Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Причины Первой Мировой войны. Отношение к войне различных групп населения и партий в Беларуси.




Первая мировая война продолжалась 4 года и 4 месяца. В войне участвовали 38 стран с населением свыше 1,5 млрд человек – 75 % всех жителей Земли, было убито, ранено и искалечено, по неполным данным, около 30 млн человек.

Главной причиной Первой мировой войны стала борьба между крупнейшими империалистическими странами за передел уже поделенного мира, за новые сферы влияния, источники сырья и рынки сбыта продукции. 19 июля 1914 г. Германия объявила войну России, а 21 июля – Франции, захватила Бельгию и Люксембург. 22 июля Англия объявила войну Германии. Вместе с Англией в войну вступили ее доминионы Австралия, Канада, Новая Зеландия и колония Индия. На стороне Антанты выступила Япония, на стороне Германии – Турция. Началась Первая мировая война.

В самом начале войны в Минске, Могилеве, Витебске и других городах Беларуси местные органы власти провели патриотические собрания, на которых утверждалось, что война ведется в целях защиты Родины. Особенный патриотический подъем наблюдался в Могилеве, где летом 1914 г. состоялись съезды предводителей дворянства, членов земства, почетных граждан, духовенства и учителей, участники которых заверяли, что население губернии единодушно поддерживает правительственную политику и готово на любые жертвы ради Родины. В октябре 1915 г. фронт стабилизировался на линии Двинск – Сморгонь – Барановичи – Пинск. Четвертая часть территории Беларуси с населением свыше 2 млн человек была оккупирована.

Положение Беларуси в годы Первой мировой войны. Накануне и в первые дни войны западные, в том числе белорусские, губернии были объявлены на военном положении. Запрещались забастовки, собрания, шествия, манифестации, вводилась военная цензура.

На оборонные работы (рытье окопов, строительство мостов, ремонт дорог, охрана военных объектов и др.) привлекалось все население прифронтовой полосы. Начались массовые реквизиции скота, продуктов питания и фуража. Реквизиции и принудительные работы для нужд фронта вводили и германские власти. Оккупанты силой забирали у крестьян лошадей, коров, другой скот, продукты, фураж, одежду, обувь, заставляли выполнять различные повинности.

В исключительно тяжелом положении оказалось сельское хозяйство Беларуси. Более половины всех трудоспособных мужчин белорусской деревни были мобилизованы и отправлены на фронт. Только из Минской, Могилевской и Витебской губерний было призвано в армию 634 тыс. человек. В связи с сильным разорением сельского хозяйства почти перестали поступать на рынок предметы первой необходимости, что вызвало рост цен, снижение жизненного уровня народа. Цены на продукты питания и одежду в Беларуси к 1917 г. увеличились в 5–8 раз по сравнению с 1913 г. В условиях чрезвычайной нищеты, большой скученности населения и голода в прифронтовых губерниях широко распространились различные эпидемические заболевания – тиф, холера и др.

Начиная с 1915 г. в Беларуси нарастало рабочее движение. В апреле 1915 г. произошло выступление рабочих и служащих Гомельского железнодорожного узла. Летом того же года бастовали рабочие депо Либаво‑Роменской железной дороги в Гомеле. В 1916 г. стачечное движение охватило 11 населенных пунктов Беларуси, в нем участвовало 1800 человек. Основным требованием стачечников являлось повышение заработной платы.

Следует отметить, что стачки в Беларуси были разрозненными, в них участвовала только часть рабочих. Массового рабочего движения не наблюдалось. Это было обусловлено прифронтовым положением Беларуси, присутствием на ее территории войск, полиции, жандармерии. Организаторов стачек арестовывали и отправляли на фронт.

Крестьянское движение в Беларуси в годы войны приобрело своеобразную форму, что проявлялось в разгроме помещичьих поместий, продовольственных магазинов и лавок. По сути, это были стихийные погромы, сопровождавшиеся грабежами имущества помещиков и торговцев. Значительно расширились крестьянские волнения в 1915 г. в связи с перенесением боевых действий на территорию Беларуси и ростом реквизиций. На протяжении 1915 г. произошло 99 крестьянских выступлений. В 1916 г. их количество уменьшилось до 60, в январе – феврале 1917 г. – до 7.

Военные поражения российской армии, огромные человеческие потери вызвали недовольство солдат. В войсках вспыхивали волнения, связанные с плохим обеспечением продуктами питания и обмундированием, недостатком оружия и боеприпасов. Всего в Беларуси в период войны произошло 62 значительных выступления солдат. Участились случаи дезертирства. Целые воинские части и соединения отказывались идти в наступление. Усилилась антиправительственная агитация среди солдат. Остановить процесс разложения армии было невозможно, она постепенно теряла боеспособность.

