выборах.

Тем не менее, всеобщее избирательное право ограничено рядом цензов (требований, к потенциальному избирателю): возрастной ценз; ценз оседлости, ценз пола, имущественный, профессиональный ценз, "Моральный ценз", расовый

2) Свободное участие в выборах (избиратель сам решает, участвовать ли ему в избирательном процессе и если да, то в какой мере. Неучастие избирателей в выборах называется абсентеизмом и оно может быть как аполитичным - болезнь, отъезд, отсутствие интереса; так и политическим - своеобразная демонстрация против неугодных кандидатов). В некоторых странах предусмотрен обязательный вотум (юридическая обязанность избирателей принять участие в голосовании - Австрия, Бельгия, Болгария, Бразилия, Греция, Дания, Италия, Нидерланды, Турция и т.д.).

3) Равное избирательное право означает равное количество голосов у каждого избирателя, равные основания и возможности участия в выборах всех избирателей, а также равенство избирательных округов. Нарушение этого принципа - плюральный вотум , когда большинство избирателей имеют один голос, а некоторые - несколько голосов. Равенство нарушается также вследствие куриальных выборов, когда население делится на группы с неравным представительством (Китай), избирательной географии (геометрии) , когда избирательные округа нарезаются с неравным количеством населения.

4) Прямые и непрямые выборы (Прямое (непосредственное) - означает право избирать и избираться непосредственно в выборный орган или выборную должность; косвенное (многостепенное) - означает, что избиратель выбирает лишь членов коллегии, которая затем уже избирает выборный орган. Косвенные выборы- своеобразное сито, посредством которого производится отбор кандидатов в состав выборного органа).

5) Тайное голосование (Исключение внешнего наблюдения и контроля за волеизъявлением избирателя. Нарушение тайны голосования, как правило, карается законом).

Принцип свободного волеизъявления - участие гражданина в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе воздействовать на гражданина, чтобы принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление. Свободное волеизъявление избирателей во время выборов обеспечивается тем, что проведение агитации за день до выборов не допускается.

33. Избирательный процесс в зарубежных странах, его стадии.

Избирательный процесс - это урегулированная нормами избирательного права деятельность по подготовке и проведению выборов.

Избирательный процесс включает множество стадий.

· Назначение выборов, т.е. установление даты голосования. Парламентские выборы, как правило, назначаются президентом и наоборот, президентские - парламентом. Временные рамки проведения выборов устанавливаются обычно законом. В некоторых странах закон устанавливает точную дату проведения выборов. В таких странах стадия назначения выборов отсутствует.

· Образование избирательных округов, т.е. территориальных единиц, от которых избирается один или несколько депутатов или должностных лиц. При проведении выборов глав государств, субъектов федерации, местного самоуправления, а также иногда и в случаях проведения выборов по партийным спискам избирательные округа не образуются. Избирательные округа должны формироваться в соот-ветствии с принципом равного избирательного права, исходя из установленной для данных выборов нормы представительства.

· Образование избирательных участков - территориальных единиц, избиратели которых голосуют в одном помещении.

· Создание избирательных органов (комиссий, бюро, президиумов и т.п.), на которые возлагается руководство избирательным процессом. Среди них различают территориальные, включая центральные; окружные и участковые органы. Как правило, функции избирательных органов осуществляют те или иные должностные лица (чиновники, судьи, парламентарии).

· Регистрация избирателей, т.е. включение лиц, обладающих активным избирательным правом и, как правило, проживающих на территории данного избирательного участка, в список избирателей. Важность этой стадии состоит в том, что именно на основании включения избирателя в список он может получить избирательный бюллетень. Регистрация избирателей может быть обязательной, т.е. осуществляться органами публичной власти (Германия. Великобритания), или добровольной, т.е. осуществляться по заявлению избирателей в органы публичной власти (США, Франция).

