Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Архитектор Егоров и герой Отечественной войны 1812 года  Кикин




Пётр Его́ров,ич Его́ров (1731, Курмышский (или Ядринский) уезд, Нижегородская губерния — 12 мая 1789, Санкт-Петербург) — русский архитектор, один из авторов ограды петербургского Летнего сада. По происхождению чуваш.

Около трёх с половиной десятка лет своей жизни Пётр Егоров посвятил архитектуре. Он был одним из талантливейших архитекторов второй половины XVIII века, обладавшим своеобразной творческой индивидуальностью. Его проектам свойственны простота, изящество, ясность и целостность композиции, строгая пропорциональность, благородство рисунка — лучшие черты архитектуры русского классицизма.

Первый его проект — церковь в Пярну (Эстония) которая должна была стать образцом для строительства в Прибалтике православных храмов. Петр Егорович участвовал в проектировании, строительстве и ремонте Петропавловской крепости, Смольного монастыря, Мраморного дворца и ряда других зданий и сооружений, украсивших Петербург.

 

Происхождение

В 1755 году в одной челобитной Пётр Егоров пишет: «Родом я чувашенин и вывезен в малолетстве господином генерал-майором артиллерии князем Дадиановым в Россию…». Князь Егор Леонтьевич Дадиани владел деревнями «из Нижегородского уезда Терюшевской волости Запянского стану». Вероятно здесь, при невыясненных для нас обстоятельствах, и был взят в семью одарённый мальчик. Получив домашнее образование в семье Дадиани, в 1755 году - с рекомендацией князя - Пётр Егоров, приехал в Петербург: учиться «архитектурной науке».

 

Биография работ

Церковь св. Екатерины в Пярну.

Проезжая Пярну, императрица Екатерина II пообещала построить здесь церковь. Для этого сюда был послан архитектурный помощник Пётр Егоров. 13 ноября 1763 года проект и смету церкви Пётр Егоров представил в императорскую канцелярию строений. Данная церковь впоследствии сыграла значительную роль в Прибалтике: по её образцу были построены церкви в Тарту, Курасааре и других. Интересно отметить, что знаменитая рижская церковь Петра и Павла второй половины XVIII века, также строилась по этому образцу.

Начиная с 1766 года Пётр Егоров возглавляет школу при императорской конторе строений, которой раньше руководили такие известные архитекторы, как Ж. Леблон, М. Г. Земцов, С. Волков и в которой в разное время преподавали И. К. Коробов, В. Растрелли, Ж. Б. Валлен-Деламот и другие.

В течение двух лет он создает проекты перестройки домов адмиралов Г. А. Спиридова и А. Н. Сенявина. В 1774—75 годах контора строений поручает Ю. М. Фельтену и Егорову сочинение проектов Иордани — специального помещения, предназначенного для церковного обряда. До нас сохранились два варианта чертежей этих сооружений, выполненных Егоровым.

В 1779 году Пётр Егоров создает проект и начинает строительство Рождественской церкви «на Песках» в Санкт-Петербурге. Строительство велось около девяти лет. Но церковь не сохранилась. Судя по описаниям в книге В. Маслова (1887), А. Королькова (1898) и по фотоснимкам, это был изумительный памятник архитектуры.

В период 1780—1788 гг. Егоров строит по собственному проекту служебный корпус Мраморного дворца, а также соединяющую его с дворцом ограду,близкую по рисунку к созданной чуть раньше невской ограды Летнего сада, в проектировании и строительстве которой П. Е. Егоров также участвовал.

В последние годы жизни Пётр Егоров создает проект «домов для священнослужителей» при церкви Казанской богоматери, проекты складов на берегу Невы, нового здания конторы строений, участвует в перестройке дома банкира Штегельмана.

 

Пётр Андре́евич Ки́кин (27 декабря 1775, Алатырь, Симбирская губерния — 18 мая 1834, похоронен на Тихвинском кладбище) — дежурный генерал при ставке М. И. Кутузова во время войны 1812 года, с 1816 года статс-секретарь Александра I.

В 1820 году вместе с князем Гагариным и Мамоновым организовал общество поощрения художников. Как казначей этого учреждения оказывал меценатскую помощь и поддержку К. П. Брюллову, А. Г. Венецианову, А. А. Иванову.

Войны с Наполеоном

Ещё в детстве был записан в гвардию и уже к 10 годам произведён в сержанты. Обучался в пансионе при Московском университете. Службу начинал прапорщиком в гвардейском Семёновском полку, участвовал в турецкой войне.

