Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Революционное движение в 1820-е гг. Изменения в правительственной политике в 1830-50-х гг.




В начале 20‑х гг. XIX в. в Беларуси получили распространение идеи русских дворянских революционеров‑декабристов.Этому содействовал перевод в Беларусь гвардейских частей после восстания Семеновского полка в Петербурге в 1820 г., где проходили службу будущие декабристы А.А. Бестужев, М.С. Лунин, А.И. Одоевский, К.Ф. Рылеев и др. Один из руководителей «Северного общества» Н.М. Муравьев, находясь в Минске, написал в 1821 г. первый вариант своей «Конституции». В Витебске жил и учился известный декабрист И.И. Горбачевский, член «Товарищества соединенных славян». Многие офицеры‑декабристы служили в Бобруйской крепости, среди них – С.И. Муравьев‑Апостол и М.П. Бестужев‑Рюмин. С их участием разрабатывался план ареста Александра I в Бобруйске во время смотра войск в 1823 г. Это должно было дать толчок государственному перевороту в России. Однако план не осуществился.Декабристы поддерживали связь с польским «Патриотическим товариществом». В 1824–1825 гг. между «Патриотическим товариществом» и «Южным обществом» декабристов произошли переговоры о будущем Польши. Обязательным условием союза с русскими революционерами члены «Патриотического товарищества» считали признание независимости Польши и включение в ее состав белорусских, литовских и части украинских земель. По мнению руководителя «Южного общества» П.И. Пестеля, к Польше должна была отойти западная часть белорусских земель, однако лидеры «Северного общества» Н.М. Муравьев и К.Ф. Рылеев были против. Вопрос о самостоятельном развитии Беларуси не поднимался.На протяжении 1817–1823 гг. в Королевстве Польском и западных губерниях России существовало около 50 объединений студенческой молодежи.Центрами большинства тайных товариществ были именно учебные заведения, в 1824–1825 гг. правительство принимает меры по присмотру за обучающимися.Чиновники должны были давать подписку о непринадлежности студентов и наставников к тайным обществам. Указ Александра I запрещал жителям Беларуси и Литвы отправлять детей на учебу в Гейдельбергский, Йенский, Гессенский и Вюртембергский университеты.

Расширение российского влияния на белорусских землях. Восстание 1830–1831 гг. вызвало резкую перемену политического курса российского правительства в Беларуси, Литве и Правобережной Украине. Убедившись в политической неблагонадежности местного дворянства, правительство Николая I сделало ставку на полную унификацию 9 западных губерний с Центральной Россией как единственную надежную гарантию удержания этой территории в составе Российской империи. В сентябре 1831 г. в Петербурге был создан Комитет по делам западных губерний, который разработал политику правительства в 9 западных губерниях относительно системы управления, суда, образования, культуры, шляхетского сословия и др. В октябре 1831 г. был издан очередной закон о «разборе шляхты».

Указом от 1 января 1831 г. в Могилевской и Витебской губерниях отменялось действие Статута ВКЛ 1588 г. и вводилось российское законодательство. На территории Беларуси было введено новое «Положение о губерниях», всем государственным учреждениям и должностям давались русские названия. В местные административные органы западных губерний стали назначать преимущественно русских чиновников. В судопроизводстве польский язык был заменен на русский. Указ от 18 июля 1840 г. предписывал вместо общего именования белорусских и литовских губерний использовать их названия: Витебская, Могилевская, Виленская и Гродненская.

Во второй четверти XIX в. в России началось реформирование системы образования. Устав учебных заведений, изданный в 1828 г., вводил в народное образование принцип строгой сословности и ликвидировал преемственность ступеней обучения. Уровень образования должен был соответствовать социальной принадлежности ученика. Начальное и среднее образование были поделены на три категории. Одноклассные приходские училища с элементарной программой обучения предназначались для детей низшего сословия (крестьян); трехклассные уездные училища с более широкой программой начального обучения – для детей мещан, купцов и ремесленников; семиклассные гимназии, окончание которых давало право поступления в университеты, – для детей дворян и чиновников.В 1829 г. был создан Белорусский учебный округ, в который вошли Витебская и Могилевская губернии, а в 1831 г. – Минская губерния. Создание округа объяснялось «необходимостью обучения юношей в соответствии с особенностями Беларуси» и предписанием «научить родному языку». Светским училищам Белорусского учебного округа было рекомендовано как можно скорее перейти к преподаванию всех предметов на русском языке в целях сближения местных жителей с «природными русскими».В связи с закрытием Виленского университета в мае 1832 г. был ликвидирован Виленский учебный округ. В Белорусский учебный округ включили учебные заведения Виленской, Гродненской губерний и Белостокской области. Центр Белорусского учебного округа находился в Витебске.Уменьшить влияние пропольских настроений в западных губерниях правительство надеялось путем перенесения университетского образования из Вильно в Киев, где в 1834 г. был открыт университет Святого Владимира. Вместо университета в Вильно были созданы медико‑хирургическая и духовная римско‑католическая академии, однако и они в начале 1840‑х гг. были переведены соответственно в Киев и Петербург. Выпускникам Виленского университета запрещалось преподавать в местных школах. Единственным высшим учебным заведением на Беларуси была открытая в 1840г.Горы‑Горецкая земледельческая школа, преобразованная в 1848г.в земледельческий институт. Всего в начале 60‑х гг. XIX в. в белорусских губерниях насчитывалось 567 учебных заведений всех видов, в том числе свыше 400 начальных школ, 21 духовное училище, 12 средних школ и одна высшая.

Во время правления императора Николая I в белорусских губерниях увеличилось количество военно‑учебных заведений. Если в эпоху Александра I они были представлены юнкерскими училищами в Бобруйске, Динабурге и Могилеве, то при Николае I открылись кадетские корпуса в Полоцке (1835) и Бресте (1842). Эти заведения рассматривались российским правительством как средство воспитания дворянства в духе верности самодержавию, поэтому наполовину комплектовались из дворян белорусских губерний.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 244.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...