Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Система экологического права.




Экологическое право имеет свою внутреннюю организацию, структуру. Как и всякая отрасль права, экологическое право состоит из правовых норм, институтов и подотраслей, которые образуют его систему. Оно делится на Общую и Особенную части.
Общая часть охватывает нормы права, содержащие наиболее общие положения, которые имеют основополагающее, определяющее значение для экологического права в целом и применяются в процессе реализации всех других норм, регулирующих отношения в сфере использования и охраны природы.
Нормы Общей части закрепляют задачи, принципы и объекты правового регулирования, определяют сферу и характер регулируемых общественных отношений, круг участвующих в них субъектов, правовые основы функционирования экономического механизма охраны окружающей природной среды, осуществления экологической функции российского государства.
В рамках Общей части выделяются правовые институты, регулирующие группы однородных общественных отношений в области использования и охраны окружающей природной среды, например, институты права собственности на природные ресурсы, права природопользования, экологических прав граждан, государственного экологического управления и контроля, ответственности за экологические правонарушения.
Особенную часть экологического права составляют нормы, институты и подотрасли, которые устанавливают правовой режим отдельных видов природных ресурсов, природных комплексов и других объектов экологического права. Нормы Особенной части регулируют использование и охрану земель, лесов, недр, животного мира, охрану атмосферного воздуха, окружающей человека среды, режим особо охраняемых природных территорий. Так, нормы, определяющие правовой режим использования и охраны лесов, образуют подотрасль лесного права, вод - водного права и т.д.





Проблемы соотношения экологического законодательства РФ и субъектов РФ.

Органы представительной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, реализуя предоставленные им Конституцией Российской Федерации и Федеративными договорами полномочия, принимают (издают) различные по форме и юридической силе нормативные акты, регулирующие на региональном уровне общественные отношения в области природопользования и охраны окружающей среды. Экологические акты, носящие локальный характер, принимаются (издаются) также органами местного самоуправления. Круг ведения субъектов Федерации и органов местного самоуправления определяется законодательными актами об этих органах и отраслевым экологическим законодательством по землепользованию: Земельным кодексом, по недропользованию – Законом РФ «О недрах», по водопользованию – Водным кодексом, по лесопользованию – Лесным кодексом и т.д. Основное требование, предъявляемое к актам, принимаемым (издаваемым) представи-тельными и исполнительными органами субъектов Федерации, – соответствие их Конституции Российской Федерации и федеральным законам, а к актам, принимаемым (издаваемым) органами местного самоуправления, – их соответствие, кроме того, и актам органов представительной и исполнительной власти субъектов Федерации. Государственными органами субъектов Федерации, в том числе и органами, осуществляющими экологический контроль, также издаются нормативные акты в форме приказов, положений, правил, инструкций по вопросам природопользования и охраны окружающей среды. Нормативные акты по этим вопросам издаются, кроме того, руководителями предприятий, организаций и учреждений, они обязательны для исполнения работниками данных органов. Таким образом, источниками экологического права являются нормативные акты по вопросам природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, принимаемые (издаваемые) органами представительной и исполнительной власти всех уровней, органами местного самоуправления, государственными органами управления всех уровней, а также руководителями предприятий, учреждений и организаций. Следует иметь в виду, что экологическое законодательство подвержено значительным изменениям: принимаются новые нормативные акты, отменяются устаревшие акты, вносятся изменения и дополнения в действующие, т.е. идет процесс его совершенствования. Должностные лица, применяющие экологическое законодательство, должны быть в курсе происходящих в нем изменений. Представляется, что источником экологического права могут быть обычаи, которые либо санкционированы государством и в силу этого стали общеобязательными, либо не санкционированы им, но воспринимаются подавляющей частью населения в силу сложившихся традиций и привычек как обязательные для соблюдения.

Федеральный закон РФ «Об охране окружающей среды». Общая характеристика и место в системе источников экологического права.

Федеральный Закон «Об охране окружающей среды» был принят 10 января 2002 года.Федеральный закон «Об охране окружающей среды» состоит из 16 глав и 84 статей.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 267.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...