Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Поселения, жилища и постройки чувашей, посуда и утварь




Чувашские селения ("ял", тюрк. "аул") находились, как правило, у воды, в оврагах. Селения жителей северных и центральных районов Чувашского края располагались гнездами вокруг одного, более крупного населенного пункта. Hа юго-востоке, в степных районах и за пределами Чувашии, они располагались в линейном порядке вдоль рек. Чувашские деревни в прошлом не имели четкой уличной планировки. Дворы размещались группами вокруг двора родоначальника (патронимии).

В 50-80-х гг. ХIХ в. согласно правительственному распоряжению проводится перепланировка чувашских поселений. Вместо кучно расположенных усадеб с кривыми улочками, переулками и проездами, радиально расходившимися от групп дворов, возникают прямые улицы с двусторонними или односторонними кварталами.

Tрадиционно деревни верховых чувашей (т. е. в северных районах Чувашии) были сравнительно малодворны (30-70 хозяйств) по сравнению с селениями средненизовых и особенно низовых чувашей (до 1000 дворов) на юге края и за его пределами.

Чувашская усадьба разделялась на килкарти, картиш - передний двор (т.е. собственно двор) и задний - анкарти.

К жилому дому (сурт, пўрт) пристраивалась клеть. Хозяйственные постройки у крестьянина-середняка состояли из амбара, конюшни, хлева (вите), сарая и погреба. Почти каждый чувашский двор имел летнюю кухню лас. Баня (мунча) строилась на некотором удалении от усадьбы, на склоне оврага, у реки.

Состоятельные крестьяне имели две избы, добротные двухэтажные амбары, целый комплекс помещений для хранения урожая, содержания скота. У зажиточных крестьян усадьба включала до 30 строений, у бедняков - лишь избу, сени, (заменявшие амбар), и хлев. Дворы огораживались дубовым забором или тыном.

С конца ХIХ в. в чувашских деревнях получают распространение двух-трехстворчатые ворота с двускатной крышей - "русские ворота". Их столбы украшались рельефной резьбой, болгарским солярным кругом и "веревочкой".

Во дворе под навесом лупасай хранился набор транспортных средств: телега (урапа), дроги (варам урапа), сноповозка (карман) и сани (суна).

Зажиточные крестьяне имели праздничные экипажи - тарантас с плетеным кузовом, сани со спинкой, свадебные кибитки (кеме) с обтянутым кожей полузакрытым кузовом.

Распространенный тип избы - четырехстенник. В ХIХ в. у зажиточных чувашей появляются пятистенники, дома на каменных фундаментах. В ряде местностей Среднего Поволжья и особенно Приуралья чуваши строили дома из самана, дерновых пластов, а также из камня. Крыши были в основном двускатными, у богатых встречались шатровые. Кровля делалась из коры, соломы, драпки, к концу ХIХ в. появляются крыши тесовые, железные и черепичные.

Внешняя отделка и украшение домов в далеком прошлом почти не применялись. Tолько у зажиточных крестьян фризы домов украшались резьбой. Резьба (чаще солярный круг) накладывалась также на столбы ворот.

Интерьер чувашского дома был прост. Сеней первоначально не имелось, устраивался только чуланчик. С начала ХIХ в. у чувашей появляются рубленые сени. Внутри избы вдоль стен устраивались широкие нары, над дверью, у печи, - полати. Окна затягивались специально обработанным пузырем. Глинобитная печь имела заглубленный очаг и топилась по-черному, дым выпускался через волоковое окно в углу. С середины ХIХ в. чуваши начинают ставить русские печи с дымоxодом. Однако в них при этом традиционный очаг - "бучах"- с подвешенным котлом у верховых чувашей и вмазанным котлом - у низовых (как у татар) - сохраняется.

Чувашский лас - это четырехугольный сруб с земляным полом, без потолка и окон, сложенный из камней. В нем летом готовили и принимали пищу, варили пиво.

Во второй половине ХIХ в. зажиточные чувашские крестьяне стали возводить более просторные и благоустроенные дома. Вместо курных изб появляются белые избы и каменные дома с застекленными окнами и теплыми сенями. В домах заводятся предметы русской крестьянской, а иногда и городской обстановки. Лучина и сальные свечи постепенно заменяются керосиновыми лампами.

У чувашей почти вся домашняя утварь изготовлялась из дерева. По технике изготовления она различается на:

1) утварь долбленую с целым дном (ступы, солонки, чаши и миски для супа и масла, большие и малые ковши алтар для пива, корыта для муки такана и т.п.);

2) долбленые сосуды со вставным дном (кадушки (сўпсе, чирясы, лянгосы (ленкес), батманы);

3) клепаные изделия (ведерки, бочки, кадушки);

4) посуду из бересты (туеса и кузова пурак), луба и коры (короба, обручи для сыра и т.д.);

5) плетеную утварь из лыка (кошел, пестерь пештер, чашки для хлеба) и лозы (корзины и др.).

