Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Политическое положение в Беларуси в послереволюционные годы.




Во второй половине 1920‑х – первой половине 1930‑х гг. в советском обществе обострились противоречия по вопросам направлений общественно‑политического развития страны и путей построения социализма в СССР. В очень жесткой форме развернулась борьба против противников политического курса на проведение социалистической индустриализации и коллективизации сельского хозяйства. В историографии эта борьба известна под названием политические репрессии.

Коренные изменения во внутренней и внешней политике во второй половине 1930‑х гг., отказ от левокоммунистической идеологии и практики, замена революционного разрушительства созидательным трудом народа, изменение политического климата и самого бытия страны вызвали недовольство со стороны старых большевиков, «ленинской гвардии», части управленческой элиты, а также ее агентуры за границей.

Встал вопрос о необходимости отстранения их от руководящей деятельности, формирования нового управленческого аппарата с идеологией созидания, а не разрушения.

Политическая борьба за направления развития, за будущее страны вновь вспыхнула с новой силой и в очень жесткой форме. Ее особенностью являлось то, что борьба велась не столько с классовым противником, как это было в 1917–1922 гг., сколько внутри правящей элиты. Жертвами борьбы становились в основном политические и государственные руководители, деятели науки, образования, литературы и искусства, которых стали называть троцкистами и контрреволюционерами и которые в новой ситуации стали ненужными и даже вредными для государства.

Люди, против которых были направлены репрессии во второй половине 1930‑х гг., в свое время создали в стране политический климат, порождавший безжалостный террор. Одной из особенностей репрессий второй половины 1930‑х гг. было то, что они диким образом сочетали в себе исходившую от первых революционных лет стихию безжалостного террора и восстановленные, пусть даже формально, юридические принципы, которые до этого не принимались старыми большевиками. Например, следствие и судебное разбирательство по делу Л.Б. Каменева и Г.Е. Зиновьева продолжалось 1,5 года. По подсчетам специалистов, в 1937–1938 гг. было репрессировано около 680 тыс. человек.

В некоторых изданиях распространена версия о том, будто репрессии второй половины 1930‑х гг. – это антисемитская акция, спланированная и хорошо проведенная властями. Против этой версии необходимо привести четыре аргумента.

Во‑первых, много лиц еврейской национальности пострадало во время репрессий потому, что в партийных, государственных, хозяйственных и научных заведениях на руководящих постах было много евреев – старых большевиков, против которых в 1930‑е гг. были направлены репрессии.

Во‑вторых, многие лица еврейской национальности активно участвовали в репрессиях второй половины 1930‑х гг., раздували пламя террора, а затем сами стали жертвами этого террора.

В‑третьих, на смену репрессированным деятелям еврейского происхождения часто приходили тоже евреи, что отклоняет версию антисемитизма.

В‑четвертых, в партийных и государственных органах, общественных организациях, учреждениях науки, образования, культуры, охраны здоровья национальной принадлежности особого внимания не придавалось.

В 1939 г. после якобы «еврейских репрессий» в ЦК ВКП(б) по‑прежнему, как и в 1934 г., каждый шестой из его членов был евреем, что более чем в 10 раз превышало долю евреев в населении страны.

Борьба внутри правящей элиты во второй половине 1930‑х гг. приводила к взаимному уничтожению. «Трагедия правящей элиты» нередко сопровождалась репрессиями против людей, не имевших никакого отношения к структурам власти. Значительное количество обвиняемых приговаривались к расстрелу. При этом многие дела были сфальсифицированы, вина осужденных не доказана. Нередко следствие сопровождалось издевательствами и пытками, когда арестованных ломали физически и морально и принуждали признаваться в преступлениях, которых они не совершали. Социалистическая законность грубо нарушалась. Доносы и поклепы стали обычным явлением. Общество находилось в морально‑психологическом помутнении.

В результате репрессий пострадало много невиновных людей – партийных и государственных работников, деятелей науки, литературы и искусства, представителей духовенства, скромных работников. С середины 1950‑х гг. до середины 1990 г. в Беларуси было реабилитировано более 160 тыс. граждан, пострадавших от политических репрессий. Политическая борьба в жесткой форме продолжалась в СССР и БССР почти 40 лет, пока революционный запал Октября 1917 г. не потерял своей мощи и агрессивности.

“Нашаніўскі” период белорусского национального движения. Особенности культурного развития Беларуси.