В качестве флигель-адъютанта состоял при генералах Михельсоне, Мейендорфе, князе Прозоровском и при особе государя Александра Павловича. В 1812 году — полковник, исполнял обязанности дежурного генерала 1-й Западной армии, участвовал в сражениях при Валутиной Горе (был ранен в глаз), Бородине (ранен во время контратаки на Курганную батарею), Красном.

5 февраля 1813 года награждён орденом Святого Георгия 3 степени № 266:

В 1813—1814 гг. командовал бригадой. Отличился в сражении при Лютцене. По возвращении из Парижа оставил военную службу.

Сельскохозяйственным занятиям в Алешне сенатор Кикин всецело предался после выхода в 1826 году в отставку. Председательствовал в одном из отделений Вольного экономического общества. Им было сделано многое для улучшения быта своих крестьян. В начале XX века усадьба Алешня была основательно перестроена министром земледелия А. С. Ермоловым.

 

3

Понятие культуры

Традиционная культура хозяйствования

Земледелие

Древние предки чувашей обладали навыками земледелия. Они сеяли пшеницу, ячмень, просо, горох, полбу, чечевицу, коноплю, лён, рожь на своих землях, используя трехпольную систему. Это значит, что одну часть поля засевали яровыми культурами, вторую часть засевали озимыми культурами, а третью часть просто вспахивали, не засеивая, — она отдыхала[69]. На другой год (или через 2—3 года) поля меняли. Землю пахали тяжелыми плугами, а для повторной обработки использовали более легкие орудия, а позднее — соху «русского типа». Зерновые культуры шли людям в пищу в виде крупы, муки, солода. Солома использовалась при изготовлении крыш домов, глиняных кирпичей, для подстилки и кормов животным.[70]

 

Животноводство

Животноводство остается ведущей отраслью сельского хозяйства республики. В хозяйствах Чувашии выращивают крупный рогатый скот, свиней, овец, птиц. В некоторых хозяйствах сохранилось коневодство. В структуре животноводства преобладает крупный рогатый скот, который имеет мясо-молочное направление. В сельскохозяйственных предприятиях республики на 2000 г. насчитывалось крупного рогатого скота около 212 тыс. голов, в том числе коров — более 70 тыс., свиней — около 199 тыс. и овец — 39 тыс. В производстве занято около 113 тыс. чувашей, что составляет около 20 % всех работающих в отраслях экономики Чувашии. Всего в республике насчитывается 466 сельскохозяйственных предприятий, которые представлены различными формами собственности (кооперативные хозяйства, ТОО, ЗАО, ОАО, муниципальные предприятия и др.), а также 1150 крестьянских (фермерских) хозяйств.[71]

Ремёсла

Издревле у чувашей было высоко развито ремесло. Оно выделилось в отдельные отрасли производства, то есть мастера могли зарабатывать себе на жизнь только своим делом и им не надо было выращивать хлеб и скот. Ремесленники выплавляли металл, в том числе сталь повышенного качества и изготавливали орудия труда, разнообразные части повозок и телег, замки, гвозди, посуду, украшения, вооружение и т. д. Болгарские мастера умели делать «самозатачивающиеся» долота и ножи — между двух полос мягкого железа помещали слой из закалённой, крепкой стали. Во время эксплуатации железные полосы изнашивались быстрее, чем стальной слой, поэтому он как бы всегда выступал над поверхностью и служил режущей кромкой[72].

 

Жильё

Характерной чертой чувашской избы (пÿрт) является наличие отделки луковицей вдоль конька крыши и больших въездных ворот (мăн алăк).

 

Одежда традиционного типа имела разнообразные формы и варианты. Кроме утилитарного назначения — защиты тела от воздействий наружной среды — она обладала символическими и ритуальными функциями. Материалом для одежды чувашей служили холст, домотканое сукно, покупные ткани, войлок, кожа. Для обуви использовались также липовое лыко, луб, дерево. Материал для одежды изготовлялся в основном в домашнем хозяйстве. Из конопли и льна ткали холст. Праздничную одежду шили из тонкого холста (çинçе пир), а из холста среднего качества (вӑтам пир) — рабочие рубахи, шаровары. Тонкое сукно из овечьей шерсти (тала) шло на праздничные и свадебные кафтаны (сǎхман), грубое — на обычные кафтаны и чапаны.[73] В ансамбль женской одежды входит: кӗпе (рубашка) с нагруд. медальонами кӗскӗ, шупӑр (вид халата), чӗр ҫитти (передник), пиҫиххи (пояс), платки, атӑ (сапоги), тӑла (онучи, белые у низовых и средненизовых, черные у верховых), головной убор у девушек тухья с закрытым, конусообразным или хушпу с открытым верхом у замужних женщин, сурпан и сурпан тутри (женские полотенцеобразные повязки), чалма (повязка поверх сурпана), масмак (налобная повязка). К чувашским украшениям с монетами, бусами и бисерным шитьем относятся теветь (чересплечная перевязь), сӑрка (подвеска), алка (серьги), шӑрҫа, мӑя (шейные наряды), ама, шÿлкеме, сурпан çакки (нагрудные украшения), ҫӗрӗ (кольцо), сулӑ (браслет), яркӑч (набедренники), сарӑ (поясной наряд замужних женщин), çÿç хÿри (нахвостник), ҫӳҫ туни тенки (накосник), енчӗк (кошелечек для зеркала и монет), тӗкӗр (поясное зеркальце) и др. Мужчины носили кӗпе (рубашка), йӗм(штаны), атă (сапоги), çăматă (валенки), çăпата(лапти), калпак (шляпу), а жених — ҫулӗк, кӗрÿ тутри (вышитый наспинный платок с бахромой), в руке держал саламат (нагайку). Мальчиков одевали идентично взрослым, но без принадлежностей ритуального характера.