В годы войны произошли значительные изменения в белорусском национальном движении. Все довоенные белорусские национально‑культурные организации распались. Была закрыта газета «Наша нива». В восточной, неоккупированной части Беларуси национальное движение было приостановлено.

После оккупации Вильно германское командование объявило о том, что белорусские земли будут подчиняться Польской Короне. В связи с этим польские помещики и ксендзы, пользуясь поддержкой оккупантов, стали настойчиво проводить полонизацию белорусского населения. На оккупированной белорусской территории была создана широкая сеть польских школ, различных объединений польского «единения». Принудительная полонизация вызвала недовольство местного населения. Начались споры между поляками и белорусами. Это привело к отказу от идеи создания конфедеративного государства Польши и Беларуси.

Германия, стремясь усилить свою власть на оккупированной территории, осуществила соответствующие меры, чтобы, с одной стороны, не дать возможности создать здесь самостоятельное государство, а с другой – предотвратить польское засилье на этих землях. В начале 1916 г. в германском приказе о школах оккупированного края белорусский язык объявлялся равноправным с польским, литовским и еврейским языками. Белорусское национальное движение значительно оживилось.

На оккупированной территории были открыты белорусские школы, созданы издательства. Началось издание на белорусском языке газет и журналов. Стала выходить газета «Гомон». В Вильно был организован «Белорусский клуб », объединения «Золак », «Научное товарищество », «Белорусский учительский союз » и др. Руководил этой работой созданный в 1915 г. в Вильно Белорусский народный комитет , возглавляемый А. Луцкевичем. Представители комитета приняли участие в работе конференций угнетенных народов России, которые были организованы немцами в Стокгольме и Лозанне в апреле и июне 1916 г. Там они просили помощи у народов Европы в освобождении белорусского народа «из‑под российской оккупации».

В конце 1916 г. Белорусский народный комитет попробовал договориться с Литовским национальным комитетом о создании общего литовско‑белорусского государства. Однако Литовский национальный комитет отказался от переговоров.

Постепенно главными центрами белорусского национального движения за пределами края стали Петроград, Москва и другие российские города, где беженцы‑белорусы создали свои сообщества. Дальнейшая активизация белорусского национального движения была обусловлена Февральской революцией 1917 г.

2.Республика Беларусь на пути рыночных реформ. Особенности белорусской модели социально-экономического развития.Рынок должен быть регулятором и стимулятором производства и потребления, средством достижения общественных целей – усиления могущества Родины, повышения уровня жизни народа. Есть другая, политико‑экономическая мотивация: рынок – средство капитализации экономики, создания буржуазии, возрождения капитализма в стране. Первый подход к рынку можно считать общецивилизованным, второй – классовым. Они являются средством для настоящего понимания и признания рыночной экономики, здесь проходит водораздел между ее сторонниками и противниками. Против общецивилизованного понимания рынка никто не выступает, борьба идет вокруг капитализации экономики и общества в целом.Рыночная экономика функционирует почти во всех странах, однако ежегодно от голода или связанных с ним причин в мире умирает около 20 млн человек, не менее 435 млн человек на Земле страдают от недостатка продуктов питания. Значит, сама по себе рыночная экономика не обеспечивает высокий уровень жизни людей.

Современный рыночный капитализм, львиную долю выгоды которого потребляют США, не в состоянии одинаково удовлетворить потребности всех его участников. Рынок, как всеохватывающая система функционирования национальных экономик и мирового хозяйства, исчерпывает свои возможности. Проблематичным становится также руководство хозяйственными связями. В такой ситуации мощная и сознательная опора на государство является безальтернативной.

Рыночные реформы в Республике Беларусь в 1992–1994 гг. С окончательным уничтожением СССР и созданием суверенных государств рыночные реформы вступили в новую фазу. Они стали проводиться по западным рецептам, в первую очередь по рецептам «шоковой терапии» Международного валютного фонда (МВФ) для слаборазвитых стран. Их осуществляли не очень авторитетные и профессиональные люди, которых в народе называли «мэнээсы» (младшие научные сотрудники) и «завлабы» (заведующими лабораториями). Внуки и правнуки большевистских комиссаров времен Гражданской войны продемонстрировали вывернутый изнутри большевизм. То, на что Западу понадобились столетия, они сделали попытку ввести сразу же или через 500 дней. Особенности советской модернизации полностью игнорировались. Поэтому разрушительный характер их реформ был неизбежен.