Со второй половины XIX в. началось сознательное, широкомасштабное изучение Беларуси, ее истории, языка и культуры. Труды ряда ученых объективно засвидетельствовали факт существования самостоятельного белорусского этноса. Отличительным признаком времени стало развитие художественной литературы и периодической печати на белорусском языке, появление национальных мотивов в театральном, музыкальном и изобразительном искусстве

Система образования. в 60‑70‑е гг. XIX в., был осуществлен ряд реформ в области образования, затронувших и Беларусь. До этого времени система образования характеризовалась разнотипностью учебных заведений. В целях унификации их деятельности большинство учебных заведений перешло в подчинение Министерства народного просвещения.

В области начального образования также наблюдалась разнотипность начальных школ. Различия в учебных программах и сроках обучения снижали качество подготовки, ставили учеников начальных школ в неравное положение. Большинство школ располагались в неприспособленных для занятий помещениях, ощущался недостаток учебных пособий, а также квалифицированных учительских кадров.

Происходило становление системы профессионального образования. В Беларуси создавались ремесленные, сельскохозяйственные, торговые, медицинские, музыкальные, художественные учебные заведения. Подготовка учительских кадров осуществлялась в учительских семинариях и учительских институтах. Высших учебных заведений в Беларуси не было, поскольку российские власти неоднократно отклоняли ходатайства общественности Беларуси об их открытии.

Несмотря на достижения народного просвещения, как Российская империя в целом, так и Беларусь отставали от стран Западной Европы по основным показателям распространения образования. Так, по переписи 1897 г., общее количество грамотных в Беларуси составляло только 25,7 %. Процент учащихся среди детей школьного возраста был невысоким.

Развитие белорусской литературы. Наикрупнейшим приобретением для культурной жизни Беларуси cтaло появление первых нелегальных бeлapycкix гaзeт — "Нaшaй дoлi" i "Нaшaй нiвы", вокруг которых обьеденились и те, кто уже имел опыт на литературном поприще и начинающие. "Нaшaнiўcкi" пepыяд бeлapycской литературы продолжался всего 10 лет (1906-1915), однако именно тогда были заложены основы профессиональной художественной литературы. Гaзeтa былa нe пpocто печатным органом, где каждый начинающий мог разместить свои первые пробы: редакция "Нaшaй нiвы" cтaлa своеобразным штабом и управляла литературным процессом, беспокоясь не только о количестве, но и о качестве произведений. Только благодаря "Нaшaй нiвe" белорусская литература имеет таких классиков как Янкa Кyпaлa, Якyб Кoлac, Мaкciм Бaгдaнoвiч, Мaкciм Гapэцкi.

Во второй половине XIX в. начался новый этап в развитии белорусской литературы и литературного языка. Писатели постепенно преодолевали узкое фольклорное описательство, становились на путь создания развитой литературы. Шел процесс жанрового обогащения литературы, совершенствовалось стихосложение. Значительным достижением белорусской литературы второй половины XIX в. стало творчество Франтишка Богушевича,Тетки (А. Пашкевич), Янки Купалы (И. Луцевич) и др.

Становление национального профессионального театра. В начале XX в. организуются многочисленные музыкально‑драматические кружки и так называемые «белорусские вечеринки». На «вечеринках» обычно выступали хоры, читались белорусские литературные произведения, ставились пьесы.

На основе традиций «белорусских вечеринок» в 1907 г . возникла Первая белорусская труппа Игната Буйницкого – театр профессионального типа. Его преемником в процессе формирования национального театра стало Первое товарищество белорусской драмы и комедии, образованное в Минске после Февральской революции под управлением известного белорусского актера и режиссера Флориана Ждановича.

Музыкальное искусство.Русские композиторы Н. Римский‑Корсаков, А. Гречанинов, С. Танеев обрабатывали белорусские песни и использовали белорусскую тематику в своих произведениях. Значительную роль в развитии белорусской профессиональной музыки сыграл Л. Роговский – автор сюиты для симфонического оркестра. Это было одно из первых произведений белорусской музыки, исполнение которого пользовалось успехом в Вильно и Варшаве.

Изобразительное искусство. В изобразительном искусстве со второй половины XIX в. происходит постепенное установление стиля реализм, пришедшего на смену классицизму с его библейской и мифологической тематикой.