 

Ашмарин

Никола́й Ива́нович Ашма́рин (22 сентября (4 октября) 1870, Ядрин Казанской губернии — 26 августа 1933, Казань) — российский и советский языковед, тюрколог, член-корреспондент АН СССР (1929

Родители

Николай Иванович Ашмарин родился в городе Ядрин 4 октября 1870 года в семье небогатого купца 2-й гильдии Ивана Филипповича Ашмарина, сына бывшего крепостного крестьянина Владимирской губернии, и Александры Васильевой, дочери государственного крестьянина из слободы Казачьей Курмышского уезда Симбирской губернии[3].

По словам Виктора Николаевича, сына Н. И. Ашмарина, дед отца — Фёдор — был крепостным крестьянином.

Образование

Окончив городское училище, Николай Ашмарин поступил в Нижегородскую классическую гимназию. По окончании в 1891 г. гимназии он поступил в Московский Лазаревский институт восточных языков, который окончил в 1894 году с дипломом 1-й степени.

Трудовая деятельность

В г. Казань преподавал татарский язык в Крещено-татарской школе (1895—1899 гг.), географию — в Инородческой учительской семинарии (до 1919 г.), с 1917 г. работал в Северо-восточном археологическом и этнографическом институте (ныне Восточный педагогический институт) в должности профессора чувашского и татарского языков. Сотрудничал с Переводческой комиссией при Учебном округе, служил цензором мусульманских изданий (1901—1917 гг.). В 1920—1923 гг. в Чувашском институте народного образования (г. Симбирск) вёл теоретический курс чувашского языка.

В 1923—1926 гг. заведовал кафедрой тюркологии на восточном факультете Азербайджанского государственного университета. Доктор тюркологии с 1925 г. В 1926—1931 гг. работал профессором чувашского отделения Восточного педагогического института (г. Казань), вёл курсы чувашского языка, сравнительной грамматики тюркского языка, разрабатывал теорию мимологии («О морфологических категориях подражаний в чувашском языке», Казань, 1928), готовил к публикации «Словарь чувашского языка».

Научная деятельность      

Решив составить чувашский словарь в 1901 году Николай Иванович разослал по всем местностям, где проживали чуваши, программу по сбору материала. На его обращение помочь в сборе языкового материала откликнулись десятки учителей национальных школ и другие грамотные чуваши. Многолетний труд вышел 17-томным изданием «Словаря чувашского языка», включающим 40 тысяч слов.

Автор ряда работ о чувашском языке. Главным трудом Ашмарина является 17-томный «Словарь чувашского языка», который учёный подготавливал в течение более 30 лет. Первые два тома увидели свет в 1910 и 1912 годах. Последний, 17 том, был напечатан в 1950 году в Чебоксарах. Собирал, обрабатывал и публиковал произведения чувашского фольклора.

Талантливого ученого-тюрколога знали во многих странах. Без защиты диссертации ему присвоили учёную степень доктора тюркологии, в 1929 году он был избран членом-корреспондентом АН СССР.

Основные научные работы

· Материалы для исследования чувашского языка. (1897—1898);

· Опыт исследования чувашского синтаксиса. Часть I. — Симбирск: Типогр. Полиграфсекции С. Н.Х, 1923. — 273 с.;

· Опыт исследования чувашского синтаксиса. Часть II. (1923);

· О морфологических категориях подражаний в чувашском языке. (1928);

· Ашмарин Н. И. Болгары и чуваши. — Казань, 1902.

· Словарь чувашского языка. В 17-ти тт. (1928—1958).










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 407.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...