Проведение реформ в 1992–1994 гг. позволило создать в Беларуси необходимый минимум основных рыночных институтов, нормативно‑правовых документов, преобразовать систему государственного управления экономикой в новую систему, которая в определенной степени опирается на рыночные регуляторы. Вместе с тем потери белорусского рынка значительно превышали его достижения: разрушение ранее существовавших производственно‑экономических связей и «обвальный» спад производства на 50 % и более по сравнению с концом 1980‑х гг., что угрожало государству потерей независимости и превращением в колонию; раскручивание инфляционной спирали и катастрофическое падение курса белорусских денег, критическое положение с обеспечением хозяйства энергоресурсами; галопирующий рост цен (их либерализация не привела к установлению равновесных цен, что является особенностью рынка, основанного на механизме свободной конкуренции); резкое падение жизненного уровня большинства населения, рост безработицы, обострение других социальных проблем.

Модель рыночных реформ методом «шоковой терапии», построенная по рекомендациям Международного валютного фонда, потерпела провал летом 1994 г. во время выборов первого Президента Республики Беларусь. Мандат на проведение нового варианта реформ получил первый Президент РБ А.Г. Лукашенко. Для преодоления кризисных явлений и недостатков, а также для определения перспективных задач в проведении рыночных реформ были разработаны «Основные направления социально‑экономического развития РБ на 1996–2000 годы». 20 октября 1996 г. участники первого Всебелорусского народного собрания одобрили этот документ.

Особенности белорусской модели социально‑экономического развития в 1994–2013 гг.Во‑первых, в центре белорусской модели социально‑экономического развития находится человек с его интересами, стремлениями, желанием жить в свободной, демократической и процветающей стране. Все во имя человека и для его благосостояния, государство для народа, а не народ для государства – таков глубинный смысл белорусской модели социально‑экономического развития, внутренней и внешней политики Республики Беларусь.

Во‑вторых, руководство государства отказалось от либеральной модели рынка и взяло на вооружение социально ориентированную модель рыночной экономики. Используя ее, государство проводит сильную и эффективную экономическую и социальную политику, защищает интересы всех классов и слоев населения, в том числе и тех, кто по разным причинам зарабатывает мало, или совсем ничего не зарабатывает (престарелые, инвалиды, многодетные семьи, студенты, учащиеся и т. д.). Это исключает социальные катаклизмы и обеспечивает социальную стабильность в обществе.

В‑третьих, учитывая опыт стран с развитой рыночной инфраструктурой, Республика Беларусь стала на путь государственного регулирования экономики.

В‑четвертых, остановлена дикая «прихватизация», разворовывание кучкой дельцов общенародного богатства и создание крупных частных капиталов, большая часть которых имеют криминальную природу. Приватизация проводится при участии и под контролем государства, в интересах укрепления его могущества и повышения благосостояния народа.

В‑пятых, народ и государство отказались от купли‑продажи земель сельскохозяйственного назначения, от демонтажа крупного колхозно‑совхозного производства и замены его крестьянским (фермерским) хозяйством. Колхоз, сельскохозяйственный производственный кооператив, крестьянское (фермерское) хозяйство имеют равные права и возможности существования, если они эффективно работают на земле.

В‑шестых, Республика Беларусь открыта для экономического сотрудничества со всеми странами мира. Она привлекает в народное хозяйство капиталы отечественных и иностранных инвесторов. Однако необходимо помнить, что в экономике дореволюционной России, в том числе и Беларуси, правил иностранный капитал. Самые крупные предприятия находились в частной собственности или в аренде у зарубежных капиталистов, а страна и ее народ были бедными. Поэтому сегодня, при наличии мощного производственно‑экономического, научно‑технического и интеллектуального потенциала, ставку следует делать на собственные силы и средства, иностранные инвестиции необходимо привлекать в том случае, когда они дают экономическую выгоду и соответствуют национальным интересам.

Буржуазная пропаганда, стараясь принизить белорусскую модель социально‑экономического развития, муссирует тезис о более низком уровне жизни в нашей стране по сравнению со странами Запада. При этом не учитывается взаимодействие различных причин и обстоятельств, оказывающих влияние на уровень жизни людей. Различны климатические условия и для хозяйствования на земле.

Главным результатом социально‑экономического развития Республики Беларусь в 1994–2010 гг. явилось то, что в стране создана и действует оптимальная социально‑экономическая система, основанная на постепенном, эволюционном пути экономических преобразований, без обвальной приватизации и «шоковой терапии». Страна сохранила и приумножила богатства, созданные трудом всего народа, не продала за бесценок землю, заводы и фабрики. Обеспечены высокие темпы экономического роста: прирост валового внутреннего продукта в Республике Беларусь ежегодно составлял в 2001–2005 гг. 7,5 % против 3,5 % среднемирового. Сохранены и углублены социальные гарантии для людей – жилье, пенсии, бесплатные за счет бюджета образование и лечение.

БИЛЕТ 29










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 310.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...