Архитектура. В середине XIX в. процесс постепенного упадка архитектуры классицизма резко усилился. До конца XIX в. в белорусском зодчестве господствовала эклектика, или «архитектура историзма», для которой было характерно использование приемов и форм различных архитектурных стилей предыдущих эпох – готики, барокко, рококо, классицизма, романского стиля и др. Во второй половине XIX в. наблюдался расцвет неоготического стиля, который стал официальным стилем католической церкви в Беларуси. Неоготические строения возводились из красного хорошо обожженного кирпича, причем фасады не штукатурились. Наиболее богатые храмы имели витражи, пол из керамических плиток, фресковую роспись.

После подавления восстания 1863–1864 гг. широкое распространение приобрел ретроспективно‑русский стиль в православном культовом зодчестве. Инициатором строительства подобных храмов в Беларуси был граф Муравьев, поэтому в народе они получили название «муравьевки». В культовом зодчестве Беларуси сложился также неороманский стиль. Наряду с «архитектурой историзма» в конце XIX в. происходит становление нового стиля – модерна. Для архитектуры модерна характерны переплетенные линии, асимметричные композиции, богатый лепной декор. Стиль модерн использовался для новых типов строений (железнодорожные вокзалы, мосты, промышленные постройки). Стиль модерн просуществовал на территории Беларуси до Первой мировой войны, однако широкого распространения не получил.

1920–1930‑е гг. положили начало созданию лучшей в мире советской системы народного образования. Ее характерными чертами являются всеобщность и обязательность начального, а затем и среднего образования для молодежи, бесплатность образования, преемственность учебных заведений, реальная возможность для каждого закончить высшее учебное заведение, а затем аспирантуру и докторантуру, фундаментальность и глубина знаний на каждой ступени обучения, воспитание высоких моральных качеств, гуманизма, чувства патриотизма.

26 декабря 1919 г. Совет Народных Комиссаров РСФСР принял декрет «О ликвидации неграмотности среди взрослого населения». В Беларуси была создана Республиканская чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности. В городах и деревнях организовывались и работали школы и пункты по ликвидации неграмотности, школы рабочей молодежи, группы индивидуального обучения взрослых.

В ликвидации неграмотности принимали участие коллективы фабрик и заводов, колхозов и совхозов, организаций и учреждений, учителя, студенты, школьники, все грамотные люди. В результате грамотность населения БССР в возрасте от 9 лет (без учета западных областей) увеличилась с 53 % в 1926 г. до почти 79 % в 1939 г. Таким образом, массовая неграмотность в БССР была ликвидирована.

Профессиональное образование. Становление и развитие высшей школы. Подготовка кадров специалистов осуществлялась в высших учебных заведениях. 30 октября 1921 г. состоялось открытие БГУ Его первым ректором был назначен известный ученый‑историк, профессор В.И. Пичета.

Значительное развитие получило среднее специальное образование. Были созданы новые сельскохозяйственные, индустриальные, педагогические, медицинские и другие учебные заведения. В 1939/40 учебном году в БССР работали 102 техникума, в которых насчитывалось около 34 тыс. учащихся.

Кадры квалифицированных рабочих готовили профессиональные школы и школы фабрично‑заводского ученичества. Осуществлялось также производственно‑техническое обучение на фабриках и заводах без отрыва от производства.

Белорусская наука. 1920‑е гг. стали временем зарождения белорусской советской науки. В 1922 г. был создан Институт белорусской культуры (Инбелкульт). В 1929 г. он был реорганизован в Белорусскую академию наук (с 1936 г. – АН БССР), которая стала центром научной жизни республики.

Важную роль в становлении белорусского театрального искусства сыграл Первый Белорусский государственный театру который был открыт в Минске в сентябре 1920 г. Всего в БССР в этот период работало 14 театров.

Музыка. Основателями белорусской советской оперы, симфонии, камерной музыки являются Н. Чуркин, Н. Аладов, Е. Тикоцкий. Все они являлись учениками русских композиторов.

В 1932 г. в Минске открылась Белорусская государственная консерватория, куда на педагогическую работу были приглашены преподаватели из Москвы и Ленинграда.

В 1933 г. начал свою деятельность Белорусский государственный театр оперы и балета. В его репертуаре наряду с русской и западноевропейской классикой значительное место заняли произведения национального искусства.

Важную роль в музыкальной жизни республики играла Белорусская государственная филармония, распахнувшая свои двери в 1937 г.

Необходимо отметить, что в мрачную пору репрессий большое число ученых, писателей и деятелей культуры были арестованы. Это, безусловно, негативно отразилось на развитии белорусской науки, литературы и искусства.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 292.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...