· Выдвижение кандидатов, т.е. определение круга лиц, из числа которых будут избраны депутаты или другие выборные. Существует множество способов выдвижения кандидатов: самовыдвижение (Франция); петиционное выдвижение, осуществляемое путем сбора подписей избирателей (Бельгия, Дания); выдвижение политическими партиями или иными общественными объединениями (ФРГ, Австрия); праймериз или первичные выборы, осуществляемые в таком же порядке, что и основное голосование (США). Эти способы выдвижения часто сопровождаются внесением избирательного залога – денежной суммы, перечисление которой на специальный счет необходимо для регистрации кандидата или списка кандидатов. Избирательный залог возвращается, если кандидат получит на выборах определенную часть голосов избирателей данного округа (например, 5% во Франции).

· Лицо приобретает официальный статус кандидата только после его регистрации в качестве такового избирательным органом.

· Предвыборная агитация регулируется законодательством с целью обеспечить честные и равные выборы. Наиболее обстоятельно регламентируются вопросы использования СМИ в целях агитации и финансирования избирательной кампании.

· Голосование - это решающая стадия избирательного процесса, представляющая собой волеизъявление избирателей по вопросу об избрании выдвинутых кандидатур. Чаще всего голосованиеосуществляется с помощью избирательного бюллетеня, хотя в некоторых странах практикуется использование для этого специальных машин (США).

· Подсчет голосов и установление результатов выборов осуществляются избирательными органами. Результаты выборов должны быть обязательно опубликованы.

Почтовое голосование активно используется на выборах в Великобритании, Австралии, Новой Зеландии и Канаде.

Возможность почтового голосования в Великобританиибыла впервые предусмотрена Актом о народном представительстве 1918 г. для британских военнослужащих, находящихся за границей. Однако широкое применение данный способ волеизъявления избирателей получил лишь в 2000 г., после того как Акт о народном представительстве 2000 г. распространил право голосования по почте на всех избирателей Англии, Уэльса и Шотландии и ввел так называемое «почтовое голосование по требованию» . Помимо возможности голосования по почте на определенных выборах, избиратель получил постоянное право голосовать по почте на любых выборах, так называемый постоянный почтовый голос..

С 1 июля 2007 г. Федеральным законом Австрии о выборах президента, положениями о порядке проведения выборов в Национальный Совет, о выборах депутатов в Европарламент появилась возможность голосования по почте для граждан Австрии, находящихся внутри страны и за ее пределами..

Правовое регулирование предвыборной агитации осуществляется в законах о политических партиях, о средствах массовой информации, об избирательном праве.

v Например, в Мексиканских Соединенных Штатах действует Федеральный закон «О политических организациях и избирательном праве»,

v в Испании - Органический закон «О регулировании различных видов референдума»,

v в Австрийской Республике - «О задачах, финансировании и предвыборной агитации политических партий (Закон о партиях)».

В основном это регулирование ограничивается специальными разделами, главами законов о выборах. Причем в ряде стран предвыборная агитация представлена как «избирательная кампания» (Албания, Болгария, Венгрия, Польша), как «предвыборная кампания» (Казахстан, Румыния, Словацкая Республика), как «агитация» (Литва), как «представление кандидатов» (Македония) либо вообще не выделена как отдельная стадия избирательного процесса (Беларусь).

 

ИТОГ

Международно-правовые нормы определяют лишь общие черты внутригосударственного правового регулирования избирательных процедур и оставляют национальному законодателю достаточно широкую свободу усмотрения в регулировании вопросов организации и проведения выборов, а также в установлении гарантий защиты избирательных прав граждан.

Зарубежный опыт регулирования избирательных кампаний показывает, что по данной проблеме не выработано единообразного подхода. Особо остро стоит вопрос, касающийся проведения предвыборной агитации через средства массовой информации, так как они сегодня выступают основным инструментом воздействия на сознание граждан.

В отдельных государствах законодатель пошел по пути не допущения предоставления телерадиовещательными организациями платного эфирного времени политическим партиям, выборным лицам и кандидатам (например, в Бельгии). В других - предоставление эфирного времени политическим партиям зависит от степени влияния партии, что определяется результатами предыдущих выборов, количеством членов партии и возрастом самой партии (например, в Германии, в Испании).











Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 460.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...