Чувашские гончары появились во второй половине ХVIII в. Они делали горшки (чўлмек), кувшины (какштам) для молока и пива, миски и жаровни.

В каждом чувашском доме имелись чугунные котлы самой разной величины.

До начала ХХ в. были в употреблении кожаные мешки для зерна - петре, переметная наплечная сумка такмак.

9

Музыкальное искусство Чувашии: становление и развитие.

Tрадиционная музыкальная культура чувашей сложилась в результате взаимодействия тюркского, древнеиранского и финно-угорского компонентов. Исполнение большинства песен сопровождалось игрой на разнообразных музыкальных инструментах: пузырь (шапар), волынка (сарнай), варгап (купас), свирель и дудка (шахличе), скрипка (серме купас), гудок (род скрипки с тремя струнами), гусли (кесле) И др.

Ладовая основа чувашской музыки - пентатоническая. Вокал - в основном одноголосный и редко двухголосный. В отличие от многих соседних народов, у чувашей большое распространение получило коллективное (хоровое) пение. Tанцы у чувашей не отличались большим разнообразием. Движения девушек (женщин) в танце плавные, пластичные, а мужчин - темпераментные, с подпрыгиваниями, приседаниями.

В начале ХХ в. в чувашских селах появляются гармонь, балалайка, нередко и гитара. Под влиянием городской культуры возникает новый молодежный стиль музыкального фольклора (девичьи любовные песни, частушки, плясовые напевы и др.), получают распространение русские пляски (барыня, камаринская и др.).

Чувашское устное народное творчество имело развитые виды и формы. Оно было тесно связано с сельскохозяйственным трудом и различного рода обрядами.

Фольклор чувашей основывается на песне. Молодежью исполнялись песни во время улах (посиделок) и уяв, вайа (вечерних хороводов), сере яни (гаданий на кольцах), саварни чупни масленичных катаний). Пели свадебные, трудовые, лирические, рекрутские, а также исторические песни.

Бытовали у чувашей и ритуальные песни. Пели во время проведения обрядов кер сари или аван сари (осенние жертвоприношения в честь нового урожая) и т. д. Глубоко печальны были песни-причеты похоронно-поминального цикла.

До христианизации застольные песни чувашей имели сугубо обрядовую окраску. Они были полны духа уважения к обычаям, труду, родственным связям. Со временем застольные песни превратились в гостевые. Спецификой поэтики является образный параллелизм: первая половина песенной строфы содержит описание какого-либо природного явления, а вторая, основная, дает сходную с ним картину переживаний человека.

 

Народная музыка

В начале XX века музыкальная культура чувашей была представлена только народным песнопениями. В старинном фольклоре песни бытовые (колыбельные, детские, лирические, посиделочные, застольные, шуточные, плясовые, хороводные, игровые), обрядовые (в том числе свадебные, похоронные, поминальные), трудовые (бурлацкие, ямщицкие, крестьянские), песни социального содержания (сиротские, бедняцкие, батрацкие, рекрутские, переселенческие, каторжные, женские), исторические (о событиях времён Золотой Орды и Казанского ханства, о Степане Разине, Емельяне Пугачёве).

В советское время завоевали популярность песни о новом быте, колхозной жизни, также лирические, молодёжные.

Ладовой основой чувашской музыки является пентатоника. Часто в песнях представлены 2-3 пентатонных лада, что ведёт к расширению звукового состава до 6-7 звуков и образованию т. н. полутона на расстоянии. Встречаются песни с 6- и 7-ступенными диатоническими звукорядами, включающими полутоны.

Народные музыкальные инструменты — дудка (чуваш. ’’шăхлич’’), волынка из бычьего пузыря (чуваш. ’’шăпăр’’) и сарнай из козьей кожи (чуваш. ’’сăрнай’’), вархан и палнай (язычковые), гусли (чуваш. ’’кĕсле’’), барабан (чуваш. ’’параппан’’), ханкарма (бубен); вошли в быт также скрипка и гармонь.

Записи чувашской народной музыки («Музыка чувашских песен») впервые были напечатаны в Казани под редакцией В. А. Мошкова в 1893 году. В 1908 и 1912 годах учащиеся и преподаватели Симбирской чувашской учительской школы выпустили 2 выпуска «Образцов мотивов чувашских народных песен и тексты к ним». В советский период изданы сборники С. М. Максимова («Песни верховых чувашей», 1932; «Чувашские народные песни», 1964; «Чувашские народные песни. 620 песен и мелодий, записанных от Гаврила Фёдорова», 1969), среди зарубежных -«Chuvash Folksongs» (by Lászlo Vikár and Gábor Bereczki, Budapest, 1979). Также много песен собрали В. П. Воробьёв, Г. Г. Лисков, Т. П. Парамонов, Ю. А. Илюхин.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 1